Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


США насорили


16 января 2014 года Денис Нижегородцев, Взгляд


Запланированную на четверг коррекцию орбиты Международной космической станции пришлось перенести на два дня после получения информации об опасном сближении с космическим мусором. По некоторым данным, речь идет об обломках старой американской ракеты. Эксперты предупреждают, что с увеличением числа космических держав мусора станет больше. Но есть способ решить эту проблему.

Космические маневры
 
«Представьте, как они несутся друг навстречу другу на огромной скорости»
 
Коррекция орбиты полета МКС была перенесена с 16 на 18 января, сообщил в четверг источник в космической отрасли.
 
«Маневр перенесен в связи с попаданием МКС в зону опасного сближения с космическим мусором», – приводит слова представителя отрасли РИА «Новости».
 
Коррекция орбиты нужна для того, чтобы создать оптимальные условия для пристыковки к станции грузового корабля «Прогресс М-22М», запуск которого запланирован на 5 февраля с Байконура. 6 февраля он должен подойти непосредственно к станции.
 
Кстати, по данным «Интерфакса», угрозу безопасности МКС создал обломок старой американской ракеты.
 
«Это обломок верхней ступени американской ракеты-носителя Delta-1, использовавшейся при запуске японского спутника Himavary 14 июля 1977 года», – сообщил источник в космической отрасли.
 
То, что мусор стал реальной угрозой для космических исследований, дали понять в четверг и в американском космическом агентстве NASA.
 
В специализированном ежеквартальном докладе организации говорится, что за 15 лет число потенциально угрожающих МКС космических объектов (они находятся на высоте 415–420 км) выросло на 60%, передает «Интерфакс».
 
10% из них – это действующие или уже отработавшие космические аппараты, примерно треть – верхние ступени ракет-носителей, остальное – объекты космического «мусора», под которым чаще всего подразумевают относительно мелкие кусочки и объекты, оставленные человеком в космосе.
 
По данным СМИ, сейчас в околоземном пространстве находится до 100 млн различных предметов. И не менее нескольких тысяч из них не такие уж и маленькие. Встречаются среди них и довольно крупные и тяжелые экземпляры – массой до нескольких тонн.
Всего, по данным NASA, за последние 15 лет на орбите 16 раз приходилось проводить различные маневры с МКС из-за сближения с опасными объектами.
 
Инциденты с мусором
 
Только за прошлый год было несколько инцидентов с космическим мусором. Так, в мае первый эквадорский спутник «Пегас» столкнулся с остатками советской ракеты, запущенной в 1985 году. К счастью для Эквадора, спутник избежал прямого столкновения и продолжил движение по орбите.
 
В марте российский микроспутник BLITS столкнулся с обломками китайского метеоспутника Fengyun-1C, разрушенного во время испытаний китайского противоспутникового оружия за шесть лет до этого.
 
В апреле астронавты нашли «пулевое отверстие» в одной из солнечных батарей МКС. Сообщалось, что батарею пробил небольшой метеороид или фрагмент космического мусора.
 
«Счастье, что он не попал в корпус», – отмечал астронавт Крис Хэдфилд.
 
Ранее рекордсменом по числу подобных происшествий стал 2012 год. За тот год МКС не менее четырех раз приходилось отводить от мусора.
 
В июне 2011 года экипаж МКС вынужден был эвакуироваться на корабли «Союз» из-за опасного обломка.
 
В 2009 году в космосе не смогли разойтись спутники «Космос-2251» и Iridium 33.
 
Происходили подобные вещи и раньше.
 
В марте прошлого года заместитель помощника госсекретаря США по контролю над вооружениями Фрэнк Роуз заявил, что космосу необходима «генеральная уборка».
 
Думает на эту тему и Россия. В частности, год назад активно обсуждались планы по созданию системы астероидно-кометной безопасности, которая, в том числе, призвана была следить и за космическим мусором.
 
Одним из ведомств, которое занималось программой противометеоритной защиты, было МЧС.
 
Фильм «Гравитация» – не фантастика
 
По словам старшего научного сотрудника Института прикладной астрономии РАН Николая Железнова, количество космического мусора в околоземном пространстве действительно быстро растет.
 
«Во-первых, это связано с тем, что увеличивается количество спутников, – пояснил эксперт газете ВЗГЛЯД. – Ведь космических держав стало больше. Теперь это не только США и Россия, но и Китай, Япония, Индия, Северная и Южная Корея. Они запускают свои спутники, аппараты какое-то время работают, но потом, как говорится, «отмирают». Соответственно, вырастает и вероятность столкновения с космическим мусором и этих аппаратов между собой».
 
Железнов напомнил, что какое-то время назад такое столкновение произошло между действующим и уже отработавшим свое спутниками. Такие происшествия приводят к разрушению аппаратов на тысячи, если даже не миллионы обломков.
 
«Представьте, как они несутся друг навстречу другу на огромной скорости. А скорости там действительно велики. Допустим, первая космическая скорость, чтобы вывести аппарат на околоземную орбиту, равна 8 км в секунду. Поэтому даже небольшая песчинка, маленький обломок на такой скорости могут запросто прошить обшивку МКС. Фильм «Гравитация», который недавно вышел, – это уже не совсем фантастика, такое уже вполне реально», – рассказал эксперт.
 
Отметим, что ученые в разных странах мира предлагают различные способы для того, чтобы очистить околоземную орбиту от ненужных обломков.
 
В четверг стало известно, что японские специалисты тестируют магнитную сеть, притягивающую космический мусор.
 
Японское агентство аэрокосмических исследований и компания Nitto Seimo Co, которая уже более века производит рыбацкие снасти, заключили договор о сотрудничестве. Они уже создали сеть длиной в километр и шириной 30 см, чтобы собрать более 100 млн частичек мусора, которые вращаются на околоземной орбите, сообщает RT.
 
Сетка состоит из прочного, но пластичного металлического волокна. Предполагается, что во время первого тестирования в космосе спутник выпустит часть сети длиной 300 метров. Затем начнет генерироваться специальное магнитное поле, которое будет притягивать частички мусора из окружающего пространства.
 
Испытания продлятся около года, после чего сеть начнет спускаться на Землю благодаря притяжению и весь пойманный в космосе мусор сгорит в плотных слоях атмосферы.
 
После тестирования готовую установку планируется отправить в космос через 5 лет.
 
Лазером сбить нереально
 
По словам сотрудника Института прикладной астрономии РАН Николая Железнова, технология, над которой работают японцы, весьма перспективна. Но работают в этом направлении не они одни.
 
«Предлагаются различные способы борьбы с космическим мусором. Но попасть в эти частички, например, лазером, на мой взгляд, нереально. Собирать мусор, чтобы потом доставить его на Землю, тоже не имеет смысла, потому что это очень дорого. Даже спустить космонавтов в посадочном модуле на Землю уже стоит огромных денег. Поэтому на поверхность нашей планеты имеет смысл доставлять только те вещи и материалы, которые представляют наибольшую ценность», – рассказал он.
 
Поэтому самым эффективным средством борьбы с мусором эксперт назвал технологию, напоминающую японскую.
 
«Нужно каким-то образом ловить эти обломки и снижать их орбитальную скорость, чтобы затем они входили в земную атмосферу и разрушались сами собой. Как падающие звезды. Земная атмосфера их точно не пропустит», – отметил Железнов.
 
Он рассказал, что, например, космонавты с «Мира» выбрасывали отработанные материалы и отходы жизнедеятельности, придавая контейнеру с ними такое ускорение, чтобы он входил в земную атмосферу и там полностью сгорал.
 
Но пока все эти технологии не используются широко, космического мусора на околоземной орбите будет становиться все больше.
 
«Конечно, это будет сказываться и на действиях космонавтов, – считает Железнов. – Уже теперь приходится учитывать траектории движения космического мусора. Но пока, слава богу, там еще не настолько все замусорено. Но если ситуация не изменится, находить «чистые орбиты» с каждым разом будет все сложнее».
 
Добавим, что еще в июле прошлого года сообщалось, что большую часть времени NASA следит в космосе именно за мусором. Его доля составляла до 80% от общего числа предметов за пределами Земли.
 
«Интерфакс» сообщал также, что больше всего намусорили СССР, Россия и страны бывшего Союза – порядка 37% от общего числа. На втором месте американцы с 27% и на третьем Китай с 22,5%. Гораздо более чистоплотными оказались Франция, Япония, Индия, Евросоюз и т.д.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer