Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Отдам миллиарды в добрые руки


26 сентября 2013 года Ева Меркачева, Московский комсомолец


В аэропорту «Шереметьево» стоит самолет, набитый денежными купюрами. Снизу доверху. Самыми настоящими. 20 000 000 000 евро. И это не шутка. Такая сумма — годовой бюджет нескольких маленьких стран. Этих денег хватило бы, чтобы обрушить экономику Штатов... Но сокровища фактически зависли между небом и землей. Несколько лет его не могут ни конфисковать российские власти, ни забрать загадочные получатели. Таможня требует «предъявить» хозяина миллиардов, а его следы затерялись... Коррупционеры всех мастей и рангов вьются как коршуны вокруг самолета. Однако никто из них не знает, кому в действительности принадлежат деньги. И не исключают, что это и есть пропавшее сокровище Саддама Хусейна, которое до сих пор безуспешно разыскивают американские спецслужбы.

200 тонн налички

Можете себе представить, как выглядят 20 миллиардов евро наличными? Я, признаться, не могу. Держу в руках накладную аэропорта «Шереметьево» на прилетевший груз. Черным по белому написано, что эта сумма «утрамбована» в 200 палет (деревянных поддонов). Каждая палета по 100 миллионов евро. С трудом пытаюсь себе представить, сколько места занимают все эти сокровища... Картинка получается прямо феерическая. Может, это какой-то розыгрыш?

— 100 миллионов долларов или евро вмещаются в одну палету, — подтверждают банковские эксперты, к которым я обратилась за консультацией. — Соответственно, 20 миллиардов занимают 200 палет. Тут все сходится. Теперь посчитаем, сколько наличных денег влезает в один самолет. 1 миллион евро весит примерно 10 кг (купюрами достоинством 100 евро). Выходит, 20 миллиардов — это 200 тонн. Грузоподъемность самолета в среднем 120–150 тонн. Так что ваш груз скорее всего поместился на большой воздушный борт типа «Руслан». Но все-таки откуда такие сумасшедшие деньги?!

Все из той же накладной следует, что прибыли они в Россию из Франкфурта, а владельцем является некий 54-летний мистер Фарзин Короориан Мотлаг (сын некоего Али, как указано во всех документах). Есть и его паспортные данные. А еще в накладной прописан идентификационный код груза, номер рейса и много чего другого, что развеивает всякие сомнения. Ну и, наконец, бумага, попавшая в наши руки, гласит, что самолет с 20 миллиардами евро прибыл в Москву 7 августа 2007 года. То есть целых шесть лет он стоял «замороженным».

В документах аэропорта нет ни слова о получателе столь ценного груза. Зато в нашем распоряжении оказались ходатайства тех, кто на него сегодня претендует. Совсем свежие бумаги, доказывающие, что груз так и не выдан и что сейчас за него идет активная борьба. Между кем и кем?

Богатый «мир добрых людей»

Чем больше я изучала документы, тем больше восторга вызывала у меня вся эта на первый взгляд абсурдная история с самолетом. Ну правда — такое ведь разве что в фильмах увидишь. Итак, передо мной договор о пожертвовании 20 миллиардов тем самым загадочным мистером Фарзином Мотлагом благотворительному фонду с замечательным названием «Мир добрых людей». Но фонд — минуточку! — всеукраинский. А самолет с деньгами ведь в Москве. Где связь? Или деньги шли через Россию транзитом? По документам не так: в пункте назначения указана именно Москва.

Выясняю, «Мир добрых людей» имеет представительство в столице на Малой Ботанической улице. Зарегистрирован фонд в межрайонной налоговой инспекции №47 еще в 2004 году и стоит на учете как иностранная организация. Известно также, что руководит им гражданин РФ, 53-летний москвич Александр Шипилов. И именно он пытается сейчас забрать деньги, обивая пороги чиновников. Согласно документам, Шипилову правление фонда доверило получить в «Шереметьево» груз, оформить на себя его хранение в аэропорту (там указано «до момента перерегистрации фонда со сменой статуса «всеукраинский» на «международный»). Причем 10 палет (то есть 1 миллиард) он должен изъять и предоставить в распоряжение руководства фонда для осуществления уставной деятельности по первому требованию.

А теперь главные нестыковки. Договор пожертвования денег фонду заключен только 17 марта 2013 года. А что же было до этого? Получить ответ ни в фонде, ни у чиновников аэропорта не удалось. Все словно воды в рот набрали. Связались мы и с самим Шипиловым, но он, услышав, о чем идет речь, отказался разговаривать.

— Давайте рассуждать логически, — начинает эксперт по таможенным делам адвокат Вадим Лялин. — Груз — а судя по документам, он реальный — не могли забрать потому, что у получателей скорее всего не было в наличии всех необходимых бумаг. При этом изначально отправитель не указал конкретного получателя, что весьма странно. Уже только это наталкивает на мысль, что с самими деньгами что-то нечисто. Наверняка права на него предъявляли с самого начала. Кто именно — загадка. Возможно, был разработан какой-то план того, как именно должны пересечь российскую границу эти наличные. Ведь какой здравомыслящий человек станет вот так, в «никуда», посылать такие деньги. Скорее всего что-то пошло не так, «мистер Х» не смог встретить и получить груз. И после всех неудачных попыток его забрать решено было действовать через фонд — кстати, обычная практика отмывания денег. Думали, пожертвования отдадут быстрее. Потому и договор пожертвования заключили только в этом году. Второй вопрос: почему государство давно не конфисковало деньги? Выходит, и на это нет достаточных оснований. Хозяин-то на бумаге есть, и деньги настоящие, отправленные из немецкого банка, что подтверждается справкой из банка.

И, кстати, как мне удалось выяснить, представители фонда обращались уже к нескольким самым влиятельным адвокатам с просьбой помочь забрать деньги. Обещали гонорар аж в два миллиарда евро. Никто не взялся! Ценный груз получатели могли бы забрать через суд, но к Фемиде они не обратились. Почему?

Загадочный шейх

— Таможня затребовала хозяина груза, — полагает наш эксперт. — Чтобы он явился лично. Потому и возникли такие проблемы. Власти должны были убедиться, что он живой, что это не фейк, не подставное лицо.

Фарзин Мотлаг не пожаловал. Посылал своего адвоката, некоего Исмаила Насаба (договор на оказание адвокатских услуг у меня на руках — его копию мне удалось раздобыть). Пришло время понять, кто же этот загадочный миллиардер. По документам это житель Тегерана, гражданин Ирана. Отыскала упоминание о нем в связи с какими-то инвестициями в разных точках мира, в основном в Африке, на Маврикии. Но вся информация довольно скупа. Нашла профиль в Фейсбуке. Причем тот самый немецкий банк, который переслал деньги в Россию, у него на странице отмечен как «нравится». На три моих письма, отправленных через Фейсбук, тегеранец-миллиардер пока не ответил. А в них я интересовалась, куда изначально отправлялись деньги и почему он решил в конце концов пожертвовать огромную сумму малоизвестному своей деятельностью фонду. Все-таки 20 миллиардов евро даже Билл Гейтс никому зараз не давал… Кстати, странно, что с такими деньгами наш мистер Мотлаг не попал в список Форбс. Помочь в его розыске я попросила бывшего английского полицейского, ныне сотрудника службы безопасности одной из правительственных структур Великобритании Стюарта Норстена.

— Очень странная персона, — говорит Стюарт. — Его паспорт засветился. Сканер документа со всеми данными (они полностью совпадают с теми, что указаны в наших документах) есть на сайте сотрудника Центрального банка в Арабских Эмиратах. А там он, между прочим, постит фото паспортов мошенников, выдающих себя за миллиардеров.

Мы нашли газетную статью, датированную 2010 годом. В ней глава департамента по борьбе с организованной преступностью Абу-Даби делает заявление о том, что два подозреваемых пытались взять 14 миллиардов долларов из Центрального банка по фальшивым документам. Один из них — Мотлаг (и, судя по всему, именно тот самый). Намереваясь получить деньги в арабском банке, он сообщил служащим о наличии у него счетов и крупной собственности в Германии. Полицейские заявили, что задержали подельника Мотлага, но сам он исчез и теперь в международном розыске.

Однако на сайте Интерпола среди разыскиваемых лиц его почему-то нет. Сплошные загадки. Что, если это подставное лицо и за ним скрывается какая-то серьезная фигура? И российские спецслужбы это понимали с самого начала? Вопрос: как эта фигура связана с Россией — с нашей мафией? с кем-то из сильных мира сего?

Охота за миллиардами Саддама

— Не исключено, что это деньги Саддама Хусейна, — говорит сотрудник спецслужб. — Я не утверждаю это, а только предполагаю. Есть данные, что еще в 2002 году, еще до войны с США, Хусейн перевел в Москву порядка 12 миллиардов долларов наличными — их отправляли нелегально, в том числе в чемоданах дипломатов, — и что все они были вложены в недвижимость. Так что опыт тайных инвестиций в РФ у него был. Общеизвестно, что по всему миру гуляет от 60 до 100 миллиардов долларов иракского диктатора.

Президент Ирака считался одним из самых богатых людей в мире. Он занимал третью строчку в журнале «Форбс». И все богатства Саддама отнюдь не виртуальные. Стюарт Норстен был во время войны в Ираке в составе горной десантной команды. Вспоминает, как они обнаружили около 100 дворцов Саддама, о которых не было известно.

— Я заходил внутрь некоторых. Там в ванных комнатах даже краны из чистого золота. Притом что местные жители, в том числе дети, умирали от голода…

А потом вдруг деньги Саддама после его поимки американскими спецслужбами исчезли со всех счетов — в один миг. Несмотря на допросы, Саддам так не признался, где его сокровища. Американцы объявили настоящую войну «кровавым деньгам» Саддама. Нашли всего чуть больше миллиарда. А ведь был еще «секретный фонд Хусейна», созданный от имени партии «Баас» из пятипроцентных отчислений от продажи нефти и составляющий более 30 млрд долларов (это примерно те самые 20 млрд евро, которые в «нашем» самолете). Интересно, что американские аналитики-финансисты с самого начала утверждали: денег Саддама точно нет в Иране и в Турции. На то были веские основания, связанные с политической и экономической ситуацией. Но где легче всего спрятать сокровища? Правильно, как раз там, где их никто искать не будет. Вот они и могли попасть сначала в Иран, а потом уже в Германию, откуда прямиком — в Россию. Повторю, это только одна версия. По другой, деньги принадлежат российскому криминальному миру.

Один из «чекистов» искренне посоветовал не копать слишком глубоко: «Это опаснее, чем ты можешь себе представить». Однако темная и загадочная история рано или поздно должна была всплыть. Груз оказался под бдительным контролем сразу нескольких спецслужб, каждая пытается тянуть одеяло на себя. По слухам, особенно активно сейчас опекает его СВР. Разведчики наверняка знают не происхождение денег. Только вот об их наличии вряд ли когда-нибудь официально объявят.

— Вообще сумма настолько огромная, что заставляет усомниться во всей этой истории, — говорит ведущий российский экономист профессор Никита Кричевский. — 20 млрд евро — это примерно 6% всего российского бюджета. Если их обратить в доход государства, можно было решить жилищную проблему целого поколения! Важно понять, что называется, каким макаром и для чего они пришли. Не для валютно-обменных операций — это исключено, поскольку такая огромная сумма наличных не используется. В 2007 году — то есть когда груз, по вашим данным, прибыл — в Россию всего было ввезено 8,9 млрд евро наличными. За весь год. В 2012-м — 6,54 млрд евро. А тут целых 20 млрд разовым траншем. В Европе наличность в таком сумасшедшем объеме практически не ходит. Скорее всего деньги предназначались для теневых операций. Они вызвали бы настоящий переполох в теневом секторе.

Интересно, где и в каких условиях они хранятся? Наверняка самолет уже разгрузили, палеты на складе. Впрочем, они в вакуумной упаковке, так что не пропадут. Если только не крысы… всех мастей и рангов.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBe6ih
Смотрите: http://perevozki.youdo.com/international/europe/Bulgaria/, полное описание.
Тут http://courier.youdo.com/gifts-delivery/, лучшие цены.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer