Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как избавиться от "Мистраля"?


21 ноября 2014 года Илья Крамник, Константин Богданов , Lenta.ru


В обсуждении судьбы «Мистралей», строящихся во Франции для ВМФ России, наконец появился новый, хотя и давно ожидаемый вариант: а что если русские просто угонят готовый корабль, отдавать который Париж не решается? При всей анекдотичности, прецедент угона кораблей из Франции уже был, и «Лента.ру» решила помочь Парижу выбрать, обсудив и этот, и несколько других вариантов развития событий.

«Мистраль» отдадут России согласно контракту
 
Вариант совершенно скандальный: он абсолютно правилен с формально-юридической точки зрения, безупречен с точки зрения деловой репутации концерна DCNS, взявшегося за гуж великой стройки для ВМФ России… и совершенно недопустим политически. Особенно в силу мощнейшего давления США на Париж.
 
Но было бы красиво. Может быть, даже слишком красиво, чтобы получилось.
 
Франция — особая страна НАТО, которая старается быть в альянсе «равнее других» и все делать «с опорой на собственные силы». Конфликтовать с Америкой ей не впервой. Однако политический контекст, в который Париж сам загнал себя, уже мешает просто послать Вашингтон обратно через океан, как это сделал с полсотни лет назад президент де Голль.
 
В принципе, Франсуа Олланд является гарантированной «хромой уткой» в силу крайне низкой популярности во Франции и невнятности проводимой политики. Так что терять ему нечего — мог бы и рискнуть выступить защитником доброго западного делового обычая, Священной Сделки.
 
Проблема в том, что для этого нужно иметь, скажем так, порох в пороховницах, а Олланд пока ни разу не проявил себя политиком с сильным характером. Возможно, в такую игру сыграл бы его предшественник, вдохновенный авантюрист Саркози (который и патронировал российский контракт на «Мистрали»). Но иных уж нет, а те далече.
 
«Мистраль» угонят русские
 
О, это был бы роскошный триллер, за которым с замиранием сердца следил бы весь мир. Прямые включения, инфографики, интерактивные карты с прокладкой маршрута в реальном времени, интервью брызжущих то радостью, то слюной экспертов… Мировые СМИ наперегонки выпускают статьи под названием «10 вещей, которые еще могут украсть русские прямо сейчас». 
Москва с физиономией невозмутимого Брюса Уиллиса заявляет, что уплатила деньги за корабль, и получила его. — «Что вы сделали с Мистралем? — Мы его забрали». Париж, украдкой вздыхая с облегчением, негромко ноет на одной ноте «спасите, последнего добра лишают» и радостно подписывается на очередной пакет санкций против какого-нибудь генерала ФСБ, СВР или ГРУ, которые с момента рождения не выезжали за пределы РФ по должности — и впредь, что характерно, не собирались.
Правда, вышел бы ремейк: в декабре 1969 года Израиль, попав под французские санкции, уже провернул точно такую же операцию, успешно угнав из Шербура пять строившихся там ракетных катеров.
 
Самое смешное в этом сюжете то, что при всей своей кинематографичности он мог бы стать великолепным выходом из создавшегося положения для всех сторон: Россия получила бы корабль, а Франция, вовремя отвернувшись в момент угона и избавившись от головной боли, смогла бы лицемерно вздохнуть и пожаловаться на падение нравов.
 
Проблему создает лишь то, что «Мистралей» два, и второй еще только-только спущен на воду. Угнать два сразу не получится, а для того, чтобы повторно провернуть такую операцию год спустя, нужны с французской стороны — фантастическое головотяпство, а с российской — какой-то астрономический запас наглости и простоты нравов.
Да и вообще, шутка , повторенная дважды, уже не смешна.
 
«Мистраль» передадут французскому флоту
 
Один из тех крайне поучительных вариантов, когда Франция из собственного кармана оплачивает политические амбиции своих лидеров. Нет, не сказать, чтобы это было совершенно непотребное поведение для великой державы. История знает немало примеров конфискаций военных заказов иностранных государств в пользу собственных вооруженных сил. Париж сможет успешно изобразить высокоморальную позицию и получить одобрение коллег по коалиции давления на Россию. Однако вопрос в другом: из какой тумбочки брать на это деньги?
 
Далее: зачем французскому флоту сразу четвертый и пятый «Мистрали», если они только что, в 2013 году, уже отказались от четвертого такого корабля собственной постройки (дорого и не нужно)? И, наконец, сколько еще денег и нецензурных выражений, уже после выкупа, будет потрачено на то, чтобы переделать корабли обратно с российского проекта на «родной»?
 
Конечно, корабли технически можно и украсть (т.е. не заплатить России ни копейки). Но именно что «технически». Россия имеет на своей территории массу французских активов в промышленности, которые могут быть заморожены, а то и конфискованы в обеспечение уплаты. Уже сейчас французские промышленники грызут чиновников Елисейского дворца за шашни вокруг законной передачи кораблей России. Что начнется после такой ответной конфискации, даже думать не хочется, особенно если в дело вступят французские профсоюзы.
 
Мистраль продадут какой-нибудь стране НАТО
 
Универсальный десантный корабль — весьма ценная боевая единица в рамках принятой в НАТО военной доктрины, и на первый взгляд, корабли могли бы найти покупателя. Однако на деле оказывается, что подавляющая часть возможных задач экспедиционных операций решается наличными силами: в первую очередь ВМС США, которые располагают десятью УДК, более крупными, мощными и дорогостоящими, нежели «Мистрали», и их союзников. В числе этих союзников — Франция со своими тремя кораблями, Испания, Великобритания, Италия... в Тихом океане США могут опереться, в случае необходимости, на экспедиционные возможности ВМС Австралии, Южной Кореи и Японии, которая совсем недавно отменила многолетний запрет на использование своих сил самообороны за рубежом, и располагает довольно мощным флотом, включающим и экспедиционные силы.
 
Еще два корабля ни одной из названных стран не нужны. Почему они не нужны Франции — мы уже обсудили, но для всех остальных «Мистрали» российского облика будут еще более чужеродным элементом, переделка которого «под себя» потребует огромных затрат. Из числа стран, в настоящее время не располагающих подобными кораблями можно было бы назвать в качестве потенциальных покупателей Канаду и Германию, однако и для них проблема адаптации чужих кораблей к своей инфраструктуре будет не менее острой, равно как и вопрос, откуда брать средства на незапланированные расходы? Военные бюджеты обеих названных стран, как и подавляющего большинства их союзников по НАТО, расписаны на много лет вперед, и найти там искомые два миллиарда евро (как минимум, с учетом цены перестройки кораблей), будет непросто.
 
Наконец, в этом случае может всплыть еще одна забавная проблема: на кораблях к настоящему времени уже смонтирована масса оборудования, юридически находящегося в российской собственности, включая ряд общекорабельных систем, в том числе электрические схемы. В случае продажи кораблей третьей стороне Россия может потребовать возврата своей собственности «в натуре», что будет означать, по сути, необходимость разделать корабли на металл для того, чтобы извлечь все, что там было смонтировано в ходе постройки. Альтернатив не так много — утомительный многолетний суд либо внесудебное волевое решение. Второй вариант, пожалуй, хуже всего остального, поскольку будет означать отказ от юридических методов урегулирования в принципе. С непредсказуемыми последствиями.
 
Мистраль продадут третьей стране вне НАТО
 
Вопроса о российской собственности не избежать и в этом случае, но здесь есть шанс найти покупателя, находящегося в нормальных отношениях с Москвой, который сможет договориться о сервисном обслуживании этих кораблей, купить для них российские вертолеты и установить российские системы вооружения и радиоэлектронного оборудования на уже подготовленные для них места. Из числа крупных стран, которые могли бы пойти на такую сделку, можно назвать, скажем, Бразилию, хотя экономическая обстановка в этой стране также не способствует внезапным дорогостоящим покупкам.
 
Вариантом с двойным подтекстом могла бы стать продажа кораблей Аргентине, причем в этом случае деньги могла бы найти и Россия — предоставив Буэнос-Айресу льготный кредит и на оплату кораблей, и на их вооружение с обслуживанием. Хотя бы с целью посмотреть на реакцию Великобритании — одного из главных оппонентов продажи кораблей России. Учитывая то, что недавно Лондон объявил о своем намерении блокировать куда более безобидную сделку по продаже Аргентине шведских истребителей Gripen-NG, результат может оказаться любопытным. Правда, подобный троллинг на высшем уровне может закончиться нехорошо, особенно если Королевский флот вспомнит свою давнюю практику по нейтрализации потенциально опасных кораблей во французских портах, например, операцию «Катапульта». «Мы не гарантируем безопасность кораблей на переходе в Аргентину» — мог бы сказать, наверное, при таком раскладе пресс-атташе Адмиралтейства. И подумав, добавить: «И в Сен-Назере тоже не гарантируем, на всякий случай».
 
Мистраль сдадут на слом за счет французского правительства
 
Это, очевидно, самый плохой вариант, реализуемый только в том случае, если ни один из предыдущих не сработает. Цена кораблей. Цена неустойки. На металлолом за несколько миллионов уйдут два корабля с начинкой в сотни миллионов, но которая будет уже никому не нужна. Подрыв репутации продавца может оказаться еще дороже: на оружейном рынке Париж прямо конкурирует с Москвой за бюджеты стран третьего мира, подавляющее большинство которых либо имели проблемы с Западом в прошлом, либо имеют их сейчас, либо непременно будут иметь в будущем. Кто из пожизненных президентов, королей, шейхов и эмиров, которые внимательно следят за происходящим в Европе, после этого еще рискнет связываться с французскими поставщиками — бог весть. Какие проблемы после этого возникнут у французского правительства уже не с профсоюзами, а с лидерами своего же оружейного бизнеса, ценящими и свою технологическую самостоятельность, и доходы от торговли оружием — знает также он один.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer