Как рассказали "Ъ" участники авиарынка, Минтранс начал обсуждать с ними новые требования к "автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок", то есть к работающим в России системам бронирования авиабилетов. "Ъ" удалось ознакомиться с документом, который должен быть утвержден приказом Минтранса. Первый вариант выносился на обсуждение отрасли еще в мае 2013 года — оно так и не завершилось. Но, говорят источники "Ъ", документ стал более чем актуальным в силу появления требований к хранению с 1 сентября 2016 года персональных данных россиян только в России. Основные международные системы бронирования (Horizon от SITA, Sabre и Amadeus) хранят данные за рубежом и формально не смогут работать в стране после вступления в силу новых требований.
По словам собеседников "Ъ", консультации о том, как же будет устроена система продажи авиабилетов в России с 1 сентября 2016 года, международные системы ведут со структурами "Ростеха". Директор департамента программ развития Минтранса Алексей Семенов пояснил "Ъ", что министерство и "Ростех" заключили соглашение о сотрудничестве по информационному обеспечению транспортной безопасности еще в 2012 году. Стороны должны создать единую информационно-расчетную систему гражданской авиации, включая компьютерную систему бронирования и распределения данных. Официальная цель — консолидация информационных потоков авиационной отрасли "в соответствии с законодательством".
О том, что в России разрабатывается проект по созданию базы данных по авиаперелетам и единой национальной расчетной информационной системы бронирования авиабилетов, "Ъ" сообщал еще 31 января. Летом речь шла в первую очередь о проекте дочерней "Ростеху" "Росэлектроники". Предполагалось, что ее партнером станет Turkish Airlines, которая чуть ли не единственная из крупных мировых авиакомпаний разработала и использует собственную систему бронирования. Перевозчик подписал меморандум о сотрудничестве с компанией "Национальные информационно-расчетные системы", которую "Росэлектроника" приобрела в августе. Также компания завершает сделку по приобретению ООО "Мультикарта-ИСС", которой принадлежит единственный в России процессинговый центр, входящий в Международную ассоциацию воздушного транспорта.
Однако источники "Ъ" на авиарынке утверждают, что Turkish Airlines уже разочаровалась в собственной системе бронирования, использовать которую оказалось слишком дорого, и планирует отказаться от нее в пользу одного из международных операторов, выбирая между Sabre и Amadeus. В Turkish Airlines отказались от комментариев. Источник "Ъ", близкий к проекту, уверяет, что он будет развиваться "вне зависимости от зарубежного партнера", средства "частных финансовых структур" уже найдены (по неофициальной информации, в проекте планировали участвовать структуры частных акционеров аэропорта Внуково).
Альтернативные консультации об адаптации к работе в новых условиях в России международных систем бронирования, поясняют источники "Ъ", ведет другая структура "Ростеха" — "Авиакапитал-Сервис". По словам одного из собеседников "Ъ", к диалогу оказались готовы в первую очередь Sabre и SITA, в то время как Amadeus не хочет допускать российские госструктуры к своим продуктам (в компании отказались "комментировать слухи").
Источник "Ъ" в отрасли поясняет, что у сторон осталось мало времени: чтобы успеть наладить работу к сентябрю 2016 года, нужно согласовать все параметры проекта до конца текущего года, а в первом квартале 2015 года уже начать работы по выбору и размещению серверов. Собеседник "Ъ", близкий к "Ростеху", уточняет, что до конца года должен быть готов предварительный бизнес-план с "несколькими вариантами взаимодействия с иностранными партнерами". Другой источник "Ъ" добавил, что с одной из международных систем может быть создано СП. В Sabre и SITA отказались обсуждать ситуацию. "Создание системы бронирования — очень сложный и комплексный проект,— говорят в "Ростехе".— Мы рассматриваем разные решения и технологические платформы, окончательно определимся с партнером в ближайшие месяцы".
Участники отрасли отмечают, что даже при наиболее благоприятном варианте развития событий, если сторонам удастся договориться в срок, сам переход будет постепенным. "Скорее всего, придется отработать все механизмы на одной небольшой авиакомпании-камикадзе,— поясняет один из собеседников "Ъ".— В целом нужно перенести около 150 млн записей (другой участник рынка говорит о 80-90 млн.— "Ъ"), это огромный объем данных — ошибки неизбежны". По оценкам еще одного источника "Ъ", переход займет около двух лет.
В то же время в новых требованиях, которые сейчас обсуждаются с Минтрансом, есть лазейка, на которую "вероятно, и рассчитывает тот же Amadeus". Пункт 17 документа допускает возможность того, что данные о пассажирах могут быть размещены за рубежом, если там находится сайт авиаперевозчика. В этом случае авиакомпания просто должна включить в договор с иностранным лицом, которое обрабатывает и хранит данные, условия, обязывающие его обеспечивать конфиденциальность и безопасность. Если это распространить не только на сайты перевозчиков, но и на системы бронирования, проблема решится сама собой. Впрочем, документ Минтранса лишь ведомственный приказ. Глава гражданско-правовой практики Sameta Ольга Сницерова отмечает: если в самом законе о персональных данных не оговаривается, что возможны исключения, утверждаемые правительством, то приказ Минтранса ничем не поможет.