Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Санкции срезали международный трафик Пулково


29 октября 2014 года Александр Аликин, Фонтанка


Рост международного пассажиропотока в Пулково прекратился, а на внутренних линиях стал расти. Прогноз по общему потоку пассажиров по итогам 2014 года изменен с 14,8 млн до 14,2 млн человек. Если он начнет падать, оператору аэропорта придется по новой договариваться с банками, которые давали ему деньги, и откладывать строительство четвертого терминала, которое хотят начать в 2018 году. Чтобы этого не допустить, Пулково рассчитывает привлечь новых пассажиров за счет 72-часового безвизового режима, практики назначения перевозчиков и введения «пятой свободы воздуха».

Поток пассажиров на международных линиях Пулково в сентябре 2014 года составил 738,8 тыс. человек, что всего на 0,27% больше сентябрьского пассажиропотока прошлого года. До сих пор количество людей, прилетающих из-за границы и улетающих из России, ежемесячно росло на 2 – 4% в сравнении с прошлогодними показателями. Однако в сентябре этот рост прекратился.
 
Например, в январе поток вырос на 7,2%, в феврале — на 4%, в марте — на 3,7%, в апреле — на 6,5%. Проблемы наблюдались в мае: пассажиропоток снизился на 4%, после чего стал расти уже меньшими темпами: 2,6% в июне, 1,9% в июле, 5,9% в августе и 0,3% в сентябре. За девять месяцев пассажиропоток на международных линиях вырос лишь на 2,7% – до 5,8 млн человек, в то время как в январе – сентябре 2013 года этот рост составил 16% (до 5,6 млн пассажиров).
 
Как упал международный трафик
 
Прекращение роста международного трафика в «Воздушных воротах Северной столицы» объясняют вихрем сошедшихся обстоятельств. Во-первых, девальвация рубля, в результате которой выросла стоимость билетов. С начала года стоимость доллара США в России выросла на 28,5% – с 32,6 до 41,9 рубля, стоимость евро — на 18%, с 45 до 53,2 рубля. А на валютных торгах 28 октября курс евро впервые в истории поднялся до 54 рублей.
 
Стоимость билетов на международные рейсы обычно устанавливают по средам по курсу евро Центробанка, округленному до 50 копеек в большую сторону. Статистики по росту цен на билеты в Пулково не ведут. Росстат в 2013 году договаривался с «Аэрофлотом» о получении от него информации по ценам, но в официальную статистику эти цифры до сих пор не включили.
 
«Кроме того, политическая ситуация привела к заметному спаду въездного туризма в Петербург. Кризисные явления в экономике привели к банкротству ряда туроператоров, что также негативно повлияло на туризм и авиаперевозки. Также на снижение темпов роста трафика повлияло ограничение по выезду за границу сотрудников силовых структур... Часть авиакомпаний сократили частоту, прекратили полеты либо перевели их в категорию чартерных», — сообщили в ВВСС.
 
Например, авиакомпания «Россия» в последнее время перевела на чартерную основу регулярные рейсы в Шарм-эль-Шейх, Хургаду (Египет), Пафос (Кипр), Одессу (Украина), авиакомпания «Трансаэро» — в Варадеро (Куба). Компания «Уральские авиалинии» полностью отменила регулярные рейсы в Гюмри (Армения), Aegean airlines — в греческие города Александрополис и Кавала.
 
В структуре международного трафика падает поток пассажиров на курортных направлениях. Например, пассажиропоток в Грецию на регулярных и чартерных рейсах снизился за девять месяцев на 15%, с 445,7 тыс. до 378 тыс. человек, в Тунис — на 16%, со 127,4 тыс. до 107 тыс. человек, в Объединенные Арабские Эмираты — на 9%, со 128,2 тыс. до 117,3 тыс. человек. В то же время за январь – сентябрь, по данным ВВСС, вырос пассажиропоток на курорты Турции (+29%), Испании (+18%) и Кипра (+14%).
 
Общий пассажиропоток на чартерных рейсах за девять месяцев вырос на 10%. Значительная доля этого роста приходится на путешествия в считающийся более дешевым, чем Россия, Таиланд (+ 19%, это 30,4 тыс. пассажиров).
 
Зато в Крым стали летать втрое чаще
 
«Данные процессы привели к замедлению темпов роста международного пассажиропотока и переориентации спроса на внутренние направления», — говорят в ВВСС. Ежемесячно внутренний трафик рос с начала года на 25 – 30% (в сравнении с каждым месяцем 2013 года). В результате количество перевезенных за девять месяцев пассажиров (5,5 млн человек) почти достигло показателя за весь 2013 год (5,8 млн) и превосходит девятимесячный прошлогодний период на 25% (без учета рейсов Петербург — Москва этот показатель составляет 34%).
 
Рост внутреннего пассажиропотока в Пулково связывают, во-первых, с присоединением Крыма к России. С января по сентябрь перелетами между Петербургом и Крымом воспользовались 243 тыс. человека, что в три раза больше этого периода 2013 года. Летом их перевозили компании «Россия» (четырьмя ежедневными рейсами), «Трансаэро» (дважды в неделю), «Уральские авиалинии» (до шести рейсов в неделю) и «Ямал» (четыре раза в неделю). Осенью и зимой 2014 – 2015 годов летать будут эти же компании, но частота полетов будет сокращаться соразмерно падению спроса в «низкий» сезон.
 
Чем грозит отступление от плана
 
В «Воздушных воротах Северной столицы» не стали раскрывать показатели роста заграничного пассажиропотока в 2014 году, заложенные в бизнес-плане (это позволяло бы понять расхождение плана с фактическим положением дел). Утверждают лишь, что плановые показатели «более пессимистичные, чем те, которые мы имеем на сегодняшний день». В мае 2014 года гендиректор ВВСС Сергей Эмдин заявлял в интервью газете «Ведомости», что план по общему пассажиропотоку в нынешнем году — 14 млн человек, но «будет около 14,8 млн пассажиров».
 
Сейчас в «Воздушных воротах» говорят «Фонтанке», что ожидаемый поток клиентов по итогам года — 14,2 млн человека, а по итогам 2015 года — около 15 млн. Таким образом, ожидания оператора Пулково стали скромнее за последние несколько месяцев. Эмдин также заявлял, что, если пассажиропоток будет сокращаться, компании придется по новой договариваться с кредиторами. «Будем сокращать инвестиции, поскольку они в большой степени привязаны к пассажиропотоку, сокращать издержки», — говорил он.
 
«В советское время «Пулково» обслуживало максимум 10 млн, к 1993 г. пассажиропоток упал до 5 млн человек. Если, конечно, такое произойдет, сложно будет. Но такого сценария мы не рассматриваем», — говорит он. В июле стало известно о планах ВВСС построить четвертый терминал в период с 2018-го по 2025 год. Теперь оператор Пулково сообщил, что его строительство начнется лишь «после достижения аэропортом пассажиропотока в 17 млн пассажиров в год». Будет ли достигнут такой показатель к 2018 году, не известно.
 
Падение рубля привело к росту выпадающих (недополученных) доходов аэропорта. Частично это явление компенсируется тем, что иностранные авиакомпании расплачиваются в евро и долларах (российские перевозчики — в рублях). «Данная финансовая модель позволяет компании успешно рассчитываться с кредиторами», — утверждают в ВВСС. Основные кредиторы компании, которые выдавали ей деньги сроком на 11 – 14 лет, — ВЭБ, ЕБРР, Международная финансовая корпорация, Евразийский банк развития, Северный инвестиционный банк и Черноморский банк развития и реконструкции, который принадлежит правительству Крыма.
 
Стоимость первого этапа развития аэропорта, главным предметом которого было строительство нового терминала (открыт в конце 2013 года), составляет 1,2 млрд евро. Из них вложено 1,1 млн, причем 678,8 млн евро — кредитные деньги. Характер исполнения своих кредитных обязательств в ВВСС не уточнили, в мае Сергей Эмдин утверждал, что «банки в целом довольны».
 
Как увеличат пассажиропоток
 
Чтобы увеличить поток пассажиров на международных линиях, Пулково рассчитывает на три средства, которые не требуют вложения денег. Во-первых, в Госдуме рассматривается проект закона о введении 72-часового безвизового режима для иностранных граждан. В результате иностранные авиакомпании могут ввести новые транзитные рейсы через Петербург. Кроме того, в ВВСС хотели бы рассчитывать, что правительство разрешит 72-часовой режим не для транзитных рейсов, а для обычных. Это позволит открыть прямые рейсы в Петербург, которыми могли бы прилетать на три дня иностранцы без визы.
 
Эта мера позволит открыть 13 новых маршрутов, задействовать шесть новых авиакомпаний, увеличить количество рейсов в год на 3,5 тыс. штук, а годовой пассажиропоток — на 1 млн человек, говорят в ВВСС.
 
Во-вторых, в Пулково рассчитывают, что российские власти будут расширять практику назначения перевозчиков, при которой, например, Великобритания открывает рейс в Петербург, а Россия — рейс в Лондон. Обычно на эти рейсы назначают по одному перевозчику с каждой стороны. Так вот, если увеличить их количество до четырех или пяти, это снизит стоимость перелетов и повысит пассажиропоток, считают в Пулково.
 
Например, «Россия» и грузинская фирма Air Caucasus хотят открыть еженедельные регулярные или чартерные рейсы между Петербургом и Тбилиси. Испанский перевозчик Vueling, назначенный Италией на линию Рим — Петербург — Рим, изъявил готовность летать по этому маршруту семь раз в неделю, а также открыть рейсы в Петербург из других мест Италии. «Также турецкий авиаперевозчик Pegasus заинтересован в выполнении полетов по маршруту Стамбул — Петербург — Стамбул с частотой не менее трех раз в неделю, для чего необходимо увеличить количество назначенных перевозчиков», — говорят в ВВСС, отмечая, что пока все эти планы противоречат действующим межправительственным соглашениям.
 
В-третьих, в Пулково хотели бы рассчитывать на введение так называемой «пятой свободы воздуха» — одного из наборов правил полетов, изложенных в Конвенции о международной гражданской авиации. «Пятая свобода» предполагает разрешение авиакомпаниям перевозить пассажиров из одного иностранного государства в другое иностранное. Например, компания «Люфтганза» может летать из Франкфурта в Петербург и обратно. Введение «пятой свободы» разрешит ей лететь из Франкфурта в Петербург и далее, например в Пекин (с новыми пассажирами, взятыми на борт в Петербурге). По сути, это транзитный рейс, в котором меняются пассажиры. Сейчас эту идею ВВСС обсуждает с Минтрансом.
 
Воспользоваться запрещенной пока «пятой свободой» в Пулково изъявила компания Korean Air, которая хотела бы летать из Сеула в Петербург, затем в Киев, а также из Сеула в Петербург и затем в Осло.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer