Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Роскосмос не хочет запускать метеорологические спутники


20 февраля 2014 года Иван Чеберко, Известия


Российское космическое агентство не может согласовать с заинтересованными ведомствами секвестр бюджета Федеральной космической программы (ФКП). Минприроды заняло жесткую позицию относительно спутников, запускаемых в интересах Росгидромета, и требует от космического агентства исполнить обязательства, зафиксированные в ФКП.

— В самом конце прошлого года заинтересованным ведомствам был разослан подготовленный Роскосмосом проект постановления правительства о сокращениях ФКП, — говорит высокопоставленный источник в космическом агентстве. — В 2014 году планируется сокращение бюджета на 6 млрд рублей, в 2015-м — на 5,7 млрд. Поэтому предлагается перенести сроки запусков космических аппаратов гидрометеорологического назначения: «Электро-Л», «Ресурс-П» и «Метеор-М» № 2 — с 2013-го на 2014 год, «Метеор-М» № 2-1 — с 2014-го на 2015-й. Запуск еще одного аппарата — «Метеор-М» № 3 — предлагается отложить на последующие программы.

По словам собеседника в Роскосмосе, в Минприроды отказались согласовывать предложенный проект постановления и попросили поддержки у вице-премьера Дмитрия Рогозина, курирующего космическую отрасль.

— 5 февраля у Рогозина состоялось совещание по теме «Состояние и перспективы развития космических комплексов наблюдения Земли», где вице-премьеру доложили о состоянии российской группировки метеорологических спутников. Минприроды предлагало принять решение с жесткими формулировками о «безусловном выполнении мероприятий по формированию и поддержанию отечественной группировки гидрометеорологических спутников». Протокола по итогам совещания мы пока не видели, но предположительно там есть такие слова, — рассказали в Роскосмосе.

В аппарате Дмитрия Рогозина детали совещания предпочли не комментировать.

В Минприроды «Известиям» подтвердили изложенную на совещании у вице-премьера позицию.

— Минимально необходимая группировка функционирующих гидрометеоспутников должна состоять из девяти аппаратов, — сообщили в пресс-службе ведомства. — Три на геостационарной орбите (серии «Электро»), четыре на полярно-орбитальных (серии «Метеор»), два на высокоэллиптической (серии «Арктика-М»). Сейчас штатно функционируют только два космических аппарата, запущенных в интересах Росгидромета.

В Минприроды особо отмечают, что гарантированный доступ к данным гидрометеорологических наблюдений необходим для обеспечения безопасности страны. При этом в 2006 году Европейский союз и США подписали специальное соглашение об ограничении доступа к их оперативным данным метеонаблюдений из космоса для третьих стран.

— Вопрос о дальнейшей судьбе программы обсуждался на совещании у Дмитрия Рогозина, — сообщили в пресс-службе министерства. — В итоге принято решение ускорить работы по российским гидрометеорологическим спутникам. Мы уверены, что это позволит уже в ближайшие годы создать полноценную спутниковую группировку и обеспечить ее качественную работу.

Сейчас Росгидромет получает данные метеонаблюдений с зарубежных спутников бесплатно. Но при отсутствии собственной группировки гидрометеорологических спутников это означает зависимость от зарубежных операторов. Чтобы уйти от подобной зависимости в сфере навигации, Россия потратила несколько миллиардов долларов на создание ГЛОНАСС (бюджет ФЦП ГЛОНАСС на период 2001–2011 годов составил 116,9 млрд рублей). По большому счету ничто не мешало поставить в массово оснащаемые сейчас ГЛОНАСС-оборудованием автобусы и троллейбусы аппаратуру, принимающую сигналы американской навигационной системы GPS. Точность измерений бы не отличалась, потребитель сервисов на земле вообще не прочувствовал бы разницы. Миллиарды долларов были потрачены с целью гарантировать независимость в плане навигации.

В Минприроды говорят примерно о том же: Россия не может вечно полагаться на зарубежные спутники. Тем более что речь идет не о таких больших суммах, какие выделяются на ГЛОНАСС. Например, вычеркнув из ФКП аппарат «Метеор-М № 3» Роскосмос может сэкономить 1,5 млрд рублей на изготовлении спутника, 1,5 млрд — на ракете и разгонном блоке («Союз 2.1б» и «Фрегат») и 300 млн — на пусковых услугах.

В предыдущие годы чиновники Минприроды не раз пытались перестроить отношения с Роскосмосом. В 2011 году в министерстве подготовили законопроект, предусматривающий передачу полномочий заказчика гидрометеорологических космических аппаратов от Роскосмоса к Минприроды. Но тогда космическое агентство смогло отстоять действующий порядок: оно и сейчас выступает как заказчиком, так и исполнителем по спутникам для Росгидромета.

— Новое руководство Роскосмоса ощутимо смещает приоритеты относительно тех, которыми руководствовалась предыдущая администрация агентства, — говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Космические аппараты в интересах народного хозяйства предлагают отложить и в то же время начать создание сверхтяжелой ракеты с такими заоблачными параметрами, под которые сейчас просто нет подходящих задач — если только полет человека на Марс.

По мнению Моисеева, стремление Минприроды забрать у космического агентства функции заказчика выглядят логичными. Но и в нынешнем статусе Роскосмосу стоит активнее прислушиваться к аргументам органов власти, в интересах которых создаются и запускаются космические аппараты.

В целом отношения Роскосмоса с заинтересованными министерствами складываются далеко не идеально. В этом месяце подведомственное Минкомсвязи ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) объявило победителем тендера за право поставки спутника вещания «Экспресс АМУ-2» зарубежную фирму — EADS Astrium. Предприятие Роскосмоса «ИСС им. академика М.Ф. Решетнева» подало жалобу на решение конкурсной комиссии в ФАС. В ГПКС менять выбор не собираются.

 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer