Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Великое прошлое и будущее нашей космонавтики


21 февраля 2014 года Виктор Мясников , Независимая газета


С 28 по 31 декабря в Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана прошли XXXVIII академические чтения по космонавтике, посвященные памяти академика Сергея Королева и других выдающихся отечественных ученых – пионеров освоения космического пространства.

Научный форум проводится регулярно с 1977 года и давно получил второе название – Королёвские чтения. Это, пожалуй, главный научный съезд по проблемам космонавтики, поскольку организуют его на базе МГТУ имени Н.Э. Баумана, помимо самого университета, Российская академия наук, Федеральное космическое агентство, Комиссия РАН по разработке научного наследия пионеров освоения космического пространства.

Поскольку 30 июня исполняется сто лет со дня рождения одного из ключевых создателей советского ядерного щита, руководителя ряда важнейших проектов мирного космоса, дважды Героя Социалистического Труда академика Владимира Николаевича Челомея, нынешние чтения были посвящены его памяти.

Выдающийся ученый и конструктор многие десятилетия был тесно связан с техническим университетом. В 1951 году на ученом совете Московского высшего технического училища (МВТУ) имени Н.Э. Баумана он защитил докторскую диссертацию под названием «Динамическая устойчивость элементов цепи авиационного двигателя». В 1952-м ему присвоили звание профессора. В 1960 году он основал кафедру «Аэрокосмические системы», где создал свою научно-педагогическую школу ракетно-космической механики.

Его школа решает задачи динамики сложных конструкций из композиционных материалов, разрабатывает методики расчета аэроупругих колебаний конструкций при турбулентном вихревом обтекании, изучает поведение ракеты при мощном сейсмическом воздействии воздуха в шахтной пусковой установке, совершенствует методы расчета и конструирования систем управления и стабилизации упругих летательных аппаратов.

Поэтому совершенно естественно, что в день открытия Королёвских чтений 28 января на кафедре была открыта мемориальная доска, посвященная 100-летию академика Владимира Челомея. Затем состоялось открытие нового учебного зала центра управления полетами, Молодежного космического центра, а вслед за этим был подписан договор о сотрудничестве между МГТУ имени Н.Э. Баумана и Роскосмосом. Его скрепили подписями ректор университета Анатолий Александров и глава Роскосмоса Олег Остапенко.

Королёвские чтения проходят в 22 секциях. Секция 22 имени академика В.Н. Челомея проходит в подмосковном Реутове и организуется ОАО «ВПК «НПО машиностроения». В 1944 году Владимир Челомей был назначен директором и главным конструктором Реутовского КБ и завода № 51 – нынешнего НПО машиностроения – с задачей создать в кратчайшие сроки крылатую ракету. В основу был положен сбитый над Англией образец «Фау-1», подаренный Сталину Черчиллем. 20 марта 1945 года состоялся первый пуск ракеты 10Х с самолета-носителя Пе-8. В 1948 году после проведения летных испытаний на самолетах Пе-8 и Ер-2 крылатая ракета 10Х была рекомендована для принятия на вооружение ВВС. Но к этому времени стране требовались уже более скоростные и точные ракеты. Однако был получен бесценный опыт, который вывел Владимира Челомея на самую высокую научную орбиту.

Разработки Челомея составляют 80% вооружений флота. Он первым в мире изобрел ракету со складывающимися крыльями и поместил ее в контейнер с азотом, чтобы избежать влияния внешней среды. Под его руководством разработаны противокорабельные ракеты «Аметист» и «Гранит». Одной из первых его разработок в космической сфере в 1963–1964 годах стали спутники-истребители «Полет-1» и «Полет-2», способные маневрировать на орбите. Выдающимся успехом стало создание ракеты-носителя «Протон», вот уже 45 лет доставляющей на орбиту тяжелые космические аппараты.

Поработал Владимир Челомей и над программой «Алмаз», результатом чего стали обитаемые орбитальные станции «Салют-2», «Салют-3» и «Салют-5». Наиболее известные его разработки стратегических ракет – двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) УР-100Н (SS-19), принятая на вооружение в 1975 году, и ее усовершенствованный вариант УР-100Н УТТХ («Стилет»), принятая на вооружение в 1980 году.

Каждые девять из десяти изделий, разработанных в конструкторском коллективе Челомея, не имели аналогов в мире. Это был академик научного и технологического прорыва.

Академические чтения в секции 22 имени Владимира Челомея «Ракетные комплексы и ракетно-космические системы. Проектирование, экспериментальная отработка, летные испытания, эксплуатация» проходили в Реутове сразу на четырех площадках. Всего 66 докладов в рамках заявленной тематики.

В 22 секциях и на пленарном заседании прозвучало более 500 докладов. Тематика самая широкая. Среди авторов и доктора наук, и учащиеся лицея, сделавшие доклад в секции 10 «Космонавтика и культура» на тему «Особенности экспозиции музея Г.С. Титова, город Краснознаменск, лицей имени Г.С. Титова». Были докладчики из-за рубежа.

В чтениях приняли участие руководитель Федерального космического агентства Олег Остапенко, генеральный конструктор РКК «Энергия», заведующий кафедрой МГТУ имени Н.Э. Баумана Виталий Лапота, генеральный директор ОАО «Военно-промышленная корпорация «НПО машиностроения», заведующий кафедрой МГТУ имени Н.Э. Баумана Александр Леонов, генеральный директор ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина» Виктор Хартов.

Глава Роскосмоса Олег Остапенко озвучил ближайшие планы агентства: создание ракеты-носителя тяжелого класса грузоподъемностью до 80 тонн, в дальнейшем – 160 тонн и более. В перспективе это означает запуск космических аппаратов нового поколения на высокие орбиты, к Луне, Марсу, Юпитеру и другим объектам Солнечной системы. Будет продолжено активное изучение и исследование Луны. Не исключено создание лунных баз и станций.    
 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBezhL
YouDo: http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/dlv/nedorogo/, подробное описание здесь.
Перевозка грузов: http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/geo/berezniki/, подробнее тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer