Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Герой в мирное время: 25 лет подвигов и жизнь летчика-испытателя вертолетов


21 февраля 2014 года Алия Шарафутдинова, Аргументы и факты. Казань


Летчик-испытатель Казанского вертолетного завода Аркадий Моисеев уже 25 лет ежедневно совершает подвиги. Он проверяет на прочность авиатехнику, служащую людям в более 80 стран мира.

Аркадий Моисеев своих коллег на заводе и в 59 лет удивляет невероятной любовью к жизни и основательностью: за что бы он ни взялся, все получается дельно и красиво.

Мечтал летать на истребителях, а полюбил вертолеты

Для «Заслуженного летчика-испытателя России» Аркадия Моисеева винтокрылые машины - смысл жизни, но стал он вертолетчиком не по призванию, а в результате бесхитростного обмана в областном военкомате, куда его привела мечта стать летчиком-истребителем. А оказалось, что это - судьба.

В 1971 году, когда Аркадий Моисеев поступал в Саратовское военное авиационное училище летчиков, ему не было и семнадцати лет. Конкурс в летные училища тогда был огромный, мальчишки, воспитанные на рассказах о Покрышкине и Кожедубе, рвались на истребители. Летать на вертолетах никто и не мечтал – их считали ненастоящими летательными аппаратами.

«В военкомате нас просто обманули, сказав, что в Саратове готовят летчиков-истребителей. Только на вступительных экзаменах мы узнали, что будем вертолетчиками, - улыбаясь, вспоминает Моисеев. - Нас успокаивали тем, что мы можем перейти на самолеты после окончания училища, но и припугнули, что, если уйдем сейчас, дадут такую характеристику, с которой нас больше никто и никуда не возьмет».

Тоска и мечты по истребителям не покинули молодого пилота, в надежде попасть в будущем на самолеты вскоре он поступил в Киевское высшее военно-техническое училище. И лишь спустя пятнадцать лет, попав в школу летчиков-испытателей, Аркадий Моисеев смог полетать на Л-39 и Як-52 и утолить свое желание выполнить фигуры высшего пилотажа. Но к этому времени его сердце уже принадлежало вертолетам.

После учебы Аркадий Моисеев служил в Забайкалье, в Прибалтике, два раза был «командирован» (с 1983 по 1987 год) в Афганистан.

Всего в афгане совершил 1450 боевых вылетов и получил два ордена - Боевого Красного Знамени и Красной Звезды.
После войны Моисеев окончил школу летчиков-испытателей в Жуковском и был направлен на Казанский вертолетный завод.
    
Вершина мастерства

«В любой работе есть вершина, пик мастерства. У летчиков асом считается испытатель, - говорит Аркадий Моисеев. – Но чтобы стать им, нужна настойчивость, опыт и знания».

На место своей мирной, но в тоже время опасной службы, он приходит ранним утром. Вместе с коллегами проходит предполетные указания: здесь ставятся задачи на летный день, определяется состав экипажей. Синоптики сообщают показания приборов, а медики проверяют физическое состояние пилотов.

В случае хороших погодных условий и благоприятного метеорологического минимума (минимальные значения высоты нижней границы облаков и горизонтальной видимости, при которых возможно выполнение взлетов, посадок и полётов по маршруту - прим. автора)  летчики приступают к полетам.

«Сначала производим внешний осмотр вертолета, а уже потом садимся в кабину, запускаемся, - говорит Аркадий Моисеев. – Вертолет в это время на тросах. Мы проверяем его на взлетном, номинальном и других режимах, и если все нормально, выруливаем на первый пятиминутный полет».

После малого круга следует второй полет продолжительностью 10-12 минут, а потом третий - 40-55 минут. Вертолет набирает высоту 4000 метров, на которой проверяются все его системы и механизмы.

В отличие от труда обычных летчиков, работа летчика-испытателя стократ сложнее: садясь за штурвал нового вертолета, он рискует не только своей жизнью, но и жизнью всей команды. Экипаж состоит из командира, правого летчика, бортинженера, ведущего инженера.

«Около 10 лет назад, во время испытания нового вертолета на высоте 2200 метров  внезапно появился сильный посторонний шум и скрежет, - вспоминает один из многих экстремальных случаев в своей жизни Аркадий Моисеев. – Неполадки были в двигателе, и мы пытались определить, в каком из двух. Определили, какой двигатель «взбесился», и немедленно его отключили. Поскольку обороты упали, мы пошли вниз, команда уже готовилась к аварийной посадке. Но последняя попытка вернуть борт удалась – пролетев над самыми макушками деревьев, вертолет сел на одном двигателе. Помогли знания аэродинамики и слаженные действия всего экипажа».

О летчиках-испытателях говорят, что им в работе помогает «магия». Иначе как назвать силу, которая заставляет в трудную минуту сконцентрироваться и принять правильное решение. В среде пилотов есть суеверие – не фотографироваться перед вылетом. Но Аркадий Моисеев считает это слабохарактерностью. «Надо надеяться только на авиационную технику, свои силы и возможности, - говорит он. - Много было опасных ситуаций. В такие моменты чувствуешь предельную напряженность и концентрацию. А после полета колени дрожат».

Поступать по определенному сценарию во время отказа какого-либо оборудования, пилота обучали еще в школе летчиков-испытателей. Но все ситуации не предусмотришь. Поэтому молодые летчики завода стараются перенять опыт Аркадия Моисеева. Не мудрено - ведь за его плечами 17 лет службы в военно-воздушных силах и 25 лет работы летчиком-испытателем.

К профессии Аркадия Моисеева семья уже привыкла. Вечерами небесный ас играет в шахматы, читает романы, а чаще рассказывает внукам истории из своей жизни. 4-летний Глеб мечтает быть сильным и мужественным как дед, и говорит, что станет космонавтом.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBWwph
https://youdo.com/auto/kuzovnoy/painting/, варианты по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer