Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Второй после США


11 февраля 2014 года Василий Сычев, Военно-промышленный курьер


Китай в обозримой перспективе намерен иметь на вооружении четыре авианесущих корабля, включая проходящий интенсивные испытания «Ляонин». Эти корабли не будут атомными, а при их строительстве планируется активно использовать опыт достройки и переделки купленного в 1998 году у Украины «Варяга». Однако в отдаленной перспективе по числу авианосцев в составе флота КНР, похоже, будет уступать только США, располагающим десятью кораблями такого класса и планирующим увеличить их количество до 11 единиц.

О том, что в ближайшей перспективе на вооружении Китая будут стоять четыре авианосца, в середине января 2014 года заявил секретарь отделения Коммунистической партии Китая Ван Минь. По его словам, строительство второго по счету авианосца (первым стал «Ляонин», бывший «Варяг») начнется в самое ближайшее время. При этом ранее китайские власти объявляли о намерении иметь в составе флота по меньшей мере два авианосца уже к 2015–2016 годам. Эти сроки, вероятно, будут сорваны, но направление развития Пекин обозначил довольно четко.
По типу «Варяга»

При проектировании и строительстве новых авианосцев будет учтен опыт достройки и переделки авианосца «Варяг» проекта 1143.6 «Кречет». Этот корабль доводился до ума на верфи в Даляне провинции Ляонин. До 1990-го авианесущий крейсер, теперь принадлежащий Китаю, носил имя «Рига». Он был заложен 6 декабря 1985 года. Строительством корабля занимался Николаевский черноморский судостроительный завод. В 1988-м советский авианосец был спущен на воду, после чего его достройка продолжилась. Через два года после переименования строительство «Варяга» приостановили из-за нехватки финансирования, а в 1993-м между Россией и Украиной был заключен договор, по которому «Варяг» достался Украине. На тот момент готовность авианосца составляла, по разным оценкам, от 67 до 76 процентов.

Предполагалось, что при водоизмещении 59,5 тысячи тонн, длине 304,5 метра, ширине 38 метров и осадке 10,5 метра корабль сможет развивать скорость до 29 узлов. Дальность хода «Варяга» должна была составить до восьми тысяч миль. Согласно проекту на него планировалось поставить шесть шестиствольных артиллерийских установок АК-630М, 12 пусковых установок (ПУ) противокорабельных ракет «Гранит», четыре ПУ зенитного ракетного комплекса «Кинжал», восемь зенитно-артиллерийских комплексов «Кортик» и два комплекса противоторпедной защиты «Удав».
«Варяг»

В авиагруппу «Варяга» должны были войти до 26 палубных истребителей МиГ-29К и Су-33, а также вертолеты Ка-27, Ка-29 и Ка-31. Россия планировала выкупить у Украины авианосец, достроить его и включить в состав ВМФ, однако в 1994 году было принято решение об отказе от достройки «Варяга».

В 1998-м правительство Украины продало недостроенный корабль китайской компании Chong Lot Travel Agency, зарегистрированной в Макао. Сумма сделки составила около 20 миллионов долларов. Любопытно, что фирма при покупке заявила, что намерена переоборудовать «Варяг» в плавучее казино. По неподтвержденным данным, вместе с кораблем китайской стороне была передана и вся проектно-техническая документация. Буксировка авианосца в Китай заняла 627 дней.

В 2002 году «Варяг» отбуксировали на верфь судостроительного предприятия в Даляне. Примечательно, что корабль, заложенный на Украине для советского ВМФ, был размещен на судостроительном предприятии в китайском городе, основанном русскими моряками в 1898-м. В 2008 году «Варяг» получил имя «Ши Лан» в честь командующего маньчжурским флотом. Ши Лан, родившийся в 1621 году, умер в 1696-м. За время своей службы он прославился завоеванием Королевства Яньпин (ныне Тайвань). Однако спустя уже два года корабль получил новое имя – «Ляонин».

Водоизмещение китайского авианосца составляет 53 тысячи тонн при длине 304,5 метра и ширине 75 метров. Корабль способен развивать скорость до 32 узлов, а автономность его плавания – 45 суток. «Ляонин» вооружен тремя зенитными артиллерийскими комплексами Type 1030, тремя зенитными ракетными комплексами HQ-10 и двумя вертикальными пусковыми установками противолодочных ракет. В авиационную группу «Ляонина» входят палубные истребители J-15 и вертолеты Z-8. К слову, считается, что боевыми самолетами, серийное производство которых началось в декабре прошлого года, Китай также обязан Украине.

Предположительно J-15 является доработанной копией советского палубного истребителя Су-33. В 2005-м Китай приобрел у Украины прототип Су-33 – Т-10К-3, у которого китайские инженеры позаимствовали планер и технологии складного крыла. Первый полет истребителя J-15 состоялся в августе 2009 года. В декабре 2012-го представитель Министерства обороны КНР Гэн Яньшэн заявил, что J-15 – самостоятельная разработка. При этом китайские СМИ позднее распространили информацию, что палубный истребитель создан на базе J-11B, являющегося доработанной копией советского Су-27, и отличается от «исходника» цельноповоротным передним горизонтальным оперением и набором бортового оборудования.

J-15 построен по схеме интегрального триплана. Технические подробности о самолете пока неизвестны. Су-33, послуживший основой для создания китайского самолета, способен развивать скорость до 2,3 тысячи километров в час и совершать полеты на расстояние до трех тысяч километров. Истребитель вооружен 30-миллиметровой пушкой и имеет 12 точек подвески для вооружения общей массой до 6,5 тонны.

Но вернемся к «Ляонину». Для этого корабля в настоящее время в Китае ведется разработка палубного самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Летающий радар разрабатывается на базе военно-транспортного Xian Y-7, доработанной копии советского Ан-24. Впрочем, некоторые эксперты предположили, что на самом «Ляонине» Y-7 скорее всего базироваться не будет – самолет тяжел и для его взлета необходима катапульта. Ее, вероятно, установят на более поздние версии китайских авианосцев.

Основной задачей «Ляонина» в составе ВМС Китая провозглашается подготовка летчиков палубной авиации и обучение экипажей. Если базовый проект при достройке и модернизации корабля изменен незначительно, на авианосце должны будут служить до 1980 человек, включая 520 офицеров. Но состоять в ВМС Китая «Ляонин» на протяжении некоторого времени станет без основного элемента – авиагруппы, поскольку она еще не готова. На полноценное формирование авиагруппы КНР понадобится не только произвести достаточное количество самолетов (плюс сменный запас, базирующийся на сухопутном аэродроме), но и подготовить летчиков, техников, обслуживающий персонал.

В конце 2013 – начале 2014 года китайский авианосец «Ляонин» завершил очередные ходовые испытания в Южно-Китайском море и вернулся в порт Циндао. Выполнил более ста тренировочных заданий. В цели испытаний входила проверка боевых и ходовых качеств корабля. В частности, было отработано взаимодействие с самолетами, кораблями и подводными лодками. «Ляонин» отправился на испытания в Южно-Китайское море 26 ноября 2013 года. Выход в море, продлившийся 37 дней, стал первым длительным плаванием корабля. Любопытно, что 5 декабря во время испытаний произошел инцидент с участием «Ляонина» и американского ракетного крейсера «Коупенс». Сообщалось, что американский корабль чуть не столкнулся с авианосцем.

Между тем с августа 2010 года Китай ведет строительство двух наземных комплексов подготовки пилотов палубной авиации в провинциях Ляонин и Шэньси. Эти комплексы по размеру и внешнему виду похожи на украинский НИТКА (наземный испытательный тренажер корабельной авиации), расположенный на аэродроме Саки в Крыму. Впрочем, Украина участие в создании китайских тренировочных комплексов пока не подтверждала, но и не опровергала. Зато в 2013 году украинские власти неоднократно объявляли, что после ухода российских военных крымский НИТКА может быть сдан в аренду другим странам, в том числе Индии и Китаю.
Учесть зарубежный опыт

Китай признал, что не будет превращать «Варяг» в плавучее казино, лишь в 2011 году, когда на него уже активно монтировалось вооружение и бортовое оборудование. После этого китайские власти уже не скрывали, что новый авианосец должен положить начало целой серии кораблей такого класса. По неофициальным данным, проект собственного авианосца КНР разрабатывает на протяжении последних 20 лет. Для ускорения этого процесса Пекин приобрел несколько кораблей такого класса, списанных из состава ВМС некоторых стран. Речь идет преимущественно о советских авианесущих крейсерах.

В 1994 году Китай купил у Австралии авианосец «Мельбурн». В 1995-м Южная Корея приобрела у России тяжелый авианесущий крейсер «Минск» проекта 1143 для разделки на металлолом, но в 1996-м перепродала корабль китайской компании Shenzhen Minsk Aircraft Carrier Industry. В 1993 году правительство КНР выкупило у РФ авианосец «Киев» проекта «Кречет». В настоящее время «Киев» находится в городе Тяньцзинь и используется в качестве тематического парка развлечений, а «Минск» – как музей в Шэньчжэне. В начале 2011-го китайский бизнесмен Кин Бон Лам, проживающий в Великобритании, принял участие в аукционе по продаже списанного британского авианосца «Инвинсибл». Он планировал отбуксировать корабль в Гуандун и превратить его в международную школу. Аукцион выиграла турецкая компания, занимающаяся утилизацией кораблей.

Как ожидается, китайская программа строительства собственных авианосцев будет реализовываться в два этапа. Похоже, что в январе текущего года китайский партиец Ван Минь говорил именно о первом, предполагающем строительство до четырех авианосцев. На основе двух из них уже к 2020 году будут сформированы авианосные группы, а позднее завершится формирование еще двух. Эти корабли получат газотурбинные силовые установки. Водоизмещение, по разным данным, составит 50–55 тысяч тонн.

Китайские авианосцы первого этапа будут относиться к так называемому типу STOBAR (Short Take-Off But Arrested Recovery, укороченный взлет и посадка на аэрофинишер), при котором корабль не имеет катапульты, но оснащен трамплином и аэрофинишерами. Строительство этих авианосцев в Даляни является логичным решением властей, поскольку верфь, занимавшаяся достройкой купленного «Варяга», хорошо знакома с особенностями кораблей такого типа. На строительство полностью китайского авианосца уйдет около шести лет.

Примечательно, что ранее судостроительные предприятия Dalian Shipyard и Jiangnan-Changxing Shipyard построили несколько секций перспективного авианосца. Станут ли их использовать для строительства самого корабля, неизвестно. Ван Минь рассказал только, что секции были собраны для подтверждения возможности судостроительных предприятий выпускать корабли класса авианосец. Вероятнее всего, эти секции применят в возведении. Еще в середине 2011 года сообщалось, что Китай приступил к строительству второго авианосца и оно якобы велось на верфи, расположенной на острове Чансин в дельте реке Янцзы.

Однако больший интерес представляет второй этап китайской авианосной программы. В 2012-м отмечалось, что при реализации второго этапа Китай построит по меньшей мере два авианосца водоизмещением 65 тысяч тонн каждый, причем корабли будут оборудованы атомными силовыми установками и катапультами. Они появятся на вооружении КНР после 2020 года, вероятнее всего, ближе к концу десятилетия. Для реализации этих планов в феврале прошлого года китайское правительство утвердило программу создания надводных кораблей с атомной энергетической установкой, в первую очередь авианосца.

В рамках утвержденной программы планируется разработать компактный ядерный реактор нового поколения. Его создание ведется под шифром 863. Новые реакторы в перспективе планируется использовать на авианосцах, стратегических подлодках, эсминцах и грузовых судах. 22 февраля 2013-го Национальное бюро статистики Китая обнародовало статистическую сводку экономического и социального развития страны в 2012 году. Согласно этому документу (глава IX «Образование, наука, технологии и культура») в рамках проекта 863 было проведено 1165 различных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области высоких технологий. Другие подробности проекта 863 в отчете бюро не приводятся, да и в целом о проекте пока практически ничего неизвестно.

Зато благодаря американским спутниковым снимкам стало известно, что китайские атомные авианосцы скорее всего получат электромагнитные катапульты. Так, в начале 2014 года в Интернете появились спутниковые снимки нового наземного испытательного комплекса с электромагнитной катапультой, строительство которого, по некоторым данным, было начато в 2002-м. По приблизительным измерениям, сделанным на основе спутниковой фотографии комплекса, длина катапульты – около 120–150 метров при длине электромагнитных направляющих – около 100 метров. Технические подробности о новом устройстве неизвестны. Сообщается только, что лабораторный прототип китайской электромагнитной катапульты построен в масштабе один к одному в 2008 году. Где именно расположен комплекс, не уточняется.

Для работы электромагнитной катапульты нужны специальные конденсаторы и энергия, которую неспособны обеспечить обычные паротурбинные установки. Если проект катапульты будет доведен Китаем до ума (а учитывая упорство китайцев в реверс-инжиниринге и создании собственных технологий в области вооружений и военной техники, в этом сомневаться не приходится), страна станет вторым государством в мире, использующим электромагнитные устройства на авианесущих кораблях. В настоящее время разработку такого устройства под названием EMALS ведут США. Американской катапультой будут оснащены атомные авианосцы типа «Джеральд Форд», первый из которых поступит на вооружение уже в 2016 году.

В целом ВМС КНР намерены сформировать в своем составе не менее шести авианосных групп, которые будут развернуты в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. Их заявленная цель – прикрытие корабельных соединений и поддержка десантных операций. Однако наличие на вооружении атомных кораблей несколько расширяет возможности подобных формирований. В частности, корабли с атомной энергетической установкой обладают практически неограниченным запасом хода и автономностью плавания, ограниченной лишь возможностями самого экипажа. Это означает, что Китай определенно будет заниматься наращиванием своего военного присутствия в Мировом океане в противовес США. Ведь для выполнения заявленных задач в китайских морях, пусть и весьма протяженных, дешевле и целесообразнее все же иметь авианосцы с газотурбинными силовыми установками.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer