Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В Воронеже открылся музей истории авиации


23 декабря 2014 года Татьяна Ткачева, Российская газета


К столетию образования дальней авиации России, которое отмечается 23 декабря, в Воронеже открыли музей, где собраны модели легендарных самолетов, портреты известных конструкторов и испытателей. Первые посетители узнали, кто первым в мире придумал треугольное крыло и почему до революции на борт воздушной машины влезали, как в стремя, - с левой стороны и с саблей на боку.

Когда в 1914 году последний российский император подписал указ о создании эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец", ее командиром стал уроженец Воронежской губернии генерал-майор Михаил Шидловский (сейчас его родное Новохуторное - на Белгородчине).
 
- Он вообще-то был предпринимателем. Все наследство вложил в Русско-Балтийский вагонный завод, где строили и сельхозмашины, и автомобили, и самолеты Игоря Сикорского. А в итоге - создал стратегическую авиацию, о которой тогда в мире и не слыхали, - пояснил инициатор создания музея Александр Стрельцов.
 
Воронежское отделение союза ветеранов дальней авиации, которое Стрельцов возглавляет, собирало материалы для экспозиции семь месяцев. Спонсоров поначалу можно было пересчитать по пальцам одной руки. Когда дошло до дела, половина куда-то запропала. В итоге комнату при кафедре самолетостроения технического университета "бюджетно" украсили небольшие макеты воздушных машин, копии фотографий, газетные вырезки и старенький радиоприемник. Оживить обстановку помогли рассказы энтузиастов-краеведов.
 
- Вы разве не в курсе, что авиация пошла от казаков? - улыбнулся атаман Северо-Донского казачьего округа Виктор Галушкин. - Неслучайно в самолетах стремянка традиционно приделана слева: садишься, как на коня. Изначально на боевые машины сажали только офицеров, а они в царской армии носили сабли. Потом для удобства ввели авиационные кортики по аналогии с морскими. Первыми авиаторами становились казаки, артиллеристы и морпехи. Так, из кубанских казаков происходил генерал-майор Вячеслав Матвеевич Ткачев (он в 1917 году возглавлял всю авиацию России), первые летчики - Герои Советского Союза времен Великой Отечественной…
 
К слову, среди прославленных асов был луганчанин Александр Молодчий - будучи замкомандира эскадрильи 420-го полка особого назначения (Воронеж - Монино), он мог стать, наравне с Кожедубом и Покрышкиным, кавалером трех "Золотых Звезд". Но по каким-то причинам остался дважды Героем. Его фотографию в воронежском музее поместили на стенде, пожалуй, самого славного периода в истории дальней авиации - рядом с портретами летчиков Николая Гастелло и Екатерины Зеленко (выпускница воронежского аэроклуба, единственная женщина, свершившая воздушный таран), конструкторов Туполева, Ильюшина и Антонова.
 
- Здесь все переплетено и так или иначе связано с Воронежем, - отметил Александр Стрельцов. - Наш аэроклуб подготовил семь тысяч летчиков и 70 тысяч парашютистов. Наш земляк Александр Москалев - гениальный создатель 35 типов самолетов! Он первым взялся за идею треугольного крыла в проекте "Сигма" 1934 года, но позже Сталин велел все разработки уничтожить. Воронеж можно назвать колыбелью дальней авиации. Куда ни взгляни: либо воздушная машина сделана здесь, либо ас отсюда родом или окончил Борисоглебское училище… Среди первых его выпускников был Валерий Чкалов, там же готовили первую бригаду десантников - они приземлились на окраине Воронежа в 1930 году, и это считается днем рождения ВДВ. Знаменитые беспосадочные перелеты Чкалова (из СССР в США через Северный полюс) и первой женщины - Героя Советского Союза Валентины Гризодубовой (из Москвы на Дальний Восток) были совершены на воронежских АНТ-25 и АНТ-37бис (ДБ-2).
 
Местный авиазавод ВАСО, доныне сохранивший "дальнемагистральное" производство Ил-96, собирал и легендарный штурмовик Ил-2, и сверхзвуковой Ту-144. В воронежский добровольческий коммунистический полк, сформированный в самом начале Великой Отечественной, вошел целый батальон самолетостроителей - 14 из них стали кавалерами "Золотой Звезды". Иван Меркулов повторил подвиг Матросова, Алексей Небольсин - подвиг Гастелло. В 1943-м на заводском аэродроме базировался 586-й истребительный женский полк.
 
Не прервалась в Воронежской области и традиция военного авиационного образования. Помимо Борисоглебского летного, действует бывшее училище в столице регионе, сменившее множество вывесок. Сегодня это основная площадка Военно-воздушной академии имени Жуковского и Гагарина. Ее магистранты - будущие командиры полков и дивизий - на открытии выставки получили из рук ветеранов медали к столетию дальней авиации.
 
Коллекция музея еще будет пополняться. Опытный штурман-инструктор Александр Поряднев, учивший некогда коллег-ливийцев (в их числе был покойный Муаммар Каддафи), планирует передать сюда навигационную линейку НЛ-10. С ее помощью в докомпьютерную эпоху рассчитывали путевое время, скорость и высоту полета.
 
Но пока самый насущный вопрос - с помещением.
 
- К сожалению, авиазавод вынужден продавать как непрофильный актив то здание, в котором располагается наша кафедра. Поэтому мы рассмотрим любые предложения, связанные с "передислокацией" музея, - сообщил завкафедрой самолетостроения воронежского технического университета Владимир Корольков. - А экспозицию надо обязательно дополнять, надо водить сюда школьников и студентов. Да с самого детства воронежцы должны знать историю авиации - кто не знает истории, тот не знает себя! В нашем городе делали великие самолеты, недостижимые по своим характеристикам и не потерявшие актуальности по сей день.
 
Музей истории дальней авиации находится по адресу: Воронеж, ул. Циолковского, 34/1, комната 41 (здание напротив центральной проходной ВАСО, кафедра самолетостроения ВГТУ), попасть туда можно в рабочие дни с 11 до 15 часов. 



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer