Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летающий Ё-мобиль – перспективный проект или идея-фикс?


02.09.13 13:26 Сергей Духовлинов, Юрий Рыжков, Журнал "Авиапанорама" № 4(100)-2013


Пролог. Как рождалась идея (по словам Ю.Рыжкова) Однажды летним вечером 2012 года вспомнилась студенческая молодость в Куйбышевском авиационном институте, первый учёный-наставник А.П. Меркулов, ранцевый вертолёт с «прямоточкой» (с прямоточными двигателями. – Прим. ред.) на концах лопастей, идеей которого учёный увлёк тогдашнего студента. Да так увлёк, что учёбу студент наполовину забросил. Всё было – и стенд для огневых испытаний был сооружён, и движок на заводе изготовили, и радость от первого запуска движка, и взрывы на стенде.

Вспомнил всё это и позвонил Г.Г. Ирейкину. Другу в студенчестве, а ныне Герою России, председателю Правления  Клуба Героев города Жуковского. Геннадий Григорьевич, говорю, помнишь эпопею с ранцевым вертолётом? Вот проект, который Клуб Героев мог бы взять под своё крыло. Давай, ответил Г.Г. Ирейкин, и передал предложение одному из сотрудников Клуба, он из Питера. Тот посмотрел. А чего, говорит, «прямоточки»? От них только шум-дым и никакого к.п.д. Вот электропривод – это другое дело, это сейчас модно. Ничего себе, думаю, это какой же аккумулятор надо с собой таскать, с небольшой коттедж олигарха, наверное. Но делать нечего, стало любопытно. 
 
Забил в поисковике «электрический вертолёт», в ответ получил ссылку на статью с таким же названием. Статья небольшая по объёму, но очень ёмкая по мыслям. Написана уважаемыми людьми, ведущими специалистами Центрального института авиамоторостроения им. П.И. Баранова во главе с О.С. Гуревичем. Прочитал её и подумал: эге, дело-то стоящее! Звоню нашему первому соавтору и говорю: «Сергей! Помнишь свою оригинальную электроустановку?». И пошло-поехало, закрутилось-завертелось!
 
Так родился проект, о котором ниже. И появилась команда единомышленников.
 
Проект.
 
Сегодня в мире ведётся интенсивная работа по созданию транспортных средств с электрическим силовым приводом, в том числе летательных аппаратов различного вида. В мире уже летают десятки «электрических» самолётов (см. «Авиапанорама» № 2-2009. Прим. ред.) производства различных  фирм. Что касается электрического пилотируемого вертолёта, то тут, по мнению авиационных специалистов (ОАО «Климов»), прогресс пока не столь впечатляет. Вертолет является более сложным и дорогим изделием, чем самолёт. Круг решаемых проблем при разработке вертолёта существенно больше, чем при разработке самолёта, и имеет свою специфику.
 
Первые полёты на экcперимен¬тальных вертолётах с электроприводом выполнены (по данным  СМИ) во Франции (инженер Паскаль Кретьен), в США (Sikorsky Aircraft, полностью электрический вертолёт Firefly на базе легкого вертолета S-300C),  в Европе (компания Eurocopter провела успешные испытания гибридного вертолета AS350 с турбовальным двигателем внутреннего сгорания и электрическим мотором для исследований процессов облегчённого перехода на режим авторотации). 
 
В доступной информации отсутствуют технические данные по программе создания летающего автомобиля Transformer (проекты DAPRA, см. «Авиапанорама» №№ 2,3, 4,5-2012. Прим. ред.), но с уверенностью можно утверждать, что используются преимущества гибридных схем с силовым  электроприводом. Они состоят в следующем:
 
конструктивно упрощаются и облегчаются трансмиссии,
авиационные модули (несущий, рулевые и толкающие винты) достаточно просто устанавливаются на  перспективных электромобилях,
совместно с электроникой появляется возможность легко организовать управление полётом как из салона «летающего» транспортного средства, так и в дистанционном, беспилотном режиме.  
 
В СССР в 1930-е годы подобный проект (летающие автомобиль и лёгкий танк) уже предлагался нашими авиаконструкторами, однако уровень знаний и технологий того времени не позволил его реализовать. Проект летающей «боевой машины пехоты», т.е. бронированного и вооруженного вертолета, который мог бы высаживать отделение солдат,  был реализован  в 60-70-е годы в виде вертолёта Ми-24 нескольких модификаций. Следует, однако, отметить, что проект Ми-24 не предусматривал применение изделия как наземного транспортного средства. 
 
В нынешней России есть техническая и технологическая возможность поэтапной реализации проектов, аналогичных зарубежным. Необходимые комплектующие и механизмы, не уступающие по своим характеристикам импортным, производятся в стране либо их можно свободно купить на зарубежном рынке.
 
Есть также команда специалистов, объединённая на общественных началах желанием сохранить нашу страну в числе лидеров – создателей вертолётов с электрическим силовым приводом. Реализация проекта силами команды и привлекаемых в кооперацию предприятий позволит сохранить суверенитет страны в сфере развития авиационной науки  и техники.
 
Какие же проблемы существуют на пути создания полностью электрического вертолёта? По-крупному, их две (ФГУП ЦИАМ им. П.И. Баранова, ОАО «Климов»):
 
снижение удельной массы силовых низкооборотных (500…700 об/мин) электрических двигателей непосредственного (безредукторного) привода несущих винтов,
снижение удельной массы и цены и увеличение ресурса аккумуляторных батарей.
 
Компания  Protean Electric (США) строит в Китае завод по производству мотор-колёс непрерывной мощностью 54 кВт (75 л.с.), пиковой мощностью 75 кВт (100 л.с.) и массой 31 кг. Силовой электромотор на постоянных магнитах с воздушным охлаждением, созданный в США для вертолёта Firefly (Sikorsky Aircraft), располагает мощностью 142 кВт (190 л.с.) и приемлемыми весогабаритными характеристиками. Над чем-то похожим работают в Беларуси. 
 
Прогресс в электромоторах наметился. Ожидать создание аккумуляторов с приемлемыми для полностью электрических вертолётов характеристиками следует не ранее конца 2020-х – начала 2030-х годов (ЦИАМ им. П.И. Баранова). Альтернативой упомянутым аккумуляторам (пока не появились с нужными характеристиками) могла бы послужить разработанная и запатентованная одним из авторов настоящей статьи оригинальная электросиловая установка.
 
При современном уровне электротехнических и двигателестроительных технологий решение задачи создания «электрического вертолета» может быть получено при использовании в составе гибридной силовой установки – линейного электроагрегата, основными составными частями которого являются  линейный генератор, якоря которого совершают возвратно-поступательное движение, и свободно-поршневой двигатель, служащий для  их привода.
 
На сегодня работы в этом направлении  ведутся во всех промышленно развитых  странах. В Советском Союзе в 1980-х – начале 1990-х годов в ГОКБ «Горизонт» была предложена, запатентована и реализована одна из возможных схем линейного электроагрегата, обеспечивающая генерацию как однофазного, так и трехфазного тока, которая обеспечивала возможность достижения высоких массогабаритных  и энергетических  характеристик. Показано, что при мощностях порядка 10 МВт и использовании сверхпроводящей системы  возбуждения  удельная мощность может достигать 0,3 кг/кВт при эффективном к.п.д. 0,4 – 0,5, а при мощностях  до 1 МВт и использовании  обычных (высокотемпературных) материалов можно говорить об удельной мощности на уровне 1кг/кВт при высоком эффективном к.п.д.
 
Комплекс работ по разработке и испытаниям ряда макетов линейного электроагрегата послужил основанием для принятия решения  о серийном производстве систем резервного электроснабжения  мощностью 5 и 10 кВт, учитывая то, что время запуска и приема нагрузки данной электрогенерирующей установкой не превышает 0,1с. Было выделено финансирование, сформирована кооперация и начато производство. Однако в силу социальных и экономических преобразований начала 90-х годов финансирование было прекращено, работы приостановлены, кооперация распалась.
 
Установку в модернизированном виде, учитывая накопленные знания и появление современных материалов и технологий, планируется применить в проекте в качестве гибридной электроустановки. 
 
В перспективе, после выполнения поисковой работы, планируется изготовление электросиловой установки на базе линейного генератора со свободнопоршневым двигателем мощностью порядка 200 кВт и электромотора, подобного тому, что установлен на вертолёте Firefly. Такая силовая установка позволит поднять в воздух гибридный электромобиль с суммарной взлётной массой ~1500 кг (электромобиль с ЭСУ + электромотор + несущая система). На электромобиле должны быть предусмотрены узлы быстрого съёма-установки несущей системы и каналы прокладки силового кабеля и кабеля управления.
 
Воссоздание ранее разработанной электросиловой установки с линейным электрогенератором и свободнопоршневым двигателем легло в основу четырёхэтапной программы поисковых работ по реализации проекта электрического вертолёта. Мы хорошо усвоили мудрость авиационных инженеров – с хорошим мотором и ворота полетят.
 
На встречах в рабочем порядке к проекту проявлен интерес в ЦАГИ и в МЧС РФ.
 
В программе работ по реализации проекта на первом этапе запланировано: 
 
приобретение материалов, приобретение и изготовление отдельных узлов, деталей и комплектующих, в том числе подбор и приобретение электромотора и несущей системы от серийного вертолета.
Разработка и изготовление экспериментального образца силовой электроустановки (линейный электрогенератор плюс свободнопоршневой двигатель) мощностью до 200 кВт. 
Изготовление и сборка платформы, полная сборка полноразмерного летающего экспериментального стенда, наземные и лётные испытания изготовленного стенда.
Формирование кооперации по разработке документации и изготовлению составных частей проекта на последующих этапах проекта.
Разработка концепции построения контура управления электровертолёта с учётом испытаний экспериментального стенда. 
Разработка требований к электронному комплексу (бортовому и наземному) для контура управления электровертолётом в пилотируемом и беспилотном режимах,   удовлетворяющему требованиям надёжности при полётах с человеком на борту.
На последующих этапах запланировано (будет уточняться по результатам первого этапа):
изготовление и испытание экспериментальной электроустановки мощностью 550 кВт, разработка эскизного проекта на линейку (модельный ряд) силовых электроустановок мощностью от 50 до 6 000 кВт. 
Приобретение и доработка серийно выпускаемого электромобиля под установку экспериментальной энергоустановки и модуля. 
Приобретение несущего винта и изготовление экспериментального полноразмерного модуля.
Разработка и изготовление узлов установки модуля на электромобиле.
Наземные и лётные испытания электромобиля с установленным модулем.
Доработка серийно выпускаемого вертолёта (установка электросилового агрегата, электроники, аккумуляторов увеличенной ёмкости) 
Наземные и лётные испытания доработанного вертолёта.
Заказ серийно выпускаемого вертолёта (без двигателей) с взлётной массой до 3500 кг. 
 
Эпилог
 
К сожалению, Господь не наградил нас коммерческими талантами, дал лишь кое-какие способности как инженерам, техникам, рабочим, а в прошлой жизни мы не заработали нужных денег. Только поэтому мы ищем средства и просим о посильной помощи в реализации проекта «Электрический вертолёт». Но не сидим  на месте. Помним о старинном афоризме: «Кто хочет сделать – ищет способ, кто не хочет – ищет причину»  (висел в единственном числе на большом плакате-лозунге в зале заседаний Коллегии Минобщемаша СССР – ракетно-космического министерства).
 
Вот мы и ищем способ. 
 
Для начала обратились в один коммерческий банк при поддержке хорошо знакомого человека, приближённого к правлению банка, с просьбой выделить относительно небольшие деньги на приобретение материалов и комплектующих. Неофициальный ответ руководства – а вдруг ничего не получится, а деньги будут потрачены? Нет. Стало понятно, что потенциальных инвесторов-спонсоров в лучшем случае может заинтересовать только действующее «железо».
 
Пошли дальше. Отправили e-mail главному конструктору «Ё-мобиля» с приглашением обсудить вопрос о наделении электромобиля ещё одним свойством – летать. Дальнейшее – молчанье. По всей вероятности, главный конструктор, замороченный текучкой, решил: и так дел невпроворот, сроки срываются, а тут какие-то полусумасшедшие лезут  с бредовой идеей.
 
Далее – на имя заместителя Председателя Правительства РФ Д.О. Рогозина отправили письмо с приложением программы реализации проекта и просьбой поддержать проект. Из Аппарата Правительства РФ дано поручение подготовить заключение трём организациям: ОАО «Вертолёты России», ОАО «Климов» и ФГУП «Центральный институт авиамоторостроения им. П.И. Баранова».
 
Заключения были получены, с ними мы, в основном, согласны, особенно с тем, что заложенные в проекте идеи сегодня достаточно актуальны и требуют своего решения и больших средств. Не согласны мы лишь с тем, что работы, заложенные в проект, под силу только специализированным предприятиям и организациям.  Почему П. Кретьен на своём вертолётике весьма простой конструкции может проводить очень серьёзные поисковые работы в обеспечение безопасности полётов, а, образно говоря, Ивановы-Петровы-Сидоровы – нет? Почему мы не можем организовать изготовление оригинальной экспериментальной электроустановки? Дорожка-то к ней протоптана 25-30 лет назад!
 
И ещё вот что. В литературе и в жизни мы видели в авиационных КБ огромные залы, заставленные чертёжными досками с конструкторами за ними. Ныне же технология разработки дополнилась мощной компьютерной поддержкой. Конструктор, сидя за компьютером с программным обеспечением (типа autoCAD’a) где-нибудь во Владивостоке, в реальном масштабе времени может «визави» решать возникшие проблемы с ведущим конструктором, сидящим, например, в Подмосковье или в Петербурге. Почему же не воспользоваться появившимися возможностями?
 
Далее. Несущему винту безразлично, что его крутит – турбина, поршневой двигатель или электромотор. Появление электромотора в силовой установке предполагает появление новых свойств контура управления. Выявить их и приспособить к делу можно, что на серийном экспериментальном вертолёте, переоборудованном под электротягу, что на простом экспериментальном летающем стенде. Результаты одни и те же, а затраты разные.
 
После анализа полученных заключений обращение вновь отправлено в Правительство, сейчас оно на заключении в Минпромторге РФ. Ждем ответа в середине августа с.г. Суть ответа предсказуема.
 
Обращаясь к разработчикам специализированных авиационных предприятий, хотим сказать: мы вовсе не стремимся перебежать вам дорогу в поиске вами средств на ваши аналогичные или, может быть, лучшие проекты. Мы не конкуренты, просто мы работаем в разных нишах одного дела. Наступит день, когда от поисков нужно будет перейти к разработке и промышленному производству электрических вертолётов с использованием всяких ОСТов-ГОСТов, нормативов, лицензий, испытаний и пр. Вот тогда и придёт ваш звёздный час!  
Уважаемые коллеги, товарищи, друзья, инвесторы-спонсоры! Приглашаем к  нашему интересному и перспективному делу! Вместе мы победим.
 
P.S. А ранцевый вертолёт с «прямоточками» не забыт. Тем более, что в Омске сверкнул огонёк надежды – изобретатель Котельников с его «Юлой». Надо только просчитать баланс энергий и газовую динамику. Вот будет время…
 
P.P.S. Когда номер журнала был отправлен в печать, из Минпромторга РФ поступило заключение на  проект:  "… в целях рассмотрения вопроса оказания бюджетного финансирования в рамках Программы Вам необходимо подготовить и направить заявку на выполнение работ …в Экспертный совет при Научно-координационном совете по координации, научно-техническому и организационному сопровождению реализации Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» для участия в открытом конкурсе".



комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBstE1
Услуги проверенных юристов: https://youdo.com/lawyer/criminallaw/ тут.
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/refrigerator/, описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer