Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Крылья Родины: как в России делают бизнес на беспилотниках


23 декабря 2014 года Иван Голунов, РБК


«​Первое в мире кафе, где еду доставляют не официанты, а беспилотники, открылось в Москве», – восторгается ведущий вечерних новостей японской телесети Nippon News. Зрители наблюдают в прямом эфире, как беспилотный летательный аппарат (БПЛА) компании CopterExpress забирает заказ из ближайшей пиццерии и по воздуху доставляет прямо на столик SkyCafe.

Стоимость любой пиццы вместе с доставкой – 1 тыс. руб., клиентов у кафе, расположенного на территории бывших цехов АЗЛК, пока немного: за месяц беспилотник обслужил 26 заказов. Но уже есть постоянные клиенты: механики из соседнего автосервиса заказывали доставку пиццы трижды. Владеет CopterExpress и SkyCafe 28-летний Олег Понфиленок, который пытался запускать такой проект в Сыктывкаре и был оштрафован судом на 50 тыс. руб. за нарушение воздушного пространства города.
 
Можно, но нельзя
 
Проекты использования БПЛА для доставки грузов есть у многих компаний. 
В декабре 2013 года крупнейший американский интернет-магазин Amazon объявил о планах создания подразделения Prime Air, которое будет доставлять клиентам заказы с помощью беспилотных летательных аппаратов. Позже подобные планы анонсировали Google, почтовые компании DHL и Deutsche Post, ресторанная сеть Domino's Pizza. Последняя даже сняла видео доставки своей пиццы по воздуху, набравшее на YouTube более 1,6 млн просмотров. Правда, позже выяснилось, что это был вирусный рекламный ролик, такой услуги у Domino's Pizza пока нет.
 
Единственная в мире компания, реально доставлявшая свою продукцию клиентам с помощью беспилотников, – российская «Додо Пицца», которая в июне 2014 года отгружала пиццу с помощью аппаратов CopterExpress гуляющим на центральной площади Сыктывкара. За день работы было выполнено шесть заказов на общую сумму 3270 руб. Событие заметили более 300 российских и иностранных СМИ, а также Ространснадзор и Сыктывкарская транспортная прокуратура. За нарушение воздушного пространства и оказание услуг воздушных грузоперевозок без лицензии правоохранительные органы просили оштрафовать Понфиленка на 1 млн руб., но суд ограничился штрафом в 50 тыс. руб.
 
Увлечение Олега беспилотниками неслучайно: его основной бизнес – компания «Лайв Бюро», которая предоставляет оборудование для проведения различных мероприятий. «Клиенты часто интересовались, можно ли сделать панорамную съемку сверху. Мы купили легкий беспилотник, на нас посыпались заказы на съемки и рекламу», – вспоминает предприниматель в интервью журналу «РБК». В начале 2013 года он выделил этот бизнес в компанию CopterExpress, но его основной идеей стала организация экспресс-доставки в мегаполисах: «Города страдают от пробок, курьеры везут посылку полтора–два часа, хотя беспилотник смог бы доставить ее за 15 минут».
 
Ключевая проблема – высокая цена услуги. Пеший курьер за доставку заказа получает 60–100 руб., себестоимость доставки груза весом до 3 кг на расстояние 3 км с помощью БПЛА составляет 500 руб., говорит Понфиленок. По его оценке, со снижением стоимости самих беспилотников к 2016 году себестоимость услуги снизится до 200 руб., а в 2018-м составит не более 100 руб. в нынешних ценах. К тому времени, надеется предприниматель, будут готовы законы, регламентирующие работу БПЛА.
 
Сейчас лицензию на воздушные грузоперевозки может получить только летательное средство, зарегистрированное в Росавиации. Однако, согласно инструкции Минтранса, сверхлегкие воздушные суда с массой конструкции менее 115 кг не подлежат государственной регистрации. «Мы в «серой зоне»: запрета нет, штрафы выписывают, в получении лицензии отказывают», – поясняет Понфиленок.
 
Полеты без правил
 
Беспилотники создают опасность для движения воздушных судов и объектов, над которыми они пролетают, к тому же нет накопленного опыта эксплуатации таких устройств и статистики по их аварийности, рассказывает сотрудник Росавиации. «Когда писали правила, никто не догадывался, что могут возникнуть такие проблемы. Если следовать букве закона, то даже воздушный шарик с открыткой является грузоперевозкой без лицензии. Но эта проблема не только в России, в США и других странах беспилотные летательные аппараты точно так же запрещены», – добавляет он.
 
В 2013 году американский конгресс поручил Федеральному управлению гражданской авиации США (FAA) до 2015 года разработать правила для полетов БПЛА. В ноябре этого года источник газеты The Wall Street Journal в FAA заявил, что, скорее всего, полеты коммерческих беспилотников будут разрешены лишь в дневные часы, на высоте не более 122 м и только в пределах видимости человека, управляющего аппаратом. Такие ограничения позволят использовать беспилотники для видеосъемок и рекламных акций, но ставят крест на планах Amazon и Google. Компании новость пока не комментируют.
 
В 2015 году Понфиленок намерен создать ассоциацию владельцев беспилотных летательных аппаратов и получить статус саморегулируемой организации, что даст ей право разработать правила и регламенты полетов БПЛА. Он надеется, что в ассоциацию войдут правоохранительные органы, использующие аппараты в своей работе.
 
В середине 2013 года Министерство внутренних дел РФ создало 12 летных отрядов для использования беспилотной техники, каждый из которых эксплуатирует пять–восемь легких беспилотников. С их помощью ведется патрулирование во время массовых мероприятий, поиск людей, заблудившихся в лесах, посевов конопли и т.д. На каждый вылет нужно получить разрешение, сообщили в пресс-службе МВД, однако не смогли оперативно ответить, кто выдает разрешения на полет и зарегистрированы ли эти аппараты в Росавиации.
 
Военный заказ
 
Военные и силовики – основные покупатели и эксплуатанты беспилотников во всем мире. В России о создании таких аппаратов военные впервые задумались после конфликта в Южной Осетии в 2008 году. Проектом занялся госконцерн «Вега», получивший на разработку 5 млрд руб., но в январе 2010-го во время испытательного полета «Аист» упал и взорвался.
 
Проект закрыли, а Россия за $153 млн купила 48 беспилотников у израильской Israel Aerospace Industries. С ней же Министерство обороны договорилось о локализации производства в России. Площадкой был выбран Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), входящий в госкомпанию «Оборонпром». Согласно отчетности предприятия, в 2011–2013 годах УЗГА должен был поставить Минобороны 10 беспилотников «Форпост» (копия израильского Searcher Mk II) общей стоимостью 9 млрд руб. и 27 более простых аппаратов «Застава» (копия Bird Eye 400) всего за 1,33 млрд руб. Завод не ответил на запрос журнала «РБК» об исполнении этих заказов.
 
После неудачи с «Аистом» Минобороны обратило внимание на частных российских производителей, в том числе на питерскую компанию «Транзас», у которой есть успешный опыт работы с силовиками. В 2011 году «Транзас» вместе с казанским ОКБ «Сокол» выиграл конкурс Минобороны на разработку беспилотников с большой продолжительностью полета и ударных аппаратов на общую сумму 3 млрд руб. Основной владелец «Транзаса» – бизнесмен Сергей Генералов, контрольный пакет ОКБ «Сокол» принадлежит банку «Международный финансовый клуб», акционерами которого являются Екатерина Игнатова, супруга главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова, а также структуры миллиардеров Михаила Прохорова и Виктора Вексельберга. Испытания «Дозора-600» намечены на 2015 год.
 
Беспилотники среднего и малого класса казанской компании «Эникс» закупают структуры Минобороны и Внутренних войск МВД России, ижевская Zala Aero производит БПЛА по заказу Погранслужбы ФСБ России, МВД и МЧС. «Последние несколько лет наблюдается рост спроса на беспилотные летательные аппараты со стороны коммерческих компаний», – сказали журналу «РБК» в Zala Aero. Среди гражданских клиентов – «Роснефть» и «Транснефть», использующие беспилотники для мониторинга нефтепроводов.
 
В свою очередь, белорусская «КБ Индела», которая занимается разработкой беспилотных вертолетов, способных поднять груз свыше 25 кг, уже вышла на мировой рынок. «Сегодня все наши заказчики – это только государственные структуры разных стран и разных направлений деятельности», – уточняет главный конструктор и совладелец компании Владимир Чудаков. По его словам, Россия не придала значения проектам беспилотников, посчитав их не очень интересными. «Упустила время, упустила инициативу. Но сильные команды в России есть, и результат у них будет», – полагает он.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer