Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Страшное тело


16 октября 2014 года Андрей Кисляков, Военно-промышленный курьер


Об астероидной угрозе в мире заговорили после метеорита, взорвавшегося над Челябинском 15 февраля прошлого года. Тогда обошлось без жертв и серьезных разрушений. Но может быть и иначе.

В начале осени НАСА опубликовало специальный доклад, из которого следует, что начиная с 2017 года Землю ожидают столкновения с метеоритами и кометами, которые будут продолжаться без малого сто лет. Названо приблизительное число объектов, представляющих опасность, – 400.
 
“Если звезды сойдутся не в пользу человечества, мощность взрыва составит 506 мегатонн. Взрыв Тунгусского метеорита оценивается в 3–10 мегатонн”
 
Выводы сделаны после 60 дней непрерывного наблюдения. Суть в том, что в глубоком космосе специалистам удалось обнаружить неизвестный ранее пояс астероидов. Астрономы утверждают, что он стремительно мчится к нашей части Солнечной системы. Это крупные объекты, диаметр большинства из них около ста метров, поэтому они способны нанести существенный ущерб.
 
К примеру, открытый в марте астероид с безликим названием 2014 ЕС и размерами с хороший автобус в середине сентября оказался в 61 637 километрах от Земли. По космическим меркам – совсем близко. Само собой, столкнувшись с нашей планетой, он причинил бы колоссальный ущерб.
 
Астероиды меньших размеров, а их в космосе десятки тысяч, способны нанести ущерб в региональном масштабе. Кстати, небесные тела массой в тонну и размером больше нескольких метров падают на Землю каждый год. А такие, как Тунгусский метеорит, до ста метров в поперечнике, – не чаще, чем раз в век.
 
«Представьте себе: тело скромное, 100 метров, падает уже в населенной местности, а не как в Сибири сто лет назад, где людей не было совсем. Последствия могут быть очень серьезными. То же Тунгусское тело – небольшое, 50 метров, но упади оно на Санкт-Петербург, город был бы уничтожен», – говорил Борис Шустов, директор Института астрономии РАН.
 
Вероятность катастрофы
 
Ученые задумались о реальности угрозы из космоса в 2004 году, когда в их поле зрения попал астероид Апофис, названный в честь древнеегипетского бога Апопа, которого представляли в виде огромного змея, обитающего в подземном мире и пытающегося уничтожить Солнце. Этот незваный каменный гость диаметром где-то 390 метров согласно уточненным данным пройдет в 2029-м на минимальном расстоянии от нас – 30 000– 40 000 километров. Причем если после этого траектория его движения не изменится, то в апреле 2036 года Апофис может столкнуться с Землей.
 
Спокойствия ради отметим, что вероятность этого события мизерна – 0,0004 процента. Но если звезды сойдутся не в пользу человечества, мощность взрыва составит 506 мегатонн. Для сравнения: взрыв при падении Тунгусского метеорита оценивается в 3–10 мегатонн, при извержении вулкана Кракатау в 1883 году – в 200 мегатонн.
 
Последствия варьируются в зависимости от состава астероида, а также места и угла удара. Но в любом случае взрыв произведет колоссальные разрушения в радиусе тысяч километров от эпицентра. Это падение зданий, завалы туннелей, разрывы трубопроводов, появление трещин в земле.
 
Апофис – далеко не самый страшный, есть гораздо опаснее, предупреждает Борис Шустов. Представляющим на сегодня наибольшую угрозу небесным телом ученые считают астероид 1999 RQ36. По словам руководителя программы околоземных объектов НАСА Линдли Джонсона, этот посланец Вселенной должен сблизиться с Землей в 2182 году.
 
Несмотря на то, что вероятность падения опасных в планетарном масштабе космических тел крайне мала, появление крупных астероидов в зоне работы ИСЗ (например на стационарной орбите высотой 36 000 км) чревато большими неприятностями. «На такой высоте проходят траектории наших геостационарных космических аппаратов, – объясняет бывший руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов, – поэтому если даже астероид не угрожает Земле, он может вывести из строя целую группировку спутников. А мы знаем, что потеря одного, тем более двух космических аппаратов, которые входят в систему и влияют на безопасность государства, для нас и для любой страны – неблагоприятный фактор. Поэтому надо принимать меры».
 
Парус надежды
 
Что мы можем? Пока немного. Предусматриваются меры повышенного контроля космической обстановки. Разрабатываются программы, как действовать населению в случае явной угрозы столкновения планеты с крупным объектом. Существуют два проекта «сдвинуть» потенциально опасные тела с земного курса.
 
Так, американцы решили через четыре года отправить к пришельцу 1999 RQ36 специальный зонд OSIRIS-REХ с задачей оценить вероятность изменения орбиты этого астероида при нагреве одной из его сторон Солнцем. НАСА не исключает возможности нанесения удара по опасному объекту зондом массой в тонну, запущенным со скоростью восемь километров в секунду. Такой импульс разгонит «душегуба» до скорости 90 километров в секунду, что приведет к принципиальному изменению его траектории.
 
Китайские специалисты предлагают более изящный способ. Зачем гробить зонд, если можно разместить на астероиде десятикилограммовый солнечный парус? Это специальное приспособление, использующее давление света (например лазерного луча) на зеркальную поверхность для того, чтобы привести в движение космический аппарат, подобно тому, как обычный корабль приводится в движение силой ветра.
 
Идея использовать солнечный парус в качестве двигателя для межпланетных полетов принадлежит одному из пионеров отечественного ракетостроения Фридриху Цандеру. Частицы света – фотоны обладают импульсами, которые можно передавать любой поверхности, создавая давление. Впервые его величина применительно к солнечному свету была измерена в 1900 году русским физиком Петром Лебедевым. Несмотря на то, что она чрезвычайно мала, в космическом пространстве при отсутствии сопротивления ее может быть достаточно для перемещения корабля на неограниченные расстояния.
 
Несколько раз данный эффект использовался для малых коррекций орбит космических аппаратов. В роли паруса при этом выступали солнечные батареи или радиаторы системы терморегуляции. Но в качестве основного двигателя солнечный парус пока еще не применялся. В случае с Апофисом его, как вычислили китайцы, для достижения необходимого эффекта требуется разместить на астероиде за год до пролета мимо Земли.
 
Главное – не сидеть сложа руки, уповая на Господа нашего. В феврале 2007 года при Совете РАН по космосу была создана экспертная рабочая группа по данному вопросу. Основная задача – подготовка концепции Федеральной целевой программы по противодействию космическим угрозам. В экспертную группу входят секции «Астероидно-кометная опасность» и «Космический мусор».
 
Кстати, ситуация с отходами деятельности на орбите просто катастрофическая. Количество рукотворной «грязи» в околоземном пространстве составляет около 760 тысяч объектов размером от сантиметра. Между тем даже самой малой такой соринки может быть достаточно, чтобы погубить МКС при столкновении на космических скоростях... Если не принять мер, уже через несколько десятилетий могут начаться каскадные столкновения вышедших из строя аппаратов и их фрагментов и как результат – ближний космос станет непригодным для практического использования.
 
Проблема «Космические риски и угрозы: как обеспечить планетарную защиту» обсуждалась на «круглом столе» Совета Федерации в марте прошлого года. И это должно стать заботой всех развитых стран. Ведь апофисы заранее адресата не извещают. Объединение усилий в этой области просто необходимо.
 
В начале января текущего года американские и российские службы по чрезвычайным ситуациям провели телемост, на котором представители двух стран обсудили угрозы, исходящие из дальнего космоса. Глава МЧС Владимир Пучков отметил, что из федерального бюджета будут выделены средства для разработки совместной программы по противодействию астероидно-кометной «бомбардировке». Уже проведены первые исследования, созданы опытные пилотные зоны защиты населения и социальной инфраструктуры от угроз из космоса.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer