Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Шесть тысяч лье над водой


14 февраля 2014 года Андрей Коняев, Lenta.ru


В конце января 2011 года на орбиту был запущен метеоспутник «Электро-Л». Геостационарный гидрометеорологический космический комплекс (именно таково его полное название) снабжен аппаратурой, которая позволяет вести наблюдение за Землей в видимом и инфракрасном диапазонах. Спутник делает великолепные фотографии, из которых любители астрономии изготавливают замечательные гифки. «Лента.ру» предлагает читателям самое интересное из народного творчества.

Спутник «Электро-Л» начали разрабатывать в НПО имени Лавочкина еще в 2001 году в качестве вклада России в международную сеть метеорологического наблюдения. Аппарат должен был оказаться на орбите к 2006 году, но из-за кризиса в космической отрасли, вызванного большим количеством проектов и недостатком ресурсов для их реализации, его производство затянулось.

В итоге спутник был запущен с Байконура только в январе 2011 года. На орбиту его вывела ракета «Зенит-2SБ» с разгонным блоком «Фрегат-СБ». Масса аппарата составляла 1,8 тонны. Он был выведен на геостационарную орбиту на высоте примерно 36 тысяч километров.

Спутник оснащен двумя основными приборами. Первый и самый главный — многозональное сканирующее устройство гидрометеорологического обеспечения (МСУ-ГС). По сути, это огромная камера, снимающая весь диск Земли с периодичностью раз в полчаса. При необходимости (например, когда ведется наблюдение за бурей) частота съемки увеличивается до одного кадра в 10-15 минут.

МСУ позволяет получать снимки очень высокого разрешения: 1 километр на пиксель в видимом диапазоне и 4 километра на пиксель — в инфракрасном. В результате получаются фотографии в 125 мегапикселей. В «сыром» виде они доступны на FTP-сервере Научного центра оперативного мониторинга Земли, относящегося к Роскосмосу, и Научно-исследовательского центра «Планета», являющегося подразделением Росгидромета.

Кроме МСУ, на борту спутника установлен Гелиогеофизический аппаратурный комплекс (ГГАК). Этот комплекс состоит сразу из нескольких научных приборов, в числе которых спектрометры и детекторы заряженных частиц с энергиями от 0,05 до 600 мегаэлектронвольт, измеритель солнечной активности и рентгеновского излучения от нее, а также прибор для определения вектора магнитного поля Земли.

После запуска у «Электро-Л» возникли неполадки. В НПО признали, что аппарат работает хорошо не во всех спектрах. Однако в оптическом диапазоне полученные им фотографии оказались нужного качества, и именно «Электро-Л» снял самую детальную на сегодняшний день панораму Земли.

Примечательно, что метеоспутник выполнен на той же платформе, что и телескоп «Радиоастрон». В этом смысле наработанный российскими инженерами опыт (пусть и не совсем позитивный — про недостатки говорилось выше) важен для дальнейшего ее совершенствования. В НПО имени Лавочкина надеются, что новая платформа позволит производить научные космические аппараты практически массово.

В отличие от NASA, Роскосмос не занимается обработкой и публикацией снимков с аппарата, и в результате многие хорошие снимки остаются без внимания. Однако вокруг «Электро-Л» сложилось довольно плотное сообщество пользователей, которые обмениваются интересными фотографиями и создают на их основе гифки.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer