Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Кукурузник" или дирижабль?


14 ноября 2014 года Тимофей Шевяков, Lenta.ru


Очередной лоукост-проект «Аэрофлота», авиакомпания «Победа», приступает к продаже билетов. Возможность долететь из Москвы до одного из шести региональных центров за полторы тысячи рублей (рекламные 999 не учитывают таксы и сборы) — это действительно здорово. Однако перелет между столицами регионов может обойтись существенно дороже. Скажем, из Екатеринбурга в Тюмень — 50 минут в воздухе и 4000 рублей за билет. А в Пермь из уральской столицы и вовсе нет прямых рейсов. Значит, быстрее, выгоднее и комфортнее летать через Москву? Абсурд — с точки зрения и логистики, и здравого смысла.

За региональными авиакомпаниями и межрегиональными подразделениями магистральных авиаперевозчиков еще с конца 90-х годов закрепился образ предприятий с авиапарком из разваливающихся древних бортов, устаревших еще до развала СССР. Один комик сравнил в телешоу самолет Як-42 «Саратовских авиалиний» со старым холодильником ЗИЛ. А саму авиакомпанию прозвали «Сарайвиа». Справедливо ли?
 
Действительно, для межрегиональных и тем более внутрирегиональных перелетов не требуются самолеты большой вместимости. 120-местный Як-42, запущенный в производство сорок лет назад, по комфорту, безусловно, уступает зарубежным аналогам — и «Боингу-737», и «Эрбасу». С отечественными аналогами, увы, проблемы. Да и потребность у региональных компаний скорее в самолетах, рассчитанных не более чем на 50 пассажиров. В этом сегменте лидируют канадские «Бомбардье CRJ-200», которых в российских авиакомпаниях насчитывается более двух десятков. Летать на них после «Боингов» и «Эрбасов» несколько непривычно — тесновато, в салон заходишь, пригнувшись, однако вполне комфортно, да и основная цель — доставка из точки А в точку Б — выполняется исправно. Один из наиболее известных межрегиональных перевозчиков — авиакомпания «РусЛайн» — использует еще и 30-местные бразильские Embraer 120.
 
«Объявляется посадка на рейс Самара — Казань авиакомпании "Ак Барс Аэро"». Около гейта — лишь девять человек. Именно столько вмещает одномоторная Cessna Grand Caravan, больше похожая на летающую маршрутку. Багаж пассажиры складывают самостоятельно в хвостовой части салона. Ремни безопасности накидываются, как в автомобиле, через плечо. Кабины пилотов как таковой нет — сидя на первом ряду, можно любоваться панорамой через лобовое стекло. Стюардесс с напитками нет, туалета тоже. Девушка на соседнем кресле сильно нервничает — изо всех сил вцепилась в подлокотники. «Лечу на таком в первый раз», — поясняет она извиняющимся тоном. Даже для человека, не страдающего аэрофобией, после просторных салонов больших самолетов такой перелет — приключение.
 
Мягкий взлет, мягкая посадка. Час лету и две с половиной тысячи рублей за билет. Дороговато для межрегионального маршрута, но особого выбора сейчас нет. Другая авиакомпания, Dexter, вообще себя позиционировала, как аэротакси. Крошечные одномоторные Pilatus PC-12, изготовленные в Швейцарии, берут на борт восемь пассажиров. Бизнес-класс: широкие кресла можно развернуть в проход, да и вообще почувствовать себя деловым человеком на собственном джете. Пока летишь из Перми в Киров, например. Раньше компания осуществляла перевозки из Москвы в Ярославль и Иваново, а с 2013 года переключилась исключительно на Приволжский федеральный округа и, надо признать, вполне удачно. Билеты раскупаются быстро. А в Ярославль теперь летает «РусЛайн».
 
Когда речь заходит о возрождении регионального авиасообщения, следует задуматься и о том, какими средствами этого достичь. Очевидно, что и бразильцы, и канадцы, и швейцарцы обрадуются росту количества заказов из России — но не разумнее ли загрузить отечественных производителей, создав в России новые рабочие места? В интервью «Ленте.ру» полномочный представитель президента России в Уральском федеральном округе Игорь Холманских сказал, что в регионе имеется несколько авиационных проектов: «Есть соглашения между "Ростехом" и "Даймондом", начато производство 19-местных самолетов. Может, вы обратили внимание — если ехать из аэропорта Кольцово, то по правую руку будет Уральский завод гражданской авиации. Так вот, там уже первые "Даймонды" собрали. При проектировании исходили из того, что 19 мест — это наиболее оптимально, ну не нужны нам для подобных рейсов 100- или 50-местные самолеты. Кроме того, у нас УГМК (Уральская горно-металлургическая компания — прим. «Ленты.ру») владеет чешским предприятием по производству таких же 19-местных самолетов L-410. Они у нас уже здесь есть, я даже во время своих рабочих поездок таким самолетом пользуюсь».
 
Для округа, в котором 117 населенных пунктов с общим населением около 280 тысяч человек сообщается с Большой землей исключительно по воздуху, возрождение региональной авиации — вопрос выживания в самом прямом смысле этого слова. А керосин нынче дорог, и регулярные полеты к поселкам с населением в полторы-две тысячи человек экономически невыгодны. Иными словами, речь может (и даже должна) идти о том, что межрегиональные и внутрирегиональные авиаперевозки следует разделить на социально значимые — и потому субсидируемые из государственного бюджета (это в первую очередь касается сообщения с Севером) — и коммерческие. И, разумеется, цена на билеты должна формироваться не только исходя из пожеланий перевозчиков. Для примера: испанский лоукостер Vueling продает билеты от Барселоны до Севильи (расстояние в два с лишним раза больше, чем от Самары до Казани) за 30 евро — это, по нынешним временам, около 1700 рублей. Разница налицо.
 
Производством малой авиации хотят заняться и в Омске, где предлагается возродить закрытую в 2009 году линию девятиместных «кукурузников» — АН-3Т. Вполне подходящая замена «Сесснам» и «Пилатусам». Проблема, с которой столкнулось сейчас производственное объединение «Полет», не в формировании портфеля заказов (это было проблемой после кризиса 2008 года), а в авторских правах. Дело в том, что принадлежат эти права еще с советских времен КБ «Антонов», расположенному в Киеве. Соответственно, в нынешней ситуации процесс правового урегулирования может сильно затянуться.
 
Еще один проект, предложенный еще в 2009 году тогдашнему президенту России Медведеву — строительство пассажирских и грузопассажирских дирижаблей. Компания «АвгурЪ» в 2016 году намерена открыть коммерческую эксплуатацию дирижаблей в Якутии. Выгода данного проекта вполне понятна. Дирижабль не требует серьезных вложений в строительство взлетно-посадочных полос, расход топлива куда меньше, чем у самолета, и, кроме того, способен перевозить крупногабаритные грузы. Для труднодоступных районов Сибири и Севера эти факторы могут оказаться решающими.
 
Все эти проекты, к сожалению, пока никак не объединены, нет единого центра координации и разработки. А ведь возрождение региональной авиации для страны — стратегически важное направление. В первую очередь для повышения социальной мобильности населения в условиях мирового экономического кризиса. Во вторую — для развития внутреннего туризма. И то, и другое, разумеется, невозможно без перелетов по разумным ценам.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBXukr
Автосервис Subaru в Москве на https://youdo.com/auto/brand/subaru/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer