Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Роскосмос отказался от тотального госстрахования космических запусков


15 декабря 2014 года Татьяна Ширманова, Известия


Федеральное космическое агентство (Роскосмос) доработало проект концепции страхования космических рисков. Последней редакцией документа (копия есть у «Известий») предложено отказаться от введения обязательного страхования всех запусков космических аппаратов, выполняемых за счет госсредств. При этом решено снизить долю государства в финансировании затрат на страховку — с текущих 100% до 40% в течение 5 лет. Также из документа исключены положения об обязательном страховании космонавтов.

Разработка концепции страхования космических рисков предусмотрена поручением президента от января 2014 года. В нем речь идет о страховании всех запусков, летных испытаний и орбитальной эксплуатации космических аппаратов, финансируемых за счет федерального бюджета. В июле проект концепции, разработанный Роскосмосом, был направлен на согласование в Минэкономразвития и Министерство финансов. Документ предусматривал введение обязательного страхования рисков утраты или повреждения всех космических аппаратов, построенных за счет бюджетных средств, при проведении их запусков, летных испытаний и орбитальной эксплуатации.
 
Сейчас по закону (ст. 25 закона «О космической деятельности») организации, которые эксплуатируют космическую технику (например, «Ракетно-космический центр «Прогресс», «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» и др.), производят страхование таких имущественных рисков в добровольном порядке. В доработанной Роскосмосом концепции прежде всего говорится о сохранении добровольного порядка страхования имущественных рисков. Таким образом, предполагается отказаться от идеи обязательного оформления такой страховки для каждого космического запуска.
 
Предыдущая редакция концепции вызвала нарекания со стороны Минэкономразвития и Минфина. В последнем, в частности, указали, что введение обязательного страхования космических объектов не в полной мере соответствует Гражданскому кодексу (ГК). Согласно ГК, можно обязать граждан и компании страховать свою ответственность перед третьими лицами — на случай причинения им вреда. Но возможность возложить на них обязанность страховать какое-либо свое имущество отсутствует, отмечали в ведомстве. 
 
«Известиям» представители Минфина пояснили, что для бюджетной экономии и роста заинтересованности производителей и эксплуатантов космической техники в повышении ее безопасности важно закрепить динамику перехода от полного субсидирования страховки к частичному. Также в ведомстве предлагают ввести составление ежегодного плана по страхованию ракетной и космической техники путем включения в него из всех запланированных на год запусков именно тех, которые действительно нуждаются в страховании.
 
— В ситуации, когда страхуются все запуски в обязательном порядке, не возникает вопрос о необходимости снижения их рисков и повышения надежности, — аргументируют в министерстве. — При наличии ограничений безопасности запусков космических аппаратов будет уделяться больше внимания.
 
Напомним, ожидаемый дефицит федерального бюджета на 2015 год — 430,7 млрд рублей.
 
При этом в текущей версии проекта указывается также на целесообразность постепенного возложения страхования рисков утраты или повреждения космических аппаратов на организации, которые их эксплуатируют. При этом долю государства в течение 2 лет сократить до 80% (сейчас в случаях добровольного страхования это 100%), а еще через 3 года — до 40%.
 
В настоящее время, по оценке опрошенных «Известиями» страховщиков, порядка 80% запусков обеспечиваются страховыми договорами. Тем не менее в перечне незастрахованных в последние годы оказались аварийные запуски ракеты-носителя «Рокот» с космическим аппаратом «Гео-ИК-2» (февраль 2011 года), «Союза» с космическим аппаратом «Прогресс М-12М» (август 2011 года), «Союз-2» с космическим аппаратом «Меридиан» (декабрь 2011 года), «Протона» с космическим аппаратом для ГЛОНАСС (июль 2013 года). Стоимость каждого космического аппарата, судя по статистике страховых случаев, может колебаться от 1,2 млрд до 12,4 млрд рублей. По расчетам опрошенных страховщиков, общий объем страховых премий по всем запускам в течение календарного года может составить до 5 млрд рублей. При этом, указал президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс, за 2011–2013 годы госбюджет потерял почти 20 млрд рублей из-за незастрахованных запусков.
 
Страховщики указывают, максимальное покрытие запусков приводит к снижению стоимости страхования.
 
— Если страховаться будут все запуски, то и российским страховщикам, и нашим зарубежным партнерам будет представлен сбалансированный риск, а не только выборочные запуски на «Протонах» или других ракетах. Чем больше определенности и понимания общей картины страхования, тем удельно в пересчете на один запуск страхование будет более дешевым, — отметил первый зампред правления СОГАЗа Николай Галушин.
 
Рынок страхования космических рисков достаточно узок: его игроками являются несколько крупных страховщиков (ВCК, «Русский страховой центр», СОГАЗ, «Ингосстрах», «Гражданский страховой дом», «Мегарусс»), а также компании, специализирующиеся исключительно в этой сфере (к примеру, «Страховой центр «Спутник», страховавший утраченные космические аппараты «Глонасс-М»). Суммы страховых премий не раскрываются.
 
Также первоначальный вариант концепции Роскосмоса предусматривал обязательное страхование жизни и здоровья космонавтов и работников объектов космической инфраструктуры. Сейчас законом «О космической деятельности» предусмотрена обязанность космических компаний страховать жизнь и здоровье космонавтов. Например, сейчас в «РЕСО-Гарантия» от несчастного случая застрахованы 40 космонавтов Центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина на общую сумму 280 млн рублей.
 
В Минфине напомнили, что на работников космической отрасли распространяется обязательное социальное страхование — государственная система защиты всех работающих россиян. Данная система предполагает возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей. Поэтому двойное обязательное страхование представляется Минфину излишним.
 
В Роскосмосе не смогли дать комментарий. В Минэкономразвития «Известиям» сообщили, что к первоначальному варианту проекта концепции ведомство представляло замечания, в том числе о необходимости юридико-технической доработке документа.
 
— В сентябре замечания были урегулированы. Доработанный проект концепции Минэкономразвития согласовало без замечаний, — указали в ведомстве.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBqYA9
Юду: http://courier.youdo.com/food-delivery/, выбирай YouDo!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer