Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летающий Ё-мобиль – перспективный проект или идея-фикс?


02.09.13 13:26 Сергей Духовлинов, Юрий Рыжков, Журнал "Авиапанорама" № 4(100)-2013


Пролог. Как рождалась идея (по словам Ю.Рыжкова) Однажды летним вечером 2012 года вспомнилась студенческая молодость в Куйбышевском авиационном институте, первый учёный-наставник А.П. Меркулов, ранцевый вертолёт с «прямоточкой» (с прямоточными двигателями. – Прим. ред.) на концах лопастей, идеей которого учёный увлёк тогдашнего студента. Да так увлёк, что учёбу студент наполовину забросил. Всё было – и стенд для огневых испытаний был сооружён, и движок на заводе изготовили, и радость от первого запуска движка, и взрывы на стенде.

Вспомнил всё это и позвонил Г.Г. Ирейкину. Другу в студенчестве, а ныне Герою России, председателю Правления  Клуба Героев города Жуковского. Геннадий Григорьевич, говорю, помнишь эпопею с ранцевым вертолётом? Вот проект, который Клуб Героев мог бы взять под своё крыло. Давай, ответил Г.Г. Ирейкин, и передал предложение одному из сотрудников Клуба, он из Питера. Тот посмотрел. А чего, говорит, «прямоточки»? От них только шум-дым и никакого к.п.д. Вот электропривод – это другое дело, это сейчас модно. Ничего себе, думаю, это какой же аккумулятор надо с собой таскать, с небольшой коттедж олигарха, наверное. Но делать нечего, стало любопытно. 
 
Забил в поисковике «электрический вертолёт», в ответ получил ссылку на статью с таким же названием. Статья небольшая по объёму, но очень ёмкая по мыслям. Написана уважаемыми людьми, ведущими специалистами Центрального института авиамоторостроения им. П.И. Баранова во главе с О.С. Гуревичем. Прочитал её и подумал: эге, дело-то стоящее! Звоню нашему первому соавтору и говорю: «Сергей! Помнишь свою оригинальную электроустановку?». И пошло-поехало, закрутилось-завертелось!
 
Так родился проект, о котором ниже. И появилась команда единомышленников.
 
Проект.
 
Сегодня в мире ведётся интенсивная работа по созданию транспортных средств с электрическим силовым приводом, в том числе летательных аппаратов различного вида. В мире уже летают десятки «электрических» самолётов (см. «Авиапанорама» № 2-2009. Прим. ред.) производства различных  фирм. Что касается электрического пилотируемого вертолёта, то тут, по мнению авиационных специалистов (ОАО «Климов»), прогресс пока не столь впечатляет. Вертолет является более сложным и дорогим изделием, чем самолёт. Круг решаемых проблем при разработке вертолёта существенно больше, чем при разработке самолёта, и имеет свою специфику.
 
Первые полёты на экcперимен¬тальных вертолётах с электроприводом выполнены (по данным  СМИ) во Франции (инженер Паскаль Кретьен), в США (Sikorsky Aircraft, полностью электрический вертолёт Firefly на базе легкого вертолета S-300C),  в Европе (компания Eurocopter провела успешные испытания гибридного вертолета AS350 с турбовальным двигателем внутреннего сгорания и электрическим мотором для исследований процессов облегчённого перехода на режим авторотации). 
 
В доступной информации отсутствуют технические данные по программе создания летающего автомобиля Transformer (проекты DAPRA, см. «Авиапанорама» №№ 2,3, 4,5-2012. Прим. ред.), но с уверенностью можно утверждать, что используются преимущества гибридных схем с силовым  электроприводом. Они состоят в следующем:
 
конструктивно упрощаются и облегчаются трансмиссии,
авиационные модули (несущий, рулевые и толкающие винты) достаточно просто устанавливаются на  перспективных электромобилях,
совместно с электроникой появляется возможность легко организовать управление полётом как из салона «летающего» транспортного средства, так и в дистанционном, беспилотном режиме.  
 
В СССР в 1930-е годы подобный проект (летающие автомобиль и лёгкий танк) уже предлагался нашими авиаконструкторами, однако уровень знаний и технологий того времени не позволил его реализовать. Проект летающей «боевой машины пехоты», т.е. бронированного и вооруженного вертолета, который мог бы высаживать отделение солдат,  был реализован  в 60-70-е годы в виде вертолёта Ми-24 нескольких модификаций. Следует, однако, отметить, что проект Ми-24 не предусматривал применение изделия как наземного транспортного средства. 
 
В нынешней России есть техническая и технологическая возможность поэтапной реализации проектов, аналогичных зарубежным. Необходимые комплектующие и механизмы, не уступающие по своим характеристикам импортным, производятся в стране либо их можно свободно купить на зарубежном рынке.
 
Есть также команда специалистов, объединённая на общественных началах желанием сохранить нашу страну в числе лидеров – создателей вертолётов с электрическим силовым приводом. Реализация проекта силами команды и привлекаемых в кооперацию предприятий позволит сохранить суверенитет страны в сфере развития авиационной науки  и техники.
 
Какие же проблемы существуют на пути создания полностью электрического вертолёта? По-крупному, их две (ФГУП ЦИАМ им. П.И. Баранова, ОАО «Климов»):
 
снижение удельной массы силовых низкооборотных (500…700 об/мин) электрических двигателей непосредственного (безредукторного) привода несущих винтов,
снижение удельной массы и цены и увеличение ресурса аккумуляторных батарей.
 
Компания  Protean Electric (США) строит в Китае завод по производству мотор-колёс непрерывной мощностью 54 кВт (75 л.с.), пиковой мощностью 75 кВт (100 л.с.) и массой 31 кг. Силовой электромотор на постоянных магнитах с воздушным охлаждением, созданный в США для вертолёта Firefly (Sikorsky Aircraft), располагает мощностью 142 кВт (190 л.с.) и приемлемыми весогабаритными характеристиками. Над чем-то похожим работают в Беларуси. 
 
Прогресс в электромоторах наметился. Ожидать создание аккумуляторов с приемлемыми для полностью электрических вертолётов характеристиками следует не ранее конца 2020-х – начала 2030-х годов (ЦИАМ им. П.И. Баранова). Альтернативой упомянутым аккумуляторам (пока не появились с нужными характеристиками) могла бы послужить разработанная и запатентованная одним из авторов настоящей статьи оригинальная электросиловая установка.
 
При современном уровне электротехнических и двигателестроительных технологий решение задачи создания «электрического вертолета» может быть получено при использовании в составе гибридной силовой установки – линейного электроагрегата, основными составными частями которого являются  линейный генератор, якоря которого совершают возвратно-поступательное движение, и свободно-поршневой двигатель, служащий для  их привода.
 
На сегодня работы в этом направлении  ведутся во всех промышленно развитых  странах. В Советском Союзе в 1980-х – начале 1990-х годов в ГОКБ «Горизонт» была предложена, запатентована и реализована одна из возможных схем линейного электроагрегата, обеспечивающая генерацию как однофазного, так и трехфазного тока, которая обеспечивала возможность достижения высоких массогабаритных  и энергетических  характеристик. Показано, что при мощностях порядка 10 МВт и использовании сверхпроводящей системы  возбуждения  удельная мощность может достигать 0,3 кг/кВт при эффективном к.п.д. 0,4 – 0,5, а при мощностях  до 1 МВт и использовании  обычных (высокотемпературных) материалов можно говорить об удельной мощности на уровне 1кг/кВт при высоком эффективном к.п.д.
 
Комплекс работ по разработке и испытаниям ряда макетов линейного электроагрегата послужил основанием для принятия решения  о серийном производстве систем резервного электроснабжения  мощностью 5 и 10 кВт, учитывая то, что время запуска и приема нагрузки данной электрогенерирующей установкой не превышает 0,1с. Было выделено финансирование, сформирована кооперация и начато производство. Однако в силу социальных и экономических преобразований начала 90-х годов финансирование было прекращено, работы приостановлены, кооперация распалась.
 
Установку в модернизированном виде, учитывая накопленные знания и появление современных материалов и технологий, планируется применить в проекте в качестве гибридной электроустановки. 
 
В перспективе, после выполнения поисковой работы, планируется изготовление электросиловой установки на базе линейного генератора со свободнопоршневым двигателем мощностью порядка 200 кВт и электромотора, подобного тому, что установлен на вертолёте Firefly. Такая силовая установка позволит поднять в воздух гибридный электромобиль с суммарной взлётной массой ~1500 кг (электромобиль с ЭСУ + электромотор + несущая система). На электромобиле должны быть предусмотрены узлы быстрого съёма-установки несущей системы и каналы прокладки силового кабеля и кабеля управления.
 
Воссоздание ранее разработанной электросиловой установки с линейным электрогенератором и свободнопоршневым двигателем легло в основу четырёхэтапной программы поисковых работ по реализации проекта электрического вертолёта. Мы хорошо усвоили мудрость авиационных инженеров – с хорошим мотором и ворота полетят.
 
На встречах в рабочем порядке к проекту проявлен интерес в ЦАГИ и в МЧС РФ.
 
В программе работ по реализации проекта на первом этапе запланировано: 
 
приобретение материалов, приобретение и изготовление отдельных узлов, деталей и комплектующих, в том числе подбор и приобретение электромотора и несущей системы от серийного вертолета.
Разработка и изготовление экспериментального образца силовой электроустановки (линейный электрогенератор плюс свободнопоршневой двигатель) мощностью до 200 кВт. 
Изготовление и сборка платформы, полная сборка полноразмерного летающего экспериментального стенда, наземные и лётные испытания изготовленного стенда.
Формирование кооперации по разработке документации и изготовлению составных частей проекта на последующих этапах проекта.
Разработка концепции построения контура управления электровертолёта с учётом испытаний экспериментального стенда. 
Разработка требований к электронному комплексу (бортовому и наземному) для контура управления электровертолётом в пилотируемом и беспилотном режимах,   удовлетворяющему требованиям надёжности при полётах с человеком на борту.
На последующих этапах запланировано (будет уточняться по результатам первого этапа):
изготовление и испытание экспериментальной электроустановки мощностью 550 кВт, разработка эскизного проекта на линейку (модельный ряд) силовых электроустановок мощностью от 50 до 6 000 кВт. 
Приобретение и доработка серийно выпускаемого электромобиля под установку экспериментальной энергоустановки и модуля. 
Приобретение несущего винта и изготовление экспериментального полноразмерного модуля.
Разработка и изготовление узлов установки модуля на электромобиле.
Наземные и лётные испытания электромобиля с установленным модулем.
Доработка серийно выпускаемого вертолёта (установка электросилового агрегата, электроники, аккумуляторов увеличенной ёмкости) 
Наземные и лётные испытания доработанного вертолёта.
Заказ серийно выпускаемого вертолёта (без двигателей) с взлётной массой до 3500 кг. 
 
Эпилог
 
К сожалению, Господь не наградил нас коммерческими талантами, дал лишь кое-какие способности как инженерам, техникам, рабочим, а в прошлой жизни мы не заработали нужных денег. Только поэтому мы ищем средства и просим о посильной помощи в реализации проекта «Электрический вертолёт». Но не сидим  на месте. Помним о старинном афоризме: «Кто хочет сделать – ищет способ, кто не хочет – ищет причину»  (висел в единственном числе на большом плакате-лозунге в зале заседаний Коллегии Минобщемаша СССР – ракетно-космического министерства).
 
Вот мы и ищем способ. 
 
Для начала обратились в один коммерческий банк при поддержке хорошо знакомого человека, приближённого к правлению банка, с просьбой выделить относительно небольшие деньги на приобретение материалов и комплектующих. Неофициальный ответ руководства – а вдруг ничего не получится, а деньги будут потрачены? Нет. Стало понятно, что потенциальных инвесторов-спонсоров в лучшем случае может заинтересовать только действующее «железо».
 
Пошли дальше. Отправили e-mail главному конструктору «Ё-мобиля» с приглашением обсудить вопрос о наделении электромобиля ещё одним свойством – летать. Дальнейшее – молчанье. По всей вероятности, главный конструктор, замороченный текучкой, решил: и так дел невпроворот, сроки срываются, а тут какие-то полусумасшедшие лезут  с бредовой идеей.
 
Далее – на имя заместителя Председателя Правительства РФ Д.О. Рогозина отправили письмо с приложением программы реализации проекта и просьбой поддержать проект. Из Аппарата Правительства РФ дано поручение подготовить заключение трём организациям: ОАО «Вертолёты России», ОАО «Климов» и ФГУП «Центральный институт авиамоторостроения им. П.И. Баранова».
 
Заключения были получены, с ними мы, в основном, согласны, особенно с тем, что заложенные в проекте идеи сегодня достаточно актуальны и требуют своего решения и больших средств. Не согласны мы лишь с тем, что работы, заложенные в проект, под силу только специализированным предприятиям и организациям.  Почему П. Кретьен на своём вертолётике весьма простой конструкции может проводить очень серьёзные поисковые работы в обеспечение безопасности полётов, а, образно говоря, Ивановы-Петровы-Сидоровы – нет? Почему мы не можем организовать изготовление оригинальной экспериментальной электроустановки? Дорожка-то к ней протоптана 25-30 лет назад!
 
И ещё вот что. В литературе и в жизни мы видели в авиационных КБ огромные залы, заставленные чертёжными досками с конструкторами за ними. Ныне же технология разработки дополнилась мощной компьютерной поддержкой. Конструктор, сидя за компьютером с программным обеспечением (типа autoCAD’a) где-нибудь во Владивостоке, в реальном масштабе времени может «визави» решать возникшие проблемы с ведущим конструктором, сидящим, например, в Подмосковье или в Петербурге. Почему же не воспользоваться появившимися возможностями?
 
Далее. Несущему винту безразлично, что его крутит – турбина, поршневой двигатель или электромотор. Появление электромотора в силовой установке предполагает появление новых свойств контура управления. Выявить их и приспособить к делу можно, что на серийном экспериментальном вертолёте, переоборудованном под электротягу, что на простом экспериментальном летающем стенде. Результаты одни и те же, а затраты разные.
 
После анализа полученных заключений обращение вновь отправлено в Правительство, сейчас оно на заключении в Минпромторге РФ. Ждем ответа в середине августа с.г. Суть ответа предсказуема.
 
Обращаясь к разработчикам специализированных авиационных предприятий, хотим сказать: мы вовсе не стремимся перебежать вам дорогу в поиске вами средств на ваши аналогичные или, может быть, лучшие проекты. Мы не конкуренты, просто мы работаем в разных нишах одного дела. Наступит день, когда от поисков нужно будет перейти к разработке и промышленному производству электрических вертолётов с использованием всяких ОСТов-ГОСТов, нормативов, лицензий, испытаний и пр. Вот тогда и придёт ваш звёздный час!  
Уважаемые коллеги, товарищи, друзья, инвесторы-спонсоры! Приглашаем к  нашему интересному и перспективному делу! Вместе мы победим.
 
P.S. А ранцевый вертолёт с «прямоточками» не забыт. Тем более, что в Омске сверкнул огонёк надежды – изобретатель Котельников с его «Юлой». Надо только просчитать баланс энергий и газовую динамику. Вот будет время…
 
P.P.S. Когда номер журнала был отправлен в печать, из Минпромторга РФ поступило заключение на  проект:  "… в целях рассмотрения вопроса оказания бюджетного финансирования в рамках Программы Вам необходимо подготовить и направить заявку на выполнение работ …в Экспертный совет при Научно-координационном совете по координации, научно-техническому и организационному сопровождению реализации Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» для участия в открытом конкурсе".



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBstE1
Услуги проверенных юристов: https://youdo.com/lawyer/criminallaw/ тут.
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/refrigerator/, описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer