Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Ратиопластина" позволит не снимать обувь при досмотре в аэропортах


26 ноября 2014 года ТАСС


На досмотрах в российских аэропортах вскоре можно будет не разуваться. Процедура, отнимающая массу времени и так раздражающая авиапассажиров, в ближайшие годы станет пережитком прошлого. Компания «Интеллектуальные сканирующие системы», резидент Кластера ядерных технологий Фонда «Сколково», готовится вывести на рынок свою новейшую разработку – «Ратиопластину».

Инновационный прибор выглядит обманчиво просто и больше всего напоминает обычные напольные весы: красиво подсвеченная светодиодами  прозрачная пластиковая платформа с двумя желтыми прямоугольниками, на которые предстоит встать для проверки. За лаконичной формой скрыта «умная» система, которая позволяет обнаруживать инородные включения в подошвах и каблуках пассажиров менее чем за две секунды. Характеристики «начинки» не имеют значения: детектор не определяет материал и меру опасности. Он лишь сообщает о том, что в ботинках имеется посторонний «фарш».  Как это работает, создатели продемонстрировали во время первых испытаний в аэропортах Шереметьево и Внуково: человек просто встает на пластину, и через мгновение загорается зеленый или красный свет.
 
«Подошва любой обуви – это, как правило, резина или пластик. То есть диэлектрик – вещество, практически не проводящее электрический ток, – объясняет принцип действия нового детектора Сергей Карабашев, генеральный директор компании «Интеллектуальные сканирующие системы». – Если в подошве сделать выемку, ее свойства изменятся, даже когда эта выемка будет чем-то заполнена. Наш прибор фиксирует такую диэлектрическую неоднородность, давая сотрудникам службы безопасности повод для более тщательной проверки».
 
Более тщательная проверка – это интроскоп. Через эти громоздкие черные ящики сегодня проходит 100% обуви ожидающих посадки пассажиров. Альтернатива разуванию – рентгеновская кабинка. Но и они пока существуют лишь в опытных образцах: хотя доза радиации в таких кабинках в несколько раз меньше той, которую человек получает во время самого перелета, в обществе существует рентгенофобия, и это становится препятствием для установки таких устройств в аэропортах. А металлодетекторы, вошедшие в обиход еще до интроскопов, как известно, не способны выявлять тайники, если они не содержат металлических элементов – например, пластичные взрывчатые вещества. По потребительским свойствам инновация от «ИСС» конкурентов не имеет.
 
Уже сегодня «Ратиопластина» могла бы сократить число проверок на интроскопе на 90%. Как отмечает Игорь Караваев, вице-президент и исполнительный директор Кластера ядерных технологий «Сколково», помимо безопасности и скорости для пассажиров,  «Ратиопластина»  поможет потенциальным потребителям – транспортным узлам – снизить удельные затраты на досмотр одного пассажира.
 
Проблема «босоногих перемещений» по залам аэропорта – не только психологическая, но и финансовая. На фоне угрозы терроризма пассажиры во всем мире привыкли, пусть и с некоторым недовольством, мириться с дискомфортом этой процедуры. Однако для самого аэропорта досмотр обуви по существующей схеме выливается в увеличение интервалов между рейсами и уменьшение пропускной способности, в оплату дополнительного персонала, а также в десятки миллионов рублей, ежегодно затрачиваемых на «копеечные» пластиковые бахилы, которые к тому же ложатся тяжким грузом на экологию.
 
Потребность в снижении этих расходов и создала запрос на новую технологию, которую до недавних пор никто предложить не мог. В конце 2009 года над вопросом задумалась команда физиков во главе с Александром Корженевским, руководившим группой электромагнитной томографии в Институте радиотехники и электроники им. В.А.Котельникова Российской академии наук.
 
Этой команде уже приходилось создавать изобретения для безопасности на транспорте: в тот момент ученые под брендом «Лаборатория АВК» выводили на рынок LQtest – компактный ручной прибор для обнаружения опасных жидкостей в закрытой таре. Его принцип действия также основан на методе определения диэлектрической проницаемости объектов. Сегодня LQtest используется в большинстве российских аэропортов и позволяет не сдавать в багаж напитки и шампуни. Достаточно приложить датчик снаружи к бутылке или банке, чтобы через полсекунды прибор выдал заключение, обладает ли жидкость внутри горючими и взрывоопасными свойствами.
 
Общаясь с регуляторами российского рынка средств безопасности, команда ученых узнала, что в аэропортах по всей стране буквально мечтают о современном сканере обуви, быстром и абсолютно безвредном для человека. Разработчики как раз освободились, и под новый проект была создана «сколковская»  компания «Интеллектуальные сканирующие системы». Прежние наработки легли в основу нового изобретения.
 
«Изначально мы много лет занимались медицинской техникой: томографы, маммографы. Захотелось расшириться, и сфера безопасности показалась нам самым ближайшим и логичным развитием. Задача, если вдуматься, одна и та же: и в медицине, и в службах безопасности наши приборы призваны обнаружить скрытую угрозу – нечто опасное, спрятанное внутри. Это было интересно», – вспоминает Александр Корженевский, директор по научно-исследовательским разработкам ЗАО «Интеллектуальные сканирующие системы».
 
Нынешние опытные образцы – уже четвертое, усовершенствованное и доработанное, поколение «Ратиопластин», созданных под руководством Корженевского. Прибору предстоит пройти финальный этап – настройку и тестирование. Перед учеными стоит задача добиться максимальной чувствительности датчиков, механической стабильности и абсолютного минимума ложноотрицательных срабатываний. Ведь в результате ложной тревоги человеку всего лишь придется напрасно разуться. А чем опасно ложноотрицательное заключение, можно не объяснять. На успешное завершение столь ответственного проекта Фонд «Сколково» выделил своему резиденту грант – 15 млн руб.
 
Денег Фонда и частных соинвесторов нам хватит, чтобы выпустить 30 опытных образцов «Ратиопластины» и провести их совместные испытания с будущими пользователями – представителями служб аэропортовой безопасности. Если бы нам пришлось обходиться своими силами, этот процесс затянулся бы на неопределенное время. А сейчас планируем полностью завершить все работы к лету. Кроме того, статус «сколковского» резидента дает компании совершенно иной вес и упрощает взаимодействие с госструктурами – а это очень важно в такой закрытой и сложной сфере, как безопасность», – рассказывает Сергей Карабашев.
Въехать в аэропорты на постоянной основе «Ратиопластина» имеет шансы самое раннее через год, после внесения в перечень разрешенных приборов Росавиации. Новый детектор опасных веществ сможет не только сэкономить службам безопасности существенные средства, но и принесет им заметные имиджевые дивиденды. 



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer