Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


На крыльях спроса


19 ноября 2014 года Любовь Милованова, Николай Новичков, Военно-промышленный курьер


Более 130 самолетов различных типов приняли участие в X международном аэрокосмическом салоне «Эйршоу Чайна-2014», прошедшем в городе Чжухай (провинция Гуандун). В демонстрационной программе выставки дебютировал новейший китайский истребитель-невидимка J-31 («Цзянь-31»).

Его первый полет состоялся в 2012 году, истребитель до сих пор находится в стадии испытаний, поэтому неудивительно, что эксперты задаются вопросом: как Пекин решился раскрыть свои технологические секреты. J-31 будет позиционироваться как экспортно ориентированный самолет, пояснил в интервью изданию «Наньфан дэйли» (Nanfang Daily) авиационный эксперт Сюй Юнлин, старший полковник, а в прошлом – главный летчик-испытатель программы J-10. Поэтому секретность не является препятствием для участия в выставке. Наоборот, J-31 должен максимально широко рекламироваться.
 
Экспортные преимущества
 
Сюй Юнлин подчеркнул, что китайские истребители известны низкой стоимостью и отличными техническими характеристиками, поэтому малозаметный J-31 имеет экспортные преимущества перед европейскими и американскими конкурентами. В перспективе Пекин не собирается оставаться молчаливым наблюдателем на мировом рынке оборонной продукции и намерен постепенно увеличивать свою долю на нем.
 
В настоящее время здесь по-прежнему доминируют США. Россия занимает второе место в рейтинге мировых поставщиков продукции военного назначения. КНР пока является относительно слабым игроком на этом рынке, признает Сюй Юнлин. Когда J-31 сможет поставляться на экспорт, он станет весьма привлекательным, конкурентоспособным продуктом в развивающихся странах наряду с китайскими истребителями четвертого поколения, прогнозирует эксперт.
 
Европейские страны являются традиционными союзниками Вашингтона, внедриться на их рынок самолетостроителям сторонних государств сложно. КНР, подчеркнул Сюй Юнлин, и не стремится поставлять истребители на Запад. Помимо традиционно дружественного Пекину Пакистана многие страны Ближнего Востока, Южной Азии и Латинской Америки заинтересованы в приобретении китайских военных самолетов. Требуются, в частности, истребители четвертого поколения, поскольку их предшественники устарели и списываются. Соответственно отмечается высокий спрос на импортные модели. «Если создание китайской продукции будет совпадать по времени с моментом смены авиатехники в этих странах и мы сможем проявить инициативу с точки зрения военной дипломатии, то возможность получить долю на рынке истребителей четвертого и пятого поколений остается относительно высокой», – констатировал Сюй Юнлин. Он убежден, что КНР способна превратиться в игрока с высокой конкурентоспособностью.
 
J-31, по словам эксперта, является облегченным вариантом истребителя пятого поколения. В его конструкции максимально использован задел, сформированный в ходе работы над последними образцами китайских истребителей четвертого поколения, а число действительно новых технологий невелико. Это дает надежду на то, что в течение пяти лет самолет будет готов к серийному производству.
 
Сюй Юнлин высказал мнение, что самолеты, построенные с использованием технологий малозаметности, являются будущим для палубной авиации всех стран. Но вероятность полной замены четвертого поколения пятым невелика. В перспективе разновозрастные модели будут сочетаться.
 
Велика вероятность появления J-31 на авианосцах, но на данный момент нет какой-либо информации об адаптации самолета к требованиям базирования на палубах. Как ожидается, палубный вариант появится уже после того, как базовая версия начнет поступать в войска.
 
Укрепление слабого звена
 
КНР добилась существенных успехов в разработке истребителей и авиационных двигателей в рамках программы «Тайхан» (Taihang), сообщил в интервью изданию «Наньфан дэйли» профессор Университета национальной обороны Народно-освободительной армии Китая (НОАК) У Гохуэй. Это означает, что в перспективе доля импортных силовых установок в парке военных самолетов будет снижаться.
 
Двигатели всегда были слабым звеном китайского авиастроения. И хотя страна успешно разрабатывает двигатель по программе «Тайхан», пока он не применяется для широкомасштабного оснащения летной техники собственного производства.
 
«Тайхан» – первый китайский высокоэффективный турбореактивный двухконтурный двигатель большой тяги с форсированным режимом, на который у КНР имеется право интеллектуальной собственности. Но, по общему мнению экспертов, несмотря на достигнутые успехи, объем выпускаемой в стране авиатехники не удовлетворяет общим требованиям по модернизации НОАК. В частности, двигатели для истребителей J-10 по-прежнему импортируются Китаем из России.
 
«У наших военных есть большой спрос, но мы не в состоянии производить продукцию в достаточном объеме, – отмечает У Гохуэй. – Хотя в перспективе КНР будет импортировать все меньше и меньше двигателей для истребителей. Это неизбежно. Мы ориентируемся на собственное производство и станем импортировать лишь те виды техники, которые не только обеспечат повышение нашей боеспособности, но и будут стимулировать развитие китайской авиационной промышленности».
 
Высокая стоимость истребителей, констатировал профессор, является проблемой, с которой сталкиваются все страны. В 90-е годы американский F-16 обходился в сумму менее 20 миллионов долларов, в настоящее время он уже стоит более 40 миллионов, а перспективный малозаметный истребитель F-35 оценивается в 140 миллионов долларов.
 
«Мы применили много новых технологий в области двигателестроения, авионики и материалов для снижения демаскирующих признаков, вложили большие средства в передовые научные исследования и разработки. Поэтому стоимость отечественных истребителей нового поколения, безусловно, будет гораздо выше, чем предыдущего, но тем не менее ниже зарубежных аналогов», – резюмировал У Гохуэй. Количество разрабатываемых и принимаемых на вооружение истребителей в перспективе будет меньше, но не только из-за высокой стоимости, а и благодаря существенно увеличенной боеспособности. «Дальность действия авиационных ракет, составляющая несколько сотен километров, и постоянно увеличиваемый радиус воздушного пространства, которое может контролировать современный истребитель, обусловливают сокращение парка авиатехники, необходимой для обеспечения обороноспособности страны», – пояснил профессор.
 
Проекция военной силы
 
На «Эйршоу Чайна-2014» хозяева впервые представили тяжелый военно-транспортный самолет (ВТС) нового поколения Y-20. Имея максимальную взлетную массу 220 тонн и грузоподъемность свыше 66 тонн, он является самым крупногабаритным из всех воздушных судов, разработанных на сегодня в КНР, и его создание считается важным этапом на пути развития китайской авиапромышленности и модернизации НОАК.
 
Как заявил в интервью изданию «Наньфан дэйли» (Nanfang Daily) Сюй Юнлин, по грузоподъемности Y-20 аналогичен тяжелым ВТС разработки лидеров мирового авиастроения. Его создание, по мнению эксперта, обеспечит Китаю возможность проецировать военную силу в нужные регионы мира.
 
Начаты летные испытания Y-20 на надежность и ресурс. И говорят, самолет демонстрирует впечатляющие результаты. В этих испытаниях принимает участие третий образец, тогда как первые два были задействованы в тестовых полетах в декабре прошлого года и в январе этого.
 
Технологии, использованные при разработке самолета, в основном отработаны, подтверждены и могут быть продемонстрированы публике. Первый Y-20 скорее всего будет принят на вооружение НОАК в течение следующих двух лет.
 
В период подготовки к «Эйршоу Чайна-2014» эксперты полагали, что в Чжухае будет представлена широкая гамма управляемого ракетного оружия, созданного китайской «оборонкой». Новые снимки истребителя FC-1/JF-17 китайской промышленной группы «Чэнду эйркрафт индастриз груп» (Chengdu Aircraft Industry Group – CAC), оснащенного высокоскоростной управляемой ракетой (УР) класса «воздух-поверхность» CM-400AKG Китайской корпорации аэрокосмической науки и промышленности (CASIC – China Aerospace Science and Industry Corporation) появились в Интернете. Они свидетельствуют, что Китай успешно продолжает разрабатывать эту УР. Источник и дата размещенных в Интернете фотографий не указаны, но они появились сразу на нескольких китайских военных сайтах. Представленный на снимках JF-17 с серийным номером 10-115, оснащенный, по всей вероятности, макетами ракет, как полагают эксперты, является опытной машиной, базируемой на аэродроме корпорации CAC.
 
Китайские источники указывают, что CM-400AKG создана на основе тактической баллистической ракеты SY-400. Она впервые была представлена широкой общественности на «Эйршоу Чайна-2012», где позиционировалась как гиперзвуковая ПКР. Между тем в ноябре 2013-го на авиасалоне в Дубае пакистанский военный специалист сообщил, что CM-400AKG принята на вооружение НОАК, но противокорабельная версия пока находится в разработке. Если информация соответствует действительности, то, по-видимому, ракета устанавливается на другой носитель, ведь в китайской армии нет FC-1/JF-17. Наиболее вероятной платформой для этой ракеты является ударный истребитель JH-7A производства «Сянь эйркрафт корпорейшн» (Xian Aircraft Corporation) или семейство истребителей J-11 компании «Шэньян эйркрафт корпорейшн» (Shenyang Aircraft Corporation).
 
Согласно данным китайских проспектов, представленных на салоне «Дубай эйршоу-2013», ракета CM-400AKG имеет длину 5,1 метра, диаметр 400 миллиметров, массу 910 килограммов и дальность 100–240 километров. Она оснащена инерциальной навигационной системой, спутниковой системой навигации и пассивной радиолокационной головкой самонаведения. В противокорабельном варианте ракета оснащается инфракрасной или телевизионной ГСН. Вероятное круговое отклонение для каждого варианта составляет 5 и до 10 метров соответственно.
 
Однако наибольший интерес вызывает информация о том, что максимальная скорость CM-400AKG на конечном участке траектории примерно соответствует 4,5–5 М и достигается благодаря большой высоте крейсерского полета и пикированию при подлете к цели. На авиасалоне в Ле Бурже в 2013 году аргентинские официальные лица совместно с представителями государственной компании FADEA заявили, что их заинтересованность в совместном производстве истребителя FC-1/JF-17 обусловлена в первую очередь привлекательными характеристиками ракеты CM-400AKG.
 
Террористам не светит
 
По сообщению информационного агентства «Синьхуа», в КНР успешно испытана лазерная система ПВО собственной разработки, созданная для перехвата малоразмерных БЛА, летящих со скоростями до 50 метров в секунду на высотах до 500 метров. Воздушные цели сбиваются в радиусе двух километров в течение пяти секунд после обнаружения, говорится в заявлении Китайской академии технической физики, участвовавшей в проекте в качестве одного из соисполнителей. Система характеризуется быстродействием, точностью и малым уровнем шума. Может устанавливаться на транспортных средствах или перевозиться ими, что делает возможным ее применение для обеспечения безопасности в городских районах. По словам разработчиков, в ходе испытаний система успешно уничтожила свыше 30 БЛА, показав стопроцентную вероятность перехвата малоразмерных воздушных целей.
 
Обычно это задача снайперов или вертолетов, однако вероятность поражения беспилотников невысока, отмечает руководитель работ Китайской корпорации высокотехнологического оборудования (China Jiuyuan Hi-Tech Equipment Corp.). В то же время малоразмерные БЛА имеют низкую стоимость и просты в применении даже для неквалифицированного персонала, что делает их весьма привлекательными для террористов. В настоящее время китайские специалисты разрабатывают лазерные системы обеспечения безопасности с большей мощностью и дальностью действия.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer