Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Николай Колесов задумал великое переселение заводов


19 февраля 2014 года Тимур Латыпов, Бизнес Online


Как стало известно «БИЗНЕС Online», у шефа концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Николая Колесова возникли вопросы к работе сразу нескольких входящих в эту структуру казанских оборонных предприятий — «Радиоприбора», «Радиоэлектроники» им. Шимко и Казанского приборостроительного конструкторского бюро. В результате будущее этих компаний изменилось, причем самым радикальным образом. Предполагается, что к 2017 году они переедут на одну площадку, где к этому времени появятся корпуса невиданного в Казани по уровню оснащенности научно-производственного объединения. Вот только эксперты предупреждают, что неудачных примеров слияний гораздо больше, чем хороших.

«ЛИБО ЗАКАПЫВАЕМ ДЕНЬГИ, ЛИБО СТРОИМ НОВЫЙ ЗАВОД»

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор ОАО «КРЭТ» Николай Колесов, руководство концерна, мягко говоря, удивила деятельность гендиректоров нескольких казанских подразделений: «Мы сегодня попали в непростую ситуацию с казанским кустом. Дело в том, что мы добились включения наших татарстанских предприятий в федеральную целевую программу по техническому перевооружению. Это 9,5 миллиарда рублей — на три года начиная с 2014-го. Такие деньги дают один раз в 100 лет! Мы должны эти средства эффективно использовать, чтобы создать современные производства, а не «освоить». И у института имени Шимко, «Радиоприбора», Казанского приборостроительного конструкторского бюро (КПКБ) было достаточно времени, чтобы подготовить проекты модернизации по нашему техническому заданию. Но как мы их предложения увидели, у нас волосы дыбом встали — директора такого напридумывали!»

Они предложили проекты трех, по выражению Колесова, «колхозов». Например, каждый из них, словно не подумав об эффективности и загрузке, запланировал создание собственного литейного, гальванического производства, цеха печатных плат. «Нам надо, чтобы выпускалась высокотехнологичная и высокорентабельная продукция, — объяснил свой гнев глава КРЭТ. — Мы контрактов им привезли на несколько миллиардов. Но если мы сейчас закроем глаза и согласимся на эти три проекта, нам наши дети этого не простят. Ввалим 10 миллиардов, каждому построим «литейку», «гальванику», цех печатных плат. А работать они будут максимум по 4 - 5 часов. Словом, каждый сам себе сделал все, что захотел, менталитет, видимо, старый».

По словам гендиректора КРЭТ, вышеупомянутые три проекта приостановлены, а вместо них начата проработка единого производственного организма. Рабочее название — научно-производственный кластер по разработке и производству средств опознавания и идентификации (в просторечии — «свой-чужой», также интегрируемые предприятия занимаются созданием аппаратуры радиоэлектронной борьбы). Изучается несколько вариантов размещения, но в любом случае новые корпуса поднимутся на территории одного из казанских предприятий КРЭТ. Срок создания нового комплекса — три года, в течение которых работа продолжается по старым «адресам».

Корреспондент «БИЗНЕС Online» стал свидетелем того, как Колесов на недавнем совещании распекал руководителей упомянутых фирм, а заодно убеждал их в необходимости сняться с насиженных мест. «Сейчас у тебя разбросано что-то за компрессорным заводом, а ты построишь себе шикарнейшее здание, — давил он на гендиректора ОАО «НПО «Радиоэлектроника» им. Шимко» Рониса Шарипова. — Тебе (гендиректору ОАО «Радиоприбор» Ильдару Шабаеву — авт.) на второй площадке такие корпуса поднимем! Люди в белых халатах и бахилах будут ходить... У нас другого пути нет — второго шанса перевооружиться не будет. Либо закапываем деньги, чего я не допущу, либо строим новый завод. Отказ от проекта равнозначен тому, что мы отказываемся от денег и больше к этому вопросу не возвращаемся. А «осваивать» деньги мы вам не дадим!»

«СЕЙЧАС НАШИ КОЛЛЕКТИВЫ НИЧЕМ НЕ ПОТРЯСЕШЬ»

Планируемый переезд, конечно, вызывает немало вопросов.

Действительно ли это спонтанное решение? Недавние высказывания Колесова говорят как как о достаточной неожиданности такого поворота, так и о том, что соответствующие мысли посещали шефа КРЭТ и ранее. Так, в июле прошлого года, рассказывая корреспонденту «БИЗНЕС Online» о выделенных на модернизацию казанских предприятий КРЭТ деньгах, он отметил: «По идее, можно было бы один завод очень большой вместо всех имеющихся построить, а нынешние закрыть. Но, естественно, мы этого делать не станем — будем каждое предприятие специализировать, а «колхозы» убирать. Например, литейное производство должно быть одно на всех, печатные платы — одни на всех, механика — одна на все предприятия».

Нужны ли столь радикальные реформы? Каковы плюсы и минусы объединения? «Оно позволит существующим КБ и оборонным заводам за счет объединения потенциала производить более конкурентоспособную продукцию, а также не выпускать дублирующее оборудование, — считает аналитик «Инвесткафе» Игорь Арнаутов, но тут же оговаривается. — Трудностью станет эффективное руководство будущим предприятием, а также поддержание высокого качества продукции ввиду монопольного положения в отрасли». «С одной стороны, есть успешные примеры — в «Вертолетах России» это объединение «Камова» и «Миля» или успешный опыт в рамках концерна ПВО «Алмаз-Антей», — рассказал газете «БИЗНЕС Online» директор центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. — Но есть и неудачные примеры, когда попытки объединения привели к тому, что многое важное было утеряно. И таких примеров гораздо больше, чем удачных. Поэтому риски, конечно, есть, и все будет зависеть от грамотности действий». «Вроде объединение — это неплохо, но с наукой надо быть очень осторожным и несколько раз просчитать все плюсы и минусы, — отметил председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. — Тем более направление сложное, и вряд ли специалистов много осталось».

Немалое удивление планами КРЭТ высказал советник премьер-министра РТ Назир Киреев: «Об объединении «Радиоэлектроники» имени Шимко» и «Радиоприбора» слышу впервые. И безотносительно к этому случаю скажу следующее. В последнее время очень часто и на разных уровнях стали появляться предложения по объединению и слиянию разработчиков и производителей. Вероятно, где-то уже не осталось полноценных предприятий, НИИ и КБ и необходимо в какой-то форме собрать кадры, технологии, чтобы сохранить последнее. Но чаще появляются предложения, где в качестве аргументов для объединения дееспособных предприятий приводятся доводы типа «позволит укрепить взаимодействие», «поможет оперативно решать вопросы» и тому подобное. В этой связи неплохо задуматься, почему прежде появлялись именно самостоятельные НИИ, КБ и им подобные организации. Показательна история той же «Радиоэлектроники», которая выросла из заводского СКБ «Радиоприбора». Задача по созданию средств госопознавания оказалась настолько сложной, что заводское СКБ ее не решило бы, у него куча приземленных задач по выпуску серийной продукции. Совершенно очевидно, что специалисты таких коллективов должны быть полностью погружены в свое дело. Однозначно, что при этом они должны быть отдалены от работающих станков, стучащих молотов, визжащих пил. И байки о том, что «Боинг» и создает, и производит самолеты чуть ли не в одном здании, смешны. Создатели самолетов у фирмы «Боинг» и их производители находятся в разных штатах и в десятках городов Америки. Это как прежде фирма Туполева — в Москве, а заводы — по разным городам. Андрей Николаевич Туполев талантливо разрабатывал самолеты, а Виталий Егорович Копылов прекрасно их производил. Каждый должен заниматься своим делом, если это дело государственной важности».

ВМЕСТО ЗАВОДОВ ВЕДОМСТВЕННОЕ ЖИЛЬЕ

Что будет с кадрами? Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов хотя и подчеркивает, что никаких решений о переезде нет, а потому и говорить о нем рано, тем не менее уточняет: «Нужно будет учитывать и возможное ухудшение социальной обстановки на предприятиях, если их будут перебазировать. Ведь за годы работы сотрудники уже привыкли к определенному ритму и распорядку жизни, сформировались маршруты их поездок из дома и обратно, и возможная смена всего этого может нанести самый серьезный удар по предприятиям, они могут стать недееспособными, утратить весь свой потенциал, растерять квалификацию. И все это произойдет из-за того, что многие квалифицированные сотрудники будут вынуждены уволиться из-за переезда».

«Скорее всего, в рамках объединения предприятий количество персонала, в том числе дублирующих производств, сократится, поэтому для части коллектива данный факт станет неприятной новостью», — уверен Арнаутов. «По-моему, сейчас наши коллективы ничем не потрясешь, — обрисовал ситуацию Агеев. — Тем более «Радиоприбор» и прочие здорово свои позиции сдали. Но если у нового предприятия будет нормальная загрузка, то все будет в порядке».

На вышеупомянутом совещании на вопрос одного из директоров, согласятся ли на «переселение» коллективы, Колесов ответил: «Поедет ли коллектив? Уверен, если человеку вместо черного халата предложить белый, работу на новом оборудовании и нормальную зарплату, пешком пойдет». В руководстве концерна «БИЗНЕС Online» заверили, что, учитывая планы КРЭТ по увеличению объемов производства, программ по сокращению персонала нет. Другое дело, что очень нужны молодые специалисты, знающие современное оборудование. Поэтому в феврале-марте начнет работать единый обучающий центр.

Что будет с покидаемыми зданиями и землей? Как сообщили нашему изданию в концерне, вопрос с землей будет решаться после того, как определится конфигурация новых мощностей, а использование покидаемых зданий будет зависеть от их состояния и экономической целесообразности. Один из вариантов — строительство на освобождающихся территориях ведомственного жилья.

СУМЕЮТ ЛИ УБЕДИТЬ РУКОВОДСТВО СТРАНЫ?

И наконец, стоит отметить, что эти преобразования идут в контексте повышенного внимания к совсекретным вопросам госопознавания и радиоэлектронной борьбы. Например, во время недавнего визита в Казань оборонного вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина руководство КРЭТ выступило с инициативой создания в столице РТ кластера по разработке и производству средств государственного опознавания.

«Предложение о создании кластера по опознаванию повторяет предложение Татарстана о закреплении за НПО «Радиоэлектроника» имени Шимко» статуса головного по опознаванию — именно такую роль НПО выполняло в недавнем прошлом, — подчеркнул Киреев. — Инициатива республики исходила из того, что в последние годы проявились тенденции, когда некоторые организации, создав какой-то элемент аппаратуры опознавания для отдельного вида вооружения, начинали позиционировать себя как разработчиков. Находясь близко к структурам в Москве, они преподносили свои разработки как системы, чем наносили вред организации системной обороны страны. Между тем именно казанские разработчики — авторы всех государственных систем опознавания, созданных в стране». Напомним, что советская-российская система «свой-чужой» была создана в Казани, о ее генеральном конструкторе Ильдусе Мостюкове можно прочитать, например, здесь.

«Во-первых, совершенно очевидно, что увеличивается количество летательных аппаратов, которые производятся в рамках гособоронзаказа, каждый из них оборудуется системой «свой-чужой», — объяснил «БИЗНЕС Online» директор центра анализа мировой торговлей оружием Игорь Коротченко. — Во-вторых, эта аппаратура будет востребована в рамках создаваемой системы воздушно-космической обороны России. Поэтому объективно заказы должны расти, очевидно, под это дело и строится новая площадка».

Насколько приоритетно для обороны страны создание именно холдинга по госопознаванию? «Есть вещи очевидные вроде ПРО — государство, судя по всему, не пожалеет денег на все эти радары по периметру, новые средства перехвата, — обрисовал ситуацию Пухов. — Очевидно, что модная тема сейчас — Арктика. Соответственно, тот, кто будет делать изобретения, связанные с противоборством в Арктике, без денег не останется. Насколько остальное будет приоритетом, будет зависеть от того, сумеет ли руководство концерна и «Ростеха» убедить руководство страны».

Справка

ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии». Основано на основании приказа ГК «Ростехнологии» №4 от 12 января 2009 года как специализированная управляющая компания. 100-процентный собственник — «Ростех». В концерн входят предприятия, разрабатывающие и изготавливающие средства радиоэлектронной борьбы, государственного опознавания, разъемные электрические соединители и продукцию гражданского назначения. В концерн входят 97 предприятий по всей России.

В Казани расположены 6 предприятий КРЭТ:

    НПО «Радиоэлектроника» им. Шимко;
    Завод «Радиоприбор»;
    Казанское приборостроительное конструкторское бюро;
    Казанский научно-исследовательский технологический институт вычислительной техники;
    Научно-исследовательский институт развития соединителей и изделий специальной электроники;
    Казанский электротехнический завод.

Кроме того, концерн сотрудничает с рядом предприятий РТ.

ОАО «Научно-производственное объединение «Радиоэлектроника» им. Шимко» создано в 1955 году. Головное предприятие по системам и средствам государственного опознавания. НПО имеет исследовательское и производственное оборудование, необходимое для разработки аппаратуры опознавания и производственного выпуска серии изделий. В настоящее ННИ ведет работы в трех направлениях: создание систем и средств с повышенными тактико-техническими характеристиками; разработка технических предложений по созданию национальных систем опознавания для стран, не входящих в НАТО; поставка аппаратуры опознавания западного стандарта для государств, использующих такие средства. Владельцы — ГК «Ростехнологии». Выручка за 2012 год — 1 843,6 млн. рублей (+23% по отношению к 2011-му). Операционная прибыль — 394 млн., чистая прибыль за 2012 год — 288 млн. рублей. Адрес: Казань, ул. Журналистов, 50.

ОАО «Радиоприбор». Создано в 1940 году. Предмет деятельности — разработка, серийное изготовление и обслуживание авиационных навигационных и радиолокационных комплексов, бортовых вычислительных систем, систем госопознавания; наземного радиоэлектронного оборудования специального назначения; узлов и деталей для автомобильной промышленности. Завод имеет инфраструктуру, характерную для многономенклатурного производства радиоэлектронного профиля с замкнутым технологическим циклом: механообробатывающее, литейное, гальваническое, каркасно-сборочное, сборочно-монтажное, контрольно-испытательное производство. В 2012 году «Радиоприбор» начал выпуск авиационной аппаратуры государственного опознавания нового поколения; готовился к освоению производства бортовой аппаратуры радиоэлектронной борьбы. Владельцы: КРЭТ — 60% +1 акция, минземимущество РТ — 40% -1 акция. Выручка за 2012 год — 864,5 млн. рублей (-13% по отношению к 2011-му), операционная прибыль — 104,9 миллиона. Чистая прибыль — 95,7 млн. рублей. В 2013 году «Радиоприбор» показал бурный рост (в 3,2 раза) выручки: со 151,1 млн. рублей за первое полугодие 2012 года до 480,9 млн. за аналогичный период 2013 года. В итоге завод увеличил чистую прибыль в 2,7 раза: с 5,12 млн. до 13,86 млн. рублей. Адрес: Казань, ул. Фаткуллина, 2.

ОАО «Казанское приборостроительное конструкторское бюро». Создано в 1954 году. Разработчик и производитель широкого спектра датчиков, электронной и микроэлектронной аппаратуры: датчиков температуры, частоты вращения и крутящего момента; вторичной аппаратуры контроля, индикации и регулирования температуры, оборотов и крутящего момента; систем безопасности и сервисных систем; контрольно-проверочной аппаратуры; аппаратуры медицинского назначения. С ноября 2013 года 100% акций принадлежит КРЭТ (до этого — ГК «Ростехнологии»). Выручка за 2012 год — 177,6 млн. рублей (-1,1% по отношению к 2011-му), операционная прибыль — 22,7 млн., чистая прибыль — 12,6 млн. рублей. Адрес: Казань, Сибирский тракт, 1.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBhkMT
Расценки на вывоз снега на http://perevozki.youdo.com/garbage/snow/price/trash/rastsenki/.
Объявление: https://youdo.com/auto/kuzovnoy/painting/local/, подробное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer