Постановление о передаче ГП «Кишиневский аэропорт» в концессию правительство приняло в мае этого года. Причиной была названа «необходимость полной модернизации инфраструктуры объекта», на которую у государства нет денег. По итогам проведенного минэкономики конкурса победителем был признан российский консорциум «Авиа-Инвест» (входят ООО «УК Комакс», ОАО «Хабаровский аэропорт» и ОАО «Коломенский завод»), которому молдавский аэропорт сдан в концессию на 49 лет. Об этом на сегодняшнем заседании правительства сообщил вице-премьер, министр экономики Валериу Лазэр.
По условиям конкурса управляющая компания должна будет инвестировать в развитие аэропорта €244,2 млн, а также выплачивать роялти государству в размере 1% от доходов. Участвовать в конкурсе, который проходил в закрытом режиме, минэкономики пригласило семь компаний, управляющих аэропортами в Мадриде (AENA Internacional), Париже (Aeroports de Paris), Вене (Flughafen Wien AG), Лондоне (Heathrow Airoport Holdings), Хьюстоне (Houston Sistem Aeroportuar), Москве («Внуково-Инвест») и Хабаровске («УК Комакс», входящая в «Авиа-Инвест»). Однако на предложение откликнулись только российские компании. Из отчета минэкономики следует, что «Внуково-Инвест» не предоставила всех необходимых документов и формуляров, поэтому 15 августа победителем тендера была признана «Авиа-Инвест». Вице-президент «УК Комакс» по стратегии и развитию Татьяна Семенова в беседе с «Ъ-MD» рассказала, что компания после модернизации инфраструктуры кишиневского аэропорта планирует развивать его в качестве транзитного хаба.
По ее словам, договор с молдавским правительством, подписанный в начале сентября, предусматривает работу по трем инфраструктурным направлениям. «В первую очередь речь идет о его аэродромной части — взлетно-посадочных полосах, перроне прибытия, рулежных дорожках и пр. Второе направление — улучшение инфраструктуры самого аэропорта, что позволит повысить качество обслуживания пассажиров. И третье — развитие вспомогательной инфраструктуры вокруг аэропорта, в частности парковки»,— рассказала госпожа Семенова. По ее словам, в ближайшее время компания проведет полный аудит аэропорта и в течение двух-трех месяцев представит правительству РМ инвестиционный план. Говоря об использовании кишиневского аэропорта как транзитного хаба, Татьяна Семенова отметила, что сейчас концессионером рассматривается вариант его связки с хабаровским аэропортом. «Кишинев предпочтителен тем, что из-за "открытого неба" (соглашение с Евросоюзом о едином воздушном пространстве.— "Ъ-MD") он может служить транзитным пунктом для жителей Хабаровска, которые бы могли прилетать в Кишинев, а отсюда в Европу»,— пояснила Татьяна Семенова.
В то же время, добавила она, в хабаровском аэропорту есть выгодные рейсы в страны Юго-Восточной Азии: «Таким образом, по этим направлениям пассажиры из Кишинева могли бы летать в этот регион через Хабаровск». По ее словам, для реализации этих планов компании необходимо будет провести дополнительный анализ востребованности такого сообщения, а также найти авиакомпанию, которая стала бы осуществлять эти рейсы. Отметим, ранее молдавские СМИ писали, что «УК Комакс» тесно связано с группой «Альянс» семьи дагестанских бизнесменов Бажаевых и что «Альянсу» принадлежит 90% акций аэропорта. В «УК Комакс» эту информацию «Ъ-MD» опровергли, отметив, что «Альянс» продал свою долю в аэропорту в 2010 году, и сейчас акционерами ОАО «Хабаровский аэропорт» являются «Кварц-Инвест» с долей 79%, корпорация «Международный аэропорт Инчхон» — 10% и кипрская Panadero Investvents Ltd - 11%. Эксперты относятся крайне негативно к самому факту передачи кишиневского аэропорта в концессию. По словам эксперта в области гражданской авиации Олега Тофилата, у правительства изначально не было предпосылок для концессии. «Аэропорт собирает с каждого вылетающего пассажира €9 на поддержание и развитие инфраструктуры. Это около €5 млн в год — сумма, вполне достаточная для развития аэропорта. В крайнем случае аэропорт с легкостью мог бы получить кредит на свое развитие»,— уверен господин Тофилат.
По его словам, никак не обоснован и столь длительный срок концессии: «В Грузии также сдавали аэропорт в концессию, однако на срок около 11,5 лет. Почему у нас на 49 лет, непонятно». По мнению эксперта, сам конкурс должен был быть открытым. «Для проведения закрытого конкурса нужны веские аргументы, которые правительство не представило. Открытым должно было быть и технико-экономическое обоснование (ТЭО) для концессии. И это ТЭО должны готовить не специалисты Агентства публичной собственности и аэропорта, а международные эксперты»,— отметил Олег Тофилат.
Еще одной ошибкой при проведении конкурса он считает выбор претендентов. «Непонятно, почему не была проведена кампания по привлечению инвесторов, а были лишь разосланы приглашения? И если их рассылали, то почему не пригласили, например, Tepe Akfen Ventures, которая управляет сравнимыми по масштабу с кишиневским аэропортами Тбилиси и Скопье. Также неясно, почему пригласили компанию, управляющую аэропортом "Внуково", и не пригласили компанию, управляющую другим крупным московским аэропортом — "Домодедово"»,— высказал недоумение эксперт.
Примечательно, что состав конкурсной комиссии минэкономики держало в секрете. Сегодня ведомство назвало только госучреждения, которые делегировали своих представителей в комиссию: министерства экономики, финансов, юстиции, транспорта, регионального развития, Агентство публичной собственности и кишиневский аэропорт. Имена членов комиссии так и остались тайной. «Ъ-MD» будет следить за развитием событий, связанных с передачей в концессию кишиневского аэропорта.