Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Россия запустит "Протон" без одобрения Казахстана


24 сентября 2013 года Иван Чеберко, Известия


Российское космическое агентство через МИД РФ официально уведомило правительство Казахстана о дате ближайшего запуска ракеты-носителя «Протон» с космодрома Байконур. Как рассказал «Известиям» информированный источник в Роскосмосе, запуск носителя со спутником связи Astra 2E будет осуществлен 30 сентября в полном соответствии с межгосударственным соглашением об аренде Россией космодрома Байконур.

При этом Роскосмос не стал дожидаться пока возобновление пусковой компании будет одобрено официальными инстанциями Казахстана, в частности министерством охраны окружающей среды. Представители этого ведомства контролировали работы по очистке территории Байконура, куда 2 июля почти сразу после старта упала ракета «Протон». Именно глава министерства охраны окружающей среды Казахстана Нурлан Каппаров настоял, чтобы предварительно назначенный на 15 сентября старт «Протона» был отложен до полного завершения работ по обеззараживанию.

— К сегодняшнему дню все работы по дезактивации загрязненных площадей на Байконуре завершены, — пояснил собеседник в Роскосмосе. — Наши казахстанские партнеры об этом знают, однако разрешать нам старты не спешат. На наш взгляд, причина здесь не в том, что мы что-то не доделали, просто на нас таким образом пытаются оказать давление.

В пресс-службе Казкосмоса «Известиям» пояснили, что дата старта «Протона» может быть конкретизирована после того, как министерство охраны окружающей среды Казахстана объявит о завершении работ по дезактивации территории на Байконуре. Пока заявлений о завершении работ от природоохранного ведомства не звучало, отметили в Казкосмосе. В министерстве охраны окружающей среды Казахстана на запрос «Известий» не ответили.

 В то же время аким (глава) Кызылординской области Крымбек Кушербаев 20 сентября заявил, что работы по очистке территории Байконура завершены.

«Работа была проведена в те сроки, которые были утверждены на последней комиссии под руководством министра охраны окружающей среды РК Нурлана Каппарова. Пока в районе падения ракеты ситуации, которая вызывала бы озабоченность, нет. Мы еще понаблюдаем. Мониторинг надо продолжать», — процитировало Кушербаева агентство «Казинформ».

Дата старта «Протона» 30 сентября пока официально не объявлена, однако в Центре Хруничева (изготовитель «Протонов») подтверждают, что работы по подготовке ракеты к старту ведутся с расчетом на 30 сентября. На сайте оператора запуска — американской компании ILS — также говорится, что запуск состоится в сентябре 2013 года.

Стремление россиян поскорее возобновить пусковую кампанию «Протонов» объяснимо: каждый день задержки — это потеря денег по коммерческим контрактам на запуски. Astra 2E — это коммерческий запуск, и когда откладывается этот старт, автоматически задерживаются и другие ранее законтрактованные пуски. В результате «Хруничев» и ILS вынуждены платить штрафы заказчикам всех сдвигающихся запусков. При этом штрафные санкции предусмотрены не только по коммерческим запускам (там они просто выше), но и по тем, что осуществляются в рамках госконтрактов. Так, в июне этого года арбитражный суд обязал Центр Хруничева выплатить госпредприятию «Космическая связь» 99,1 млн рублей за 591 день просрочки при изготовлении спутника вещания «Экспресс-МД2».

В начале года российский МИД уже направлял Казахстану официальную ноту, посвященную запускам «Протонов» с Байконура. Незадолго до появления той ноты правительством Казахстана был утвержден план запусков с космодрома на 2013 год, возмутивший российскую сторону: количество согласованных Казахстаном стартов ракеты «Протон» было снижено до 12, в то время как на 2012 год было согласовано 14 запусков.

В ответ МИД описал перечень мер, на которые готова пойти Россия в случае, если Казахстан не пересмотрит свое решение об ограничении запусков ракет с космодрома Байконур. Перечисленные в тексте ноты шаги звучали убедительно: от судебных исков из-за понесенных убытков до прекращения сотрудничества по всем совместным проектам в области космоса, в том числе по программам «Днепр» и «Байтерек» (Казахстан участвует в уставном капитале компании-оператора пусковых услуг «Космотрас», работающей с ракетами «Днепр», и готовится стать совладельцем фирмы «Международные космические услуги», осуществляющей запуски «Зенитами» с Байконура).

Та нота цели достигла, и вопрос о требуемом количестве запусков «Протонов» был в итоге решен. Правда, решен он был на уровне глав государств и в более широком контексте: получив право запускать «Протоны», Россия согласилась на пересмотр договора об аренде Байконура до 2050 года с поэтапным выводом из аренды ряда объектов космодрома.

— Обострение конфликта вокруг Байконура не выгодно ни одной из сторон, — говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — В сегодняшней ситуации партнеры не должны дразнить друг друга, нужно строго соблюдать международные договоренности. Тем более в ситуации, когда существует фактор космодрома «Восточный» как альтернативы «Байконуру», обострение отношений может повредить главным образом развитию самого Байконура.

Собеседник в Роскосмосе добавил, что вопросы продолжения пусковой компании «Протона» будут обсуждаться непосредственно на Байконуре главой Роскосмоса Владимиром Поповкиным с казахстанскими коллегами на этой неделе в ходе подготовки к запуску пилотируемого корабля «Союз ТМА-10М», намеченному на 26 сентября.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9HV9
Вызов мастера по ремонту замков на http://remont.youdo.com/doors/lockrepair/challengemaster/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer