Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Противоракетная и противовоздушная оборона России будет лучшей в мире


15 декабря 2014 года Виктор Мясников, Независимое военное обозрение


100 лет назад, в декабре 1914 года, в России была создана первая зенитная воинская часть. Она должна была прикрывать императорскую резиденцию в Царском Селе от немецких дирижаблей и самолетов. Но по-настоящему противовоздушная оборона начала развиваться в Советской России. В самостоятельный вид Вооруженных Сил СССР Войска ПВО были преобразованы в 1948 году.

Тогда основным носителем ядерного оружия были самолеты. Бомбардировщики США и Великобритании летали на высотах, недоступных для советских истребителей той поры и зенитных орудий. И регулярно нарушали воздушное пространство Советского Союза. До тех пор, пока в КБ Свердловского завода им. Калинина не была создана зенитная пушек калибром 100 мм, стреляющая оперенным снарядом с твердотопливным реактивным двигателем на высоту 17–20 км. Когда британские «Канберры» стали возвращаться с пробоинами в крыльях, вторжения в воздушное пространство СССР прекратились.
 
Следующим этапом совершенствования оружия ПВО стало создание ракетной техники. Ответом на высотный разведчик США U-2 стал зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) С-75 «Десна». 1 мая 1960 года его ракета достала на высоте 20 км американский самолет-шпион. Во многих странах мира советские ЗРК показали высокую боевую эффективность. Особую роль они сыграли во Вьетнаме, сбив более 2000 американских самолетов.
 
В наше время к угрозе воздушного нападения добавилась угроза из космоса. Поэтому 1 декабря 2011 года появился еще один отдельный род Вооруженных СИЛ РФ – Войска воздушно-космической обороны. Сегодня воздушно-космическая оборона занимает ключевое место в обеспечении национальной безопасности России.
 
КРАЙНИЙ СРОК – 2020 ГОД
 
На военно-исторической конференции, посвященной столетию ПВО в России, первый заместитель министра обороны РФ генерал армии Аркадий Бахин сказал: «Ведущие государства мира делают главную ставку на завоевание господства в воздухе и космосе, проведение в самом начале войны массированных воздушно-космических операций с нанесением ударов по стратегическим и жизненно важным объектам по всей глубине страны». Поэтому первостепенной стратегической задачей становится создание воздушно-космической обороны.
 
На военно-исторической конференции выступил генеральный конструктор Концерна ПВО «Алмаз-Антей» Павел Созинов. Он отметил, что «доминирующим в современных угрозах является массированное использование в первой фазе удара крылатых ракет».
 
«Та программа перевооружения, в первую очередь средств морского базирования, которую Соединенные Штаты проводят, – сказал генконструктор, – позволяет им выйти в период 2015–2016 годов на общий объем возможной доставки к важным объектам Российской Федерации порядка 6,5–7 тыс. крылатых ракет, причем около 5 тыс. – с морских носителей». 
 
Такое массированное применение крылатых ракет в первой фазе боевых действий может нанести «колоссальный ущерб объектам стратегических ядерных сил России».
 
Помимо этого США ведут разработку принципиально новых средств воздушно-космического нападения, позволяющих кардинально изменить ход и исход боевых действий при проведении воздушно-космических операций, отметил Павел Созинов. По его мнению, проводимые в США работы позволят на рубеже 2020 года перейти на использование межсредных летательных аппаратов, маневренных элементов баллистических ракет и других средств доставки ядерных и обычных боеприпасов. В качестве примера он привел проекты гиперзвуковых межсредных аппаратов по программам «Фалкон» и X-37.
 
Как сказал Павел Созинов, боевые аппараты Х-37 успешно совершили серию летных экспериментов. Они могут уже сегодня выводить до трех боеголовок, предварительно пройдя по орбитальным параметрам систему предупреждения о ракетном нападении. В связи с этим должны быть изменены требования для российских радиолокационных средств Системы предупреждения о ракетном нападении, Системы контроля космического пространства и средств поражения. Нашим конструкторам брошен вызов, на который необходим действенный ответ.
 
Космический эшелон обновленной Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) заработает в новом качестве до 2020 года. Необходимые меры для этого приняты, технические решения апробированы. Что касается наземных средств предупреждения, то за последнее время много сделано для создания радиолокационного поля на средних и больших высотах, увеличены возможности по обнаружению динамических целей. Сплошное радиолокационное поле фактически уже создано. Как сообщил заместитель командующего войсками Космического командования Войск ВКО генерал-майор Анатолий Нестечук, в 2014 году проведены госиспытания РЛС «Воронеж» в Калининграде, в ближайшее время ее поставят на боевое дежурство. Испытана и РЛС в Иркутске. В 2015 году на опытно-боевое дежурство поставят еще две новых РЛС «Воронеж» в Барнауле (Алтайский край) и Енисейске (Красноярский край). Кроме того, начаты работы по строительству еще трех «Воронежей» – под Воркутой в районе города Печора, возле Оленегорска Мурманской области и в Омской области. На боевом дежурстве находятся станции в Лехтуси под Санкт-Петербургом и в Армавире.
 
Восстановив сплошное радиолокационное поле, необходимо восстановить и космический эшелон средств раннего предупреждения. Последний из восьми космических аппаратов развернутой ранее системы «Око-1» вышел из строя в апреле 2014 года. Предполагается, что в ближайшее время будет запущен спутник нового поколения 14Ф142 «Тундра».
 
УДАРНЫМИ ТЕМПАМИ
 
Завершен первый этап перевооружения зенитных ракетных полков Войск ВКО на системы С-400 «Триумф». Четыре полка обеспечивают ПВО Москвы и Центрального промышленного района. Кроме того, две новые дивизии противовоздушной обороны заступили на боевое дежурство по прикрытию административных, промышленных и военных объектов Поволжья, Урала и Сибири. Вооруженные зенитными ракетными системами С-300ПС, они прикроют 29 субъектов РФ, входящих в зону ответственности Центрального военного округа. Новые соединения сформированы на основе новосибирской и самарской бригад ВКО.
 
Еще один ракетный полк, оснащенный новейшими зенитными системами С-400 «Триумф» и прикрывающими его ЗРК «Панцирь-С», но уже в составе ПВО ВВС, заступил на дежурство в Краснодарском крае. Главная задача зенитного ракетного полка – противовоздушная оборона южных рубежей страны, прикрытие объектов промышленности и энергетики, группировок Вооруженных сил.
 
С 1 декабря Крым надежно прикрыт российскими силами и средствами противовоздушной обороны, заявил начальник ПВО ВВС генерал-майор Виктор Гумённый. И отметил: «Однозначно, на сегодняшний день ни один летательный аппарат не прилетит на территорию Крыма, своевременно будет обнаружен и при необходимости уничтожен». Основу ПВО Крыма составляют ЗРС С-300 и комплексы «Панцирь-С1». Сообщалось, что за минувшее время они сбили несколько беспилотников, по крайней мере, два из которых были произведены в США.
 
Совершенствование систем ПВО и ПРО продолжается. В 2015 году начнется серийное производство новейших комплексов ПВО средней дальности С-350Е «Витязь». Эта система по своим возможностям превосходит зарубежные аналоги и должна заменить находящиеся сейчас на вооружении С-300. Впервые «Витязь» показали публике на авиасалоне МАКС в 2013 году.
 
Разрабатываемая в России перспективная зенитная ракетная система С-500 будет намного превосходить по своим характеристикам существующую зенитную ракетную систему С-400 «Триумф» и зарубежные аналоги. По предварительным прогнозам, начало эксплуатации и боевого дежурства С-500 запланировано на 2017 год. С-500 обеспечит прикрытие отдельных регионов, крупных городов и приоритетных стратегических целей.
 
Универсальная ЗРС С-500 с радиусом поражения до 600 км будет способна обнаружить и одновременно поражать до 10 баллистических сверхзвуковых целей, летящих со скоростью до 7 км/с, а также иметь возможность поражения боевых блоков гиперзвуковых крылатых ракет. По имеющимся данным, в С-500 применен принцип раздельного решения задач уничтожения баллистических и аэродинамических целей. Основная задача – борьба с боеголовками баллистических ракет как средней, так и межконтинентальной дальности на среднем и конечном участках траектории. Одновременно ЗРС может уничтожать самолеты, беспилотники и крылатые ракеты.
 
На военно-исторической конференции 8 декабря генеральный конструктор Концерна ПВО «Алмаз-Антей» Павел Созинов сообщил, что Россия создает собственные аналоги американских систем противоракетной обороны (ПРО) THAAD и GMD с ракетой GBI. Более того, в ближайшей перспективе они должны поступить в Вооруженные силы.
 
Павел Созинов сказал буквально следующее: «В России создается аналог комплекса ПРО THAAD, который позволяет решать задачи по перехвату баллистических ракет средней дальности и в ограниченном масштабе – боеголовок межконтинентальных баллистических ракет. В ближайшее время он выходит на испытание».
 
Что касается аналога системы GMD с ракетой GBI, которая располагается в шахтах, российский вариант будет мобильным. «У него несколько другие характеристики. По требованию Минобороны мы должны обеспечить существенно более высокую эффективность перехвата, чем это делают американцы, – сказал Павел Созинов. – Прототипами данных комплексов мы активно занимаемся и предполагаем, что в ближайшей перспективе они встанут на вооружение российской армии».
 
Ракета-перехватчик GBI (Ground-Based Interceptor) выводится в космическое пространство и теоретически может поразить цель на любой орбите. Основным поражающим элементом является кинетическая головка массой 64 кг. Она оснащена электронно-оптической системой наведения, после захвата цели сближается с ней на встречном курсе. Происходит лобовой удар на космических скоростях, после которого боеголовка баллистической ракеты полностью уничтожается.
 
Надо полагать, российские конструкторы здорово сэкономили, используя американскую концепцию. Тем более что все ее плюсы и минусы проявились во время многократных испытаний. Вполне вероятно, что за основу взяты мобильные комплексы «Тополь-М», которые сейчас заменяются на «Ярсы». Только ядерный моноблок заменяется на кинетический.
 
Аналоги американских систем нужны, если в России создается эшелонированная система воздушно космической обороны, где каждый эшелон работает в определенном диапазоне дальности и целей: ближнего, среднего, дальнего, заатмосферного действия. И где в комплексе работают средства поражения на земле, средства обнаружения в космосе и радиотехнические средства обнаружения и наведения. Работа, как видим, продолжается высокими темпами.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer