Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Falcon приравняли к борту номер 1


22 октября 2014 года Владимир Баринов, Елизавета Кузнецова, КоммерсантЪ


Виновником катастрофы в аэропорту Внуково, в которой погиб президент Total Кристоф де Маржери, пока считается водитель снегоуборочной машины, в которую врезался его самолет, но следствие обещает, что в деле будут и другие фигуранты, поскольку случившееся стало следствием "преступного попустительства должностных лиц". Учитывая статус как господина де Маржери, так и самого аэропорта, использующегося первыми лицами государства, расследование, по данным "Ъ", поручено следователю СКР Михаилу Гуревичу, ранее занимавшемуся выяснением обстоятельств крушения польского "борта N1" с президентом Лехом Качиньским.

Снегоуборщик на пути Falcon
 
Falcon-50EX с регистрационным номером F-GLSA должен был выполнить рейс LEA074P из Внуково-3 в Париж. Лайнер принадлежал французской авиакомпании Unijet и обслуживался экипажем из трех человек из Франции. В зависимости от комплектации оснащенный тремя двигателями Falcon-50EX берет на борт до девяти пассажиров. Однако в понедельник вечером пассажир был только один — глава нефтегазовой компании Total 63-летний Кристоф де Маржери.
 
Незадолго до полуночи самолет получил разрешение от диспетчера на вылет и в 23:57 начал разбег для взлета с первой ВПП. Погодные условия хотя и не были идеальными (видимость 350 м, нижняя граница облачности 60 м), но все же позволяли совершить взлет.
 
Примерно через 40 секунд после начала разгона перед самолетом, уже начинавшим отрыв от земли, неожиданно возникло препятствие — снегоуборочная роторная машина Schmidt.
 
Она оказалась на пути Falcon в районе так называемой крестовины — пересечения с другой взлетно-посадочной полосой. На большой скорости Falcon ударил уборщик левым крылом, после чего перевернулся и рухнул на землю. Самолет сразу же загорелся, а его некоторые части были отброшены на несколько десятков метров. По тревоге сразу же подняли расчеты поисковой и аварийно-спасательной службы Внуково. Пожар потушили достаточно оперативно, однако выживших на месте катастрофы обнаружить не удалось. Уже в 1:34 Внуково стал отправлять и принимать лайнеры на полосу N2, в то время как другая ВПП осталась закрытой до утра.
 
За рулем снегоуборщика находился 60-летний житель Одинцовского района Подмосковья Владимир Мартыненко. При столкновении с Falcon он чудом не пострадал, но находился в состоянии сильнейшего шока. Водителя задержали, а официальный представитель СКР Владимир Маркин объявил, что Владимир Мартыненко сел за руль снегоуборщика в нетрезвом состоянии. В итоге водитель стал первым подозреваемым по уголовному делу, которое СКР возбудил по ч. 3 ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц"). Сегодня следствие собирается ходатайствовать в Басманном райсуде о его аресте. Кроме того, следствие заинтересовалось работой диспетчерской службы Внуково (она подчиняется ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения"), в частности диспетчером-стажером, которая вела Falcon. Учитывая, что 20 октября диспетчеры отмечали свой профессиональный праздник, их также отправили для медосвидетельствования на предмет употребления спиртного и психотропных веществ.
 
После того как на месте происшествия побывал глава СКР Александр Бастрыкин, который провел в аэропорту оперативное совещание, стало понятно, что только "стрелочниками" следствие ограничиваться не собирается. "Уже сейчас очевидно, что причиной случившегося стало вовсе не жуткое трагическое стечение обстоятельств, а преступное попустительство должностных лиц, которые не смогли обеспечить согласованность действий сотрудников аэропорта",— заявил Владимир Маркин, не исключивший задержаний новых подозреваемых.
 
Весь день во Внуково работали эксперты СКР и Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Ими были найдены "черные ящики" разбившегося Falcon, а также изъяты все видео- и аудиозаписи, а также техническая документация, регламентирующая работу наземных служб аэропорта.
 
В свою очередь, как заявил после допроса водителя Мартыненко адвокат Александр Карабанов, его подзащитный не признает вины в катастрофе и вообще отрицает употребление спиртного. По словам защитника, перед началом смены водитель прошел обязательный медосмотр и получил от механика путевой лист, в соответствии с которым и работал. При этом, как уверяет адвокат Карабанов со ссылкой на близких задержанного, тот практически не употреблял спиртного даже по праздникам, так как страдает хроническим заболеванием сердца. "Из нормального человека хотят сделать очередного козла отпущения",— отметил адвокат.
 
Катастрофу расследуют всем миром
 
В день катастрофы Внуково отчиталось о готовности своих служб к работе в осенне-зимний период. Отмечалось, что подготовлены 90 единиц спецтехники, которые "исправны и оборудованы проблесковыми маяками, тросами, радиостанциями", то есть безопасны и надежно контролируются наземными службами. Среди них была и новая "подметально-продувочная машина для очистки ВПП Schmidt TJS630 на базе тягача Mercedes". Не исключено, что именно она оказалась на пути Falcon и должна была осушить полосу, на которой не было снега, но имелась вода. В прошлом году во Внуково была установлена система управления и мониторинга транспортом на основе ГЛОНАСС, однако неизвестно, был подключен к ней уборщик Schmidt или нет. Сама система, утверждают в аэропорту, работала без сбоев.
 
Источник "Ъ" в диспетчерских кругах сообщил, что снегоуборочная машина "несанкционированно заняла ВПП". Запрос на ее выход не поступил диспетчеру, поэтому было дано разрешение на взлет — в тот момент полоса была пустая. Юридически формулировка "разрешение на взлет" означает, что полоса свободна. Поэтому, по словам собеседника "Ъ", основной вопрос состоит в том, работала ли в момент катастрофы другая система — наземного радиолокационного слежения за объектами, находящимися на ВПП. В случае появления на полосе машины или самолета у диспетчера должно загораться световое табло "ВПП занята". Если система не работала, тогда команда на взлет могла быть дана на основании переговоров диспетчера, водителя машины и сотрудника, который его контролировал, по радиосвязи. Возможно, во время переговоров между ними произошло некое недопонимание. При этом экипаж воздушного судна не мог самостоятельно обнаружить машину до начала разбега, потому что был туман и видимость менее 500 м.
 
В Федеральном профсоюзе авиадиспетчеров России также полагают, что вина за катастрофу может лежать на водителе снегоуборочной машины, совершившем неадекватные действия. "Есть правило, категорически запрещающее выезд техники на ВПП без разрешения. Диспетчер — не машина, и даже если он заметил на полосе снегоуборщика, он мог не успеть на это среагировать",— отметили в профсоюзе.
 
Другой источник "Ъ", также близкий к ситуации, считает, что "финальную ответственность за происшедшее несет и диспетчер". У сотрудников диспетчерской службы в распоряжении есть локатор обзора взлетного поля, на котором отражены все объекты, находящиеся на ВПП. И у диспетчера было порядка 25 секунд, чтобы дать команду на прекращение взлета с тем, чтобы самолет мог уйти на рулежную дорожку. Собеседник "Ъ" напомнил, что похожая ситуация произошла в июле этого года в аэропорту Барселоны с самолетом авиакомпании "ЮТэйр". Аргентинский борт пересекал ВПП, когда российский самолет заходил на посадку. Только в последний момент ему удалось уйти на второй круг. При этом "ЮТэйр" тогда сообщила, что экипаж самолета выполнял заход на посадку, "строго следуя указаниям диспетчеров", а ушел на второй круг, самостоятельно обнаружив препятствие на ВПП. Источник "Ъ" в диспетчерских кругах отметил, что локатор "не всегда корректно отображает информацию на ВПП". Поэтому ранее за ВПП осуществлялся визуальный контроль с использованием биноклей. Однако источник "Ъ", знакомый с ситуацией, сообщил, что во Внуково установлена современная система контроля за ВПП, производства Нидерландов, в работе которой никаких сбоев до сих пор не было.
 
Расследование причин трагедии во Внуково между тем стало международным. Представитель МАК сообщил, что расшифровка бортовых самописцев и техническое расследование катастрофы будут проводиться с участием специалистов BEA (полномочного органа Франции по расследованию авиапроисшествий), компании Dassault — разработчика самолета и Unijet — авиакомпании-эксплуатанта. Прокуратура Парижа даже возбудила свое уголовное дело о катастрофе по статье "Непредумышленное убийство".
 
Руководителем же следственной бригады СКР назначен старший следователь по особо важным делам Михаил Гуревич, также имеющий опыт международных расследований. Именно генерал-майор Гуревич в свое время занимался выяснением обстоятельств крушения под Смоленском Ту-154, на котором летел президент Польши Лех Качиньский. Кроме того, по данным "Ъ", свою проверку обеспечения безопасности полетов начали сотрудники Генпрокуратуры, ФСБ и ФСО. Ведь аэропорт Внуково и особенно терминал Внуково-3 часто используется первыми лицами как России, так и прибывающих делегаций из других стран.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer