Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Николай Колесов задумал великое переселение заводов


19 февраля 2014 года Тимур Латыпов, Бизнес Online


Как стало известно «БИЗНЕС Online», у шефа концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Николая Колесова возникли вопросы к работе сразу нескольких входящих в эту структуру казанских оборонных предприятий — «Радиоприбора», «Радиоэлектроники» им. Шимко и Казанского приборостроительного конструкторского бюро. В результате будущее этих компаний изменилось, причем самым радикальным образом. Предполагается, что к 2017 году они переедут на одну площадку, где к этому времени появятся корпуса невиданного в Казани по уровню оснащенности научно-производственного объединения. Вот только эксперты предупреждают, что неудачных примеров слияний гораздо больше, чем хороших.

«ЛИБО ЗАКАПЫВАЕМ ДЕНЬГИ, ЛИБО СТРОИМ НОВЫЙ ЗАВОД»

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор ОАО «КРЭТ» Николай Колесов, руководство концерна, мягко говоря, удивила деятельность гендиректоров нескольких казанских подразделений: «Мы сегодня попали в непростую ситуацию с казанским кустом. Дело в том, что мы добились включения наших татарстанских предприятий в федеральную целевую программу по техническому перевооружению. Это 9,5 миллиарда рублей — на три года начиная с 2014-го. Такие деньги дают один раз в 100 лет! Мы должны эти средства эффективно использовать, чтобы создать современные производства, а не «освоить». И у института имени Шимко, «Радиоприбора», Казанского приборостроительного конструкторского бюро (КПКБ) было достаточно времени, чтобы подготовить проекты модернизации по нашему техническому заданию. Но как мы их предложения увидели, у нас волосы дыбом встали — директора такого напридумывали!»

Они предложили проекты трех, по выражению Колесова, «колхозов». Например, каждый из них, словно не подумав об эффективности и загрузке, запланировал создание собственного литейного, гальванического производства, цеха печатных плат. «Нам надо, чтобы выпускалась высокотехнологичная и высокорентабельная продукция, — объяснил свой гнев глава КРЭТ. — Мы контрактов им привезли на несколько миллиардов. Но если мы сейчас закроем глаза и согласимся на эти три проекта, нам наши дети этого не простят. Ввалим 10 миллиардов, каждому построим «литейку», «гальванику», цех печатных плат. А работать они будут максимум по 4 - 5 часов. Словом, каждый сам себе сделал все, что захотел, менталитет, видимо, старый».

По словам гендиректора КРЭТ, вышеупомянутые три проекта приостановлены, а вместо них начата проработка единого производственного организма. Рабочее название — научно-производственный кластер по разработке и производству средств опознавания и идентификации (в просторечии — «свой-чужой», также интегрируемые предприятия занимаются созданием аппаратуры радиоэлектронной борьбы). Изучается несколько вариантов размещения, но в любом случае новые корпуса поднимутся на территории одного из казанских предприятий КРЭТ. Срок создания нового комплекса — три года, в течение которых работа продолжается по старым «адресам».

Корреспондент «БИЗНЕС Online» стал свидетелем того, как Колесов на недавнем совещании распекал руководителей упомянутых фирм, а заодно убеждал их в необходимости сняться с насиженных мест. «Сейчас у тебя разбросано что-то за компрессорным заводом, а ты построишь себе шикарнейшее здание, — давил он на гендиректора ОАО «НПО «Радиоэлектроника» им. Шимко» Рониса Шарипова. — Тебе (гендиректору ОАО «Радиоприбор» Ильдару Шабаеву — авт.) на второй площадке такие корпуса поднимем! Люди в белых халатах и бахилах будут ходить... У нас другого пути нет — второго шанса перевооружиться не будет. Либо закапываем деньги, чего я не допущу, либо строим новый завод. Отказ от проекта равнозначен тому, что мы отказываемся от денег и больше к этому вопросу не возвращаемся. А «осваивать» деньги мы вам не дадим!»

«СЕЙЧАС НАШИ КОЛЛЕКТИВЫ НИЧЕМ НЕ ПОТРЯСЕШЬ»

Планируемый переезд, конечно, вызывает немало вопросов.

Действительно ли это спонтанное решение? Недавние высказывания Колесова говорят как как о достаточной неожиданности такого поворота, так и о том, что соответствующие мысли посещали шефа КРЭТ и ранее. Так, в июле прошлого года, рассказывая корреспонденту «БИЗНЕС Online» о выделенных на модернизацию казанских предприятий КРЭТ деньгах, он отметил: «По идее, можно было бы один завод очень большой вместо всех имеющихся построить, а нынешние закрыть. Но, естественно, мы этого делать не станем — будем каждое предприятие специализировать, а «колхозы» убирать. Например, литейное производство должно быть одно на всех, печатные платы — одни на всех, механика — одна на все предприятия».

Нужны ли столь радикальные реформы? Каковы плюсы и минусы объединения? «Оно позволит существующим КБ и оборонным заводам за счет объединения потенциала производить более конкурентоспособную продукцию, а также не выпускать дублирующее оборудование, — считает аналитик «Инвесткафе» Игорь Арнаутов, но тут же оговаривается. — Трудностью станет эффективное руководство будущим предприятием, а также поддержание высокого качества продукции ввиду монопольного положения в отрасли». «С одной стороны, есть успешные примеры — в «Вертолетах России» это объединение «Камова» и «Миля» или успешный опыт в рамках концерна ПВО «Алмаз-Антей», — рассказал газете «БИЗНЕС Online» директор центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. — Но есть и неудачные примеры, когда попытки объединения привели к тому, что многое важное было утеряно. И таких примеров гораздо больше, чем удачных. Поэтому риски, конечно, есть, и все будет зависеть от грамотности действий». «Вроде объединение — это неплохо, но с наукой надо быть очень осторожным и несколько раз просчитать все плюсы и минусы, — отметил председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. — Тем более направление сложное, и вряд ли специалистов много осталось».

Немалое удивление планами КРЭТ высказал советник премьер-министра РТ Назир Киреев: «Об объединении «Радиоэлектроники» имени Шимко» и «Радиоприбора» слышу впервые. И безотносительно к этому случаю скажу следующее. В последнее время очень часто и на разных уровнях стали появляться предложения по объединению и слиянию разработчиков и производителей. Вероятно, где-то уже не осталось полноценных предприятий, НИИ и КБ и необходимо в какой-то форме собрать кадры, технологии, чтобы сохранить последнее. Но чаще появляются предложения, где в качестве аргументов для объединения дееспособных предприятий приводятся доводы типа «позволит укрепить взаимодействие», «поможет оперативно решать вопросы» и тому подобное. В этой связи неплохо задуматься, почему прежде появлялись именно самостоятельные НИИ, КБ и им подобные организации. Показательна история той же «Радиоэлектроники», которая выросла из заводского СКБ «Радиоприбора». Задача по созданию средств госопознавания оказалась настолько сложной, что заводское СКБ ее не решило бы, у него куча приземленных задач по выпуску серийной продукции. Совершенно очевидно, что специалисты таких коллективов должны быть полностью погружены в свое дело. Однозначно, что при этом они должны быть отдалены от работающих станков, стучащих молотов, визжащих пил. И байки о том, что «Боинг» и создает, и производит самолеты чуть ли не в одном здании, смешны. Создатели самолетов у фирмы «Боинг» и их производители находятся в разных штатах и в десятках городов Америки. Это как прежде фирма Туполева — в Москве, а заводы — по разным городам. Андрей Николаевич Туполев талантливо разрабатывал самолеты, а Виталий Егорович Копылов прекрасно их производил. Каждый должен заниматься своим делом, если это дело государственной важности».

ВМЕСТО ЗАВОДОВ ВЕДОМСТВЕННОЕ ЖИЛЬЕ

Что будет с кадрами? Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов хотя и подчеркивает, что никаких решений о переезде нет, а потому и говорить о нем рано, тем не менее уточняет: «Нужно будет учитывать и возможное ухудшение социальной обстановки на предприятиях, если их будут перебазировать. Ведь за годы работы сотрудники уже привыкли к определенному ритму и распорядку жизни, сформировались маршруты их поездок из дома и обратно, и возможная смена всего этого может нанести самый серьезный удар по предприятиям, они могут стать недееспособными, утратить весь свой потенциал, растерять квалификацию. И все это произойдет из-за того, что многие квалифицированные сотрудники будут вынуждены уволиться из-за переезда».

«Скорее всего, в рамках объединения предприятий количество персонала, в том числе дублирующих производств, сократится, поэтому для части коллектива данный факт станет неприятной новостью», — уверен Арнаутов. «По-моему, сейчас наши коллективы ничем не потрясешь, — обрисовал ситуацию Агеев. — Тем более «Радиоприбор» и прочие здорово свои позиции сдали. Но если у нового предприятия будет нормальная загрузка, то все будет в порядке».

На вышеупомянутом совещании на вопрос одного из директоров, согласятся ли на «переселение» коллективы, Колесов ответил: «Поедет ли коллектив? Уверен, если человеку вместо черного халата предложить белый, работу на новом оборудовании и нормальную зарплату, пешком пойдет». В руководстве концерна «БИЗНЕС Online» заверили, что, учитывая планы КРЭТ по увеличению объемов производства, программ по сокращению персонала нет. Другое дело, что очень нужны молодые специалисты, знающие современное оборудование. Поэтому в феврале-марте начнет работать единый обучающий центр.

Что будет с покидаемыми зданиями и землей? Как сообщили нашему изданию в концерне, вопрос с землей будет решаться после того, как определится конфигурация новых мощностей, а использование покидаемых зданий будет зависеть от их состояния и экономической целесообразности. Один из вариантов — строительство на освобождающихся территориях ведомственного жилья.

СУМЕЮТ ЛИ УБЕДИТЬ РУКОВОДСТВО СТРАНЫ?

И наконец, стоит отметить, что эти преобразования идут в контексте повышенного внимания к совсекретным вопросам госопознавания и радиоэлектронной борьбы. Например, во время недавнего визита в Казань оборонного вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина руководство КРЭТ выступило с инициативой создания в столице РТ кластера по разработке и производству средств государственного опознавания.

«Предложение о создании кластера по опознаванию повторяет предложение Татарстана о закреплении за НПО «Радиоэлектроника» имени Шимко» статуса головного по опознаванию — именно такую роль НПО выполняло в недавнем прошлом, — подчеркнул Киреев. — Инициатива республики исходила из того, что в последние годы проявились тенденции, когда некоторые организации, создав какой-то элемент аппаратуры опознавания для отдельного вида вооружения, начинали позиционировать себя как разработчиков. Находясь близко к структурам в Москве, они преподносили свои разработки как системы, чем наносили вред организации системной обороны страны. Между тем именно казанские разработчики — авторы всех государственных систем опознавания, созданных в стране». Напомним, что советская-российская система «свой-чужой» была создана в Казани, о ее генеральном конструкторе Ильдусе Мостюкове можно прочитать, например, здесь.

«Во-первых, совершенно очевидно, что увеличивается количество летательных аппаратов, которые производятся в рамках гособоронзаказа, каждый из них оборудуется системой «свой-чужой», — объяснил «БИЗНЕС Online» директор центра анализа мировой торговлей оружием Игорь Коротченко. — Во-вторых, эта аппаратура будет востребована в рамках создаваемой системы воздушно-космической обороны России. Поэтому объективно заказы должны расти, очевидно, под это дело и строится новая площадка».

Насколько приоритетно для обороны страны создание именно холдинга по госопознаванию? «Есть вещи очевидные вроде ПРО — государство, судя по всему, не пожалеет денег на все эти радары по периметру, новые средства перехвата, — обрисовал ситуацию Пухов. — Очевидно, что модная тема сейчас — Арктика. Соответственно, тот, кто будет делать изобретения, связанные с противоборством в Арктике, без денег не останется. Насколько остальное будет приоритетом, будет зависеть от того, сумеет ли руководство концерна и «Ростеха» убедить руководство страны».

Справка

ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии». Основано на основании приказа ГК «Ростехнологии» №4 от 12 января 2009 года как специализированная управляющая компания. 100-процентный собственник — «Ростех». В концерн входят предприятия, разрабатывающие и изготавливающие средства радиоэлектронной борьбы, государственного опознавания, разъемные электрические соединители и продукцию гражданского назначения. В концерн входят 97 предприятий по всей России.

В Казани расположены 6 предприятий КРЭТ:

    НПО «Радиоэлектроника» им. Шимко;
    Завод «Радиоприбор»;
    Казанское приборостроительное конструкторское бюро;
    Казанский научно-исследовательский технологический институт вычислительной техники;
    Научно-исследовательский институт развития соединителей и изделий специальной электроники;
    Казанский электротехнический завод.

Кроме того, концерн сотрудничает с рядом предприятий РТ.

ОАО «Научно-производственное объединение «Радиоэлектроника» им. Шимко» создано в 1955 году. Головное предприятие по системам и средствам государственного опознавания. НПО имеет исследовательское и производственное оборудование, необходимое для разработки аппаратуры опознавания и производственного выпуска серии изделий. В настоящее ННИ ведет работы в трех направлениях: создание систем и средств с повышенными тактико-техническими характеристиками; разработка технических предложений по созданию национальных систем опознавания для стран, не входящих в НАТО; поставка аппаратуры опознавания западного стандарта для государств, использующих такие средства. Владельцы — ГК «Ростехнологии». Выручка за 2012 год — 1 843,6 млн. рублей (+23% по отношению к 2011-му). Операционная прибыль — 394 млн., чистая прибыль за 2012 год — 288 млн. рублей. Адрес: Казань, ул. Журналистов, 50.

ОАО «Радиоприбор». Создано в 1940 году. Предмет деятельности — разработка, серийное изготовление и обслуживание авиационных навигационных и радиолокационных комплексов, бортовых вычислительных систем, систем госопознавания; наземного радиоэлектронного оборудования специального назначения; узлов и деталей для автомобильной промышленности. Завод имеет инфраструктуру, характерную для многономенклатурного производства радиоэлектронного профиля с замкнутым технологическим циклом: механообробатывающее, литейное, гальваническое, каркасно-сборочное, сборочно-монтажное, контрольно-испытательное производство. В 2012 году «Радиоприбор» начал выпуск авиационной аппаратуры государственного опознавания нового поколения; готовился к освоению производства бортовой аппаратуры радиоэлектронной борьбы. Владельцы: КРЭТ — 60% +1 акция, минземимущество РТ — 40% -1 акция. Выручка за 2012 год — 864,5 млн. рублей (-13% по отношению к 2011-му), операционная прибыль — 104,9 миллиона. Чистая прибыль — 95,7 млн. рублей. В 2013 году «Радиоприбор» показал бурный рост (в 3,2 раза) выручки: со 151,1 млн. рублей за первое полугодие 2012 года до 480,9 млн. за аналогичный период 2013 года. В итоге завод увеличил чистую прибыль в 2,7 раза: с 5,12 млн. до 13,86 млн. рублей. Адрес: Казань, ул. Фаткуллина, 2.

ОАО «Казанское приборостроительное конструкторское бюро». Создано в 1954 году. Разработчик и производитель широкого спектра датчиков, электронной и микроэлектронной аппаратуры: датчиков температуры, частоты вращения и крутящего момента; вторичной аппаратуры контроля, индикации и регулирования температуры, оборотов и крутящего момента; систем безопасности и сервисных систем; контрольно-проверочной аппаратуры; аппаратуры медицинского назначения. С ноября 2013 года 100% акций принадлежит КРЭТ (до этого — ГК «Ростехнологии»). Выручка за 2012 год — 177,6 млн. рублей (-1,1% по отношению к 2011-му), операционная прибыль — 22,7 млн., чистая прибыль — 12,6 млн. рублей. Адрес: Казань, Сибирский тракт, 1.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBhkMT
Расценки на вывоз снега на http://perevozki.youdo.com/garbage/snow/price/trash/rastsenki/.
Объявление: https://youdo.com/auto/kuzovnoy/painting/local/, подробное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer