Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


На экс-гендиректора Центра Хруничева заведено уголовное дело


29 декабря 2014 года Иван Чеберко , Известия


Главным следственным управлением Следственного комитета России 25 декабря возбуждено уголовное дело в отношении Владимира Нестерова, бывшего гендиректора Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева (сегодня он занимает должность главного конструктора), выпускающего ракетные комплексы «Протон» и «Ангара». Дело возбуждено по признакам ч. 4 ст. 160 УК («Присвоение или растрата, совершенные в составе преступной группы в особо крупном размере»).

Объектом расследования стала цепочка сделок, в результате которой Центр Хруничева в 2008 году получил контроль над американской фирмой Inter­na­tional Launch Services (ILS) — ей принадлежат глобальные права на маркетинг пусковых услуг с помощью «Протонов» и «Ангары». ILS создавалась в 1993 году при участии американской Lockheed Martin, но в середине 2000-х Lockheed занялась реструктуризацией бизнеса и решила продать контрольный пакет ILS. В октябре 2006 года 51% ILS у Lockheed выкупила компания Space Transport Inc. (ST), зарегистрированная на Британских Виргинских островах. Сумма этой сделки составила $108 млн (впоследствии она была приведена в отчете Lockheed).
 
Как только акции ILS перешли в офшор, бизнес компании резко пошел в гору: за один год было заключено 17 контрактов на пусковые услуги. По меркам нынешнего дня это немыслимый коммерческий успех — сейчас ILS заключает по 3–4 контракта в год. Взрывной рост портфеля заказов сказался на оценке капитализации компании: в ноябре 2007 года Нестеров направил в Роскосмос заключение «Делойт энд Туш СНГ», по которому 51% акций ILS оценивались в пределах $320–370 млн. Возглавлявший в то время Рос­космос Анатолий Перминов санкционировал приобретение акций ILS и весной 2008 года «Центр Хруничева» перечислил ST $320,8 млн из привлеченного кредита Сбербанка. 
 
Один из опрошенных по делу свидетелей сообщил: следователи подозревают, что Нестеров и ряд причастных к сделке лиц впоследствии распределили между собой $212 млн — заработок офшора ST на сделке между Lockheed и Центром Хруничева.
 
— В рамках доследственной проверки опрашивались Анатолий Перминов, Сергей Анисимов (бывший заместитель гендиректора Центра Хруничева по внешнеэкономическим связям) и другие сотрудники из числа руководства предприятия, — говорит источник «Извес­тий», знакомый с ходом следствия. — ILS в следственных мероприятиях не задействована, на пусковую программу происходящее никакого влияния не оказывает и оказывать не будет. Официальный комментарий от СКР получить не удалось.
 
Владимир Нестеров рассказал «Известиям», что до приобретения «Центром Хруничева» ILS оставляла себе до 25% от стоимости заключенного контракта, а после — не более 10%. Конкретных цифр Нестеров не привел, но, по данным экспертов рынка пусковых услуг, в описанный период времени один коммерческий запуск «Протона» стоил $100–110 млн. За счет такого перераспределения «Центр Хруничева» получил уже два раза по $255 млн, что в полной мере оправдывает ту покупку, утверждает Нестеров.
 
Владимир Нестеров был уволен с поста гендиректора «Цент­ра Хруничева» летом 2012 года после нескольких аварий при запусках «Протонов», до пос­леднего времени он в должности главного конструктора руководил созданием ракетного комплекса «Ангара». После успешного начала летных испытаний «Ангары» тяжелого класса (первый полет состоялся 23 декабря этого года) Нестеров решил покинуть предприятие — 30 декаб­ря его последний рабочий день.
 
По словам источника в руководстве Центра Хруничева, решение об уходе Нестеров принял давно, — отношения с руководством Объединенной ракетно-космической корпорации, получившей контроль над «Хруничевым», у него не сложились.
 
Нестеров не единственный руководитель крупного предприятия ракетно-космической отрасли, оказавшийся в последнее время под следствием. В апреле этого года Следственный комитет России по ЦФО возбудил уголовное дело в отношении Виталия Лопоты, бывшего президента ракетно-космической корпорации «Энергия», головного предприятия Роскосмоса по пилотируемым программам. Дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 201 УК («Злоупотребление полномочиями»). В основе уголовного дела — схема финансирования плавучего космодрома «Морской старт»: с 2010 года эта система для запуска ракет «Зенит» с плавучей платформы находится на содержании дочерних структур «Энергии», являющихся бенефициарами швейцарской Sea Launch AG, которая и владеет активами «Морского старта».
 
В начале 2015 года суд начнет рассмотрение еще одного громкого дела о хищениях бюджетных средств в ракетно-космической отрасли. В роли обвиняемых — руководители ОАО «Российские космические системы». По версии следствия, они организовали схемы присвоения средств, выделяемых из Федеральной целевой программы ГЛОНАСС на опытно-конструкторские работы.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer