Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Мне бы в небо


25 сентября 2013 года Михаил Тищенко, Lenta.ru


На прошлой неделе непризнанная Нагорно-Карабахская республика в очередной раз напомнила о своем давнем проекте — запуске собственного аэропорта для организации пассажирских рейсов. Как сообщили в управлении гражданской авиации НКР, республика уже обзавелась самолетами. Через две недели они будут готовы к эксплуатации.

Речь, правда, идет лишь о технической готовности. Однако для запуска «непризнанного» аэропорта, против которого выступают власти Азербайджана (считающие неподконтрольный им Нагорный Карабах своей территорией) должно быть принято еще и политическое решение. В правительстве НКР, по данным армянской прессы, вопрос до сих пор обсуждается.
 
Аэропорт, построенный в советские времена, расположен в населенном пункте Иванян (азербайджанское название — Ходжалы), в окрестностях столицы Нагорного Карабаха Степанакерта (азербайджанское название — Ханкенди). До начала 1990-х годов он использовался для регулярных пассажирских рейсов между Степанакертом и Ереваном. Когда в регионе вспыхнул вооруженный конфликт, последовавший за провозглашением независимости Карабаха от Азербайджана, функционирование аэропорта как объекта гражданской авиации фактически прекратилось.
 
Позднее его использовали для нужд военно-воздушных сил и вертолетного сообщения с Ереваном. Полеты пассажирских самолетов так и не были возобновлены.
 
От планов перезапустить аэропорт в Карабахе власти НКР тем не менее не отказывались. С конца 2000-х проводились работы по его реконструкции, были построены новый терминал и взлетно-посадочная полоса. Осенью 2012 года он был официально сдан в эксплуатацию. Начальник управления гражданской авиации НКР Дмитрий Атбашьян отмечал тогда, что объект соответствует международным стандартам и может приступить к приему и отправке рейсов. Первоначально планировалось возобновление полетов по маршруту Степанакерт — Ереван, в дальнейшем — организация рейсов и по другим направлениям (в том числе в Россию).
 
Разговоры о скором возобновлении пассажирских рейсов из Степанакерта, следует отметить, ведутся уже около двух лет. Запуск аэропорта был вроде бы намечен на 9 мая 2011 года, однако затем его отложили. Потом предполагалось, что аэропорт начнет работу летом или осенью 2012 года. Однако этого вновь не произошло. Поговаривали о том, что полеты возобновятся в начале 2013 года (как заявлял тогда премьер-министр непризнанной республики Ара Арутюнян, сначала в течение нескольких месяцев планируются «технические полеты», а уже затем — пассажирские перевозки). Но прошло уже более полугода, а вопрос о запуске аэропорта, как выяснилось, до сих пор «обсуждается».
 
Определенную роль в том, что проект до сих пор не реализован, сыграла позиция Азербайджана. Два года назад, когда в Карабахе объявили о скором возобновлении пассажирских авиарейсов, Баку ответил на это открытыми угрозами. «Азербайджан может уничтожать самолеты, которые собираются совершать посадку в аэропорту, строящемся армянской стороной в оккупированном азербайджанском городе Ханкенди (Степанакерт), — объявил директор администрации государственной гражданской авиации Азербайджана (АГАГА) Ариф Мамедов. — Согласно закону "Об авиации" даже возможно физическое уничтожение направляющихся туда самолетов».
 
Позднее правительство Азербайджана приняло постановление, допускающее уничтожение самолетов, нарушивших азербайджанское воздушное пространство (таковым в Баку считают и воздушное пространство НКР). Уничтожение, как сообщали азербайджанские СМИ, станет возможным «при отсутствии точной информации о нахождении на борту невинных пассажиров».
 
В руководстве Нагорного Карабаха на это заявляли, что не боятся угроз и что вооруженные силы НКР готовы на них ответить. Президент Армении Серж Саргсян, в свою очередь, сообщил, что в первом же самолете, который отправится в Степанакерт, он лично полетит в качестве пассажира.
 
На угрозу сбивать самолеты, прозвучавшую со стороны Азербайджана, отреагировали также представители России и США. Посол США в Армении Мари Йованович назвала подобные заявления «недопустимыми». Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа высказал мнение, что речь идет о «неверной формулировке или неудачной шутке». «Я не думаю, что какое-либо государство сегодня позволит себе действительно уничтожить гражданский самолет», — подчеркнул он. В Баку на этом фоне предпочли сменить тон: в начале 2013 года азербайджанский МИД заявил, что сбивать гражданские самолеты его страна, «конечно же, не собирается».
 
В целом угрозы Азербайджана, как полагали в Армении, были предназначены для «внутреннего употребления» (в Баку, безусловно, отдавали себе отчет в том, что попытка реализовать эти угрозы обернется крупным международным скандалом). В большей степени на то, что перезапуск аэропорта в Карабахе был отложен на неопределенный срок, повлияли скорее иные причины.
 
Возобновление авиасообщения из Степанакерта, пусть даже пока только до Еревана, как отмечает армянская служба «Радио Свобода», рискует нарушить сложившийся за последние 20 лет статус-кво в отношениях между Арменией, Азербайджаном и Нагорным Карабахом. Этот статус подразумевает, что стороны не делают резких шагов и избегают возобновления военных действий. В том же ключе действуют и посредники из Минской группы ОБСЕ, созданной для урегулирования карабахского конфликта (сопредседателями группы являются Россия, Франция и США). Поскольку процесс урегулирования фактически зашел в тупик, главным достижением посредников можно считать то, что за прошедшие годы в регионе не вспыхнула новая война.
 
Открытие аэропорта на неподконтрольной Азербайджану территории, как поясняет азербайджанский политолог Ариф Юнусов, в Баку считают слишком большой уступкой. «Дело не в том, что Азербайджан против контактов Еревана со Степанакертом, — поясняет он. — Если Азербайджан позволит, чтобы аэропорт принимал самолеты из Еревана, то уже завтра встанет вопрос [о приеме] самолетов из других стран. Если Азербайджан это позволит, то де-факто признает Карабах, в этом проблема». В этой ситуации, как полагает «Радио Свобода», Баку может «предпринять жесткие меры, что чревато эскалацией военного противоборства».
 
Пока что в эскалации не заинтересованы и сами азербайджанские власти. Они постоянно заявляют о готовности вернуть себе «оккупированный армянами» Карабах, в том числе и военным путем, но воплощать угрозы в жизнь не спешат. В то же время и другие участники конфликта предпочитают не испытывать эту позицию на прочность (Армения, в частности, воздерживается от официального признания Нагорного Карабаха, хотя оказывает ему всяческую поддержку).
 
Ситуация с аэропортом, как писала «Кавказская политика», превратилась в «войну нервов». Своими заявлениями, отмечает издание, «стороны завели себя в своеобразный тупик, из которого, в случае уступок, будет очень трудно выйти без потери лица».
 
Дополнительным фактором стали приближающиеся в Азербайджане президентские выборы (голосование назначено на 9 октября). Если в преддверии этих выборов аэропорт заработает, это может стать чувствительным ударом по действующему президенту Ильхаму Алиеву, баллотирующемуся на очередной срок: получится, что, несмотря на все угрозы и обещания Баку по поводу «восстановления территориальной целостности», Карабах продемонстрировал свою самостоятельность. Возможно, понимая это, в Степанакерте оттягивают запуск аэропорта, не желая в ближайшее время провоцировать Баку на резкий ответ. Или же, напротив, анонсируя готовность самолетов, надеются, что на шаги, которые могут привести к возобновлению военных действий, власти Азербайджана в период выборов не решатся.
 
Что касается карабахской стороны, то какое-то решение о судьбе аэропорта ей в ближайшее время принимать все же придется. После того как самолеты будут готовы к полетам, дальнейшие задержки объяснить будет уже трудно.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer