Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Только тарелкой можно долететь


26 ноября 2014 года Наталия Ячменникова, Российская газета


Эпоха авиационной классики - фюзеляж в виде трубы, крыло и двигатели, расположенные под крылом либо в хвостовой части, похоже, завершается. Будет еще одно поколение традиционных самолетов, не больше, утверждают эксперты. Но как далеко летит конструкторская мысль?

Скажем, по оценкам многих аналитиков, в том числе российских, уже к 2025-2030 годам появятся пассажирские самолеты со схемой "летающее крыло". Инженеры утверждают: корпус таких машин не только повысит запас прочности при перегрузках, но и обеспечит на борту больший комфорт для пассажиров. А экономисты уже просчитали: машины с нестандартными техническими решениями могут быть на 50-60 процентов экономичнее нынешних.
 
Стоит ли удивляться, что, заглядывая в завтра, европейцы из концерна "Эрбас" поспешили подать в американское патентное бюро заявку на самолет в форме круга. Об этом сообщила такая серьезная газета, как The Finansial Times. По мнению западных специалистов, круговая форма салона позволит более равномерно распределять нагрузку. А это облегчит и конструкцию, и сэкономит горючее. Насколько комфортно будут себя чувствовать в "летающей тарелке" пассажиры? Вопрос спорный. Впрочем, то, что заходить в салон придется по лестницам, расположенным в "дыре" воздушного судна, еще ни о чем не говорит. Прежде всего, наверное, должны быть удобными те же кресла. Какими они будут в предлагаемой "тарелке", пока неизвестно. Но, говорят, те же европейцы вроде как уже запатентовали сиденья, похожие на велосипедные. Правда, для какого типа самолетов, не уточняется. В любом случае все это лишь из разряда "намерений".
 
Попытка европейцев разработать летающий аппарат дисковидной формы далеко не первая. Известно, что разработки в этом направлении велись в разное время и в Германии, и в США, и в России. Кстати, по оценкам, аналитиков, ближе всего к созданию дискообразных летательных аппаратов подошли именно российские ученые. Точнее, еще советские.
 
Так, летом 1993 года по бетону взлетной полосы полигона Саратовского авиационного завода пробежала и поднялась в воздух странная машина под названием "ЭКИП" (расшифровывается как "экология и прогресс"). Свидетели ее форму описывали по-разному: "таблетка", "чечевица", "жук", "летающая кепка". Когда кадры любительской съемки обошли весь мир, этот летательный аппарат назвали русским НЛО.
 
Как говорят российские эксперты, "ЭКИП" можно без преувеличения отнести к принципиально новым летательным аппаратам, которые обладают уникальными эксплуатационными свойствами. Такой самолет мог бы использоваться для транспортировки грузов и пассажиров в труднодоступных районах, к примеру, на Крайнем Севере. Он мог бы стать незаменимым для проведения разведки и патрулирования, использования в чрезвычайных ситуациях - при спасении людей на воде, тушении лесных пожаров.
 
В этих летательных аппаратах российским инженерам-конструкторам удалось реализовать ряд новаторских технических идей. Так, несущий корпус летательного аппарата был изготовлен в виде толстого крыла малого удлинения, которое объединяло в себе функции фюзеляжа и крыла. Струйно-посадочное устройство на воздушной подушке позволяло осуществлять взлет и посадку на аэродромах любой категории, в том числе на аэродромах с укороченной ВПП, на воде и грунте.
 
Создателем нашей "летающей тарелки" был русский ученый Лев Щукин. Ему удалось соединить в единое целое крылья и фюзеляж, в котором разместились двигатели, запасы топлива и места для пассажиров (груза). Те, кому посчастливилось наблюдать полет русской "тарелки", в один голос отмечали фантастичность аппарата. Говорят, в 1997-м году, когда модель "ЭКИП" испытывали на авиазаводе, туда приехал Борис Ельцин. "Летающая тарелка" заинтересовала президента, и в разговоре с Щукиным, он, вроде, заявил: "Мы это поддержим". Не исключено, что работа над российской "летающей тарелкой" и дошла бы до какого-то логического завершений. Но Лев Щукин умер.
 
Авиаконструктор Генрих Новожилов, создатель самых больших Илов: "Предела конструкторской мысли не было и нет"
Как рассказал "РГ" генеральный директор фирмы "ЭКИП", кандидат технических наук Анатолий Савицкий, разрабатывалось несколько вариантов суперсамолета: на 40, 160 и даже 320 мест. Но, естественно, были нужны деньги. Когда принималась программа развития авиационной техники на 2000-2015 годы, первый ее этап предусматривал разработку новых принципов и устройств для создания авиационной техники. Российская "летающая тарелка" под эту позицию подходила. Но, по словам экспертов, о ней почему-то забыли. Было изготовлено два комплекта "железа". Один собрали, и сейчас его можно увидеть в одном из музеев Подмосковья. Другой, скорее всего, пустили на металлолом.
 
Ну, а самая первая "летающая тарелка" была построена еще в годы Второй мировой войны американскими военными. В разных источниках можно прочитать, что летательный аппарат под кодовым названием V-173 представлял из себя плоский диск без всяких крыльев, но с пропеллером, что позволяло ему взлетать и приземляться почти вертикально. Испытания проходили в 1942-1943-м годах в штате Коннектикут. И хотя многомиллионный проект был признан перспективным (и потому долгое время оставался засекреченным), самолету так и не удалось войти в серию. Причина проста: наступила эпоха реактивных двигателей, и V-173 отправили на свалку.
 
Потом, как рассказывают историки авиации, за океаном дизайн "летающей тарелки" с реактивной тягой пытались скрестить еще не раз. А сегодня самолетостроители работают уже над другими перспективными проектами. Так, "РГ" уже рассказывала о перспективном гражданском авиалайнере, над которым работают сегодня российские авиаконструкторы. В ЦАГИ подчеркивают: их модель - это не просто модель дальнемагистрального самолета в виде "летающего крыла". Это модель самолета на 180-200 мест, что становится вполне конкурентоспособным с точки зрения глобального спроса. С ним не смогут конкурировать существующие самолеты, говорят ученые. Летать он будет с такой же скоростью (число М=0,8), но при этом будет на 20-25 процентов экономичнее. Часть кресел будет расположена в крыле.
 
Любопытно, что двигатель нового воздушного судна может больше не существовать в форме "одной бочки": его "расщепят" и встроят в крылья. Словом, это будет летательный аппарат совершенно иного уровня, чем сейчас. И создавать его будет новое поколение инженеров.
 
Что предлагается еще? Перспективная модель административного дозвукового самолета вместимостью 3-6 пассажиров. Небольшой реактивный административный самолет с повышенным уровнем комфорта имеет оригинальную запатентованную компоновку - фюзеляж каплевидной формы и прямое крыло. Специалисты в шутку так его и прозвали, Головастик.
 
Еще один проект, с которым связывается будущее российской авиации, - самолет "Фрегат Экоджет". Разработчики предлагают сделать широкофюзеляжный самолет средней дальности с фюзеляжем эллиптического сечения. Аналогов в мире нет. Благодаря конструкции в самолете можно будет разместить кресла так, чтобы обеспечить три прохода между ними. Базовые характеристики впечатляют: число перевозимых пассажиров 380, дальность полета - 3500 км.
 
Эллиптический фюзеляж сделает самолет гораздо меньше и легче, по сравнению с существующими на сегодняшний момент конкурентами. По топливной эффективности он на 25 процентов превосходит самолеты А-310 при полете до 3500 км, на 30 - до 2500 км с 302 пассажирами, на 15-25 - на дальностях до 1500 км.
 
Мнение
Генрих Новожилов, легендарный авиаконструктор, академик, дважды Герой Социалистического Труда:
 
- Предела конструкторской мысли не было и нет. В принципе, все новое рождается из фантазии человека. Конечно, сегодня в проектировании самолетов изменилось многое. В компьютерные программы уже заложен опыт создания конструкций. Есть возможность проводить аэродинамические исследования и расчеты прочности в таком объеме, како й раньше и не снился. Это упрощает работу. Позволяет получить более высокие результаты и проектирования, и производства.
 
Личная интуиция авиаконструктора важна по-прежнему. Но ей помогает то, что можно проанализировать огромное количество вариантов технических решений. Однако не стоит забывать: компьютер - это только средство, которое расширяет возможности конструктора, прочниста, аэродинамика. Окончательное же решение, как всегда, остается за руководителем проектирования и генеральным конструктором.
 
Еще в конце 70-х ЦАГИ прорабатывал самолет "летающее крыло". Видный ученый-аэродинамик Леонид Михайлович Шкадов все агитировал меня делать такой самолет. Более того, не поверите, но о "летающем крыле" упоминали даже в 1948 году! Студенты прослышали и спрашивают Ильюшина, мол, каково его мнение. А Ильюшин и говорит: "Я думаю, что вам и даже вашим внукам хватит самолета обычной схемы". Но, конечно, этим надо заниматься. Например, при конструировании любого самолета всегда важна проблема веса. Сегодня я, например, не вижу уже, за счет чего можно сэкономить.
 
Самые необычные самолеты
 
История авиации знает очень много необычных проектов: внешний вид летающих аппаратов просто поражает. Однако практически у всех из них была печальная судьба.
 
Например, в 1932 году появился проект "Stipa-Caproni" - фюзеляж экспериментального итальянского самолета был выполнен в виде бочки.
 
"Летающая ванна" - такое прозвище получила разработка НАСА М2-F1. Предполагалось ее использование в качестве капсулы для приземления астронавтов. Первый испытательный полет прошел 16 августа 1963 года, а через три года - последний.
 
Ames AD-1 (Эймес АД-1) - первый в мире самолет с косым крылом, экспериментальная модель 1979 года. Его испытания проводились около трех лет. После этого самолет поместили в музей города Сан-Карлос.
 
Легендарный самолет Vought V-173, созданный инженером из Америки Чарльзом Циммерманом, часто называли "летающим блинчиком" за необычный внешний вид. Несмотря на это он обладал отличными летными свойствами. Именно Vought V-173 стал одним из первых аппаратов вертикального/укороченного взлета и посадки.
 
Дом на воде, скрещенный с самолётом, - именно эта идея лежала в основе Caproni Ca.60 Noviplano. Считается, что именна эта машина установила самую высокую "планку странности" для самолетов. Длина - 23 метра, вес - 26 тонн! Этот плавающий и летающий аппарат должен был стать первым трансатлантическим лайнером в истории авиации. Оторваться от земли не было проблемой, но сразу после взлёта, на высоте в 18 метров, аппарат начал разваливаться...
 
А чего стоит, допустим, только одно название "каспийский монстр"! Это экспериментальный экраноплан, который был разработан конструктором Ростиславом Алексеевым в 1966 году. Экраноплан имел размах крыла 37,6 м, длину 92 м, максимальную взлетную массу 544 тонны. До появления самолета Ан-225 "Мрия" это был самый тяжелый летательный аппарат в мире. Испытания "каспийского монстра" проходили на Каспии в течение 15 лет до 1980 года. В 1980 году из-за ошибки пилотирования "монстр" потерпел аварию, жертв не было. К сожалению, на этом все закончилось.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer