Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Герой в мирное время: 25 лет подвигов и жизнь летчика-испытателя вертолетов


21 февраля 2014 года Алия Шарафутдинова, Аргументы и факты. Казань


Летчик-испытатель Казанского вертолетного завода Аркадий Моисеев уже 25 лет ежедневно совершает подвиги. Он проверяет на прочность авиатехнику, служащую людям в более 80 стран мира.

Аркадий Моисеев своих коллег на заводе и в 59 лет удивляет невероятной любовью к жизни и основательностью: за что бы он ни взялся, все получается дельно и красиво.

Мечтал летать на истребителях, а полюбил вертолеты

Для «Заслуженного летчика-испытателя России» Аркадия Моисеева винтокрылые машины - смысл жизни, но стал он вертолетчиком не по призванию, а в результате бесхитростного обмана в областном военкомате, куда его привела мечта стать летчиком-истребителем. А оказалось, что это - судьба.

В 1971 году, когда Аркадий Моисеев поступал в Саратовское военное авиационное училище летчиков, ему не было и семнадцати лет. Конкурс в летные училища тогда был огромный, мальчишки, воспитанные на рассказах о Покрышкине и Кожедубе, рвались на истребители. Летать на вертолетах никто и не мечтал – их считали ненастоящими летательными аппаратами.

«В военкомате нас просто обманули, сказав, что в Саратове готовят летчиков-истребителей. Только на вступительных экзаменах мы узнали, что будем вертолетчиками, - улыбаясь, вспоминает Моисеев. - Нас успокаивали тем, что мы можем перейти на самолеты после окончания училища, но и припугнули, что, если уйдем сейчас, дадут такую характеристику, с которой нас больше никто и никуда не возьмет».

Тоска и мечты по истребителям не покинули молодого пилота, в надежде попасть в будущем на самолеты вскоре он поступил в Киевское высшее военно-техническое училище. И лишь спустя пятнадцать лет, попав в школу летчиков-испытателей, Аркадий Моисеев смог полетать на Л-39 и Як-52 и утолить свое желание выполнить фигуры высшего пилотажа. Но к этому времени его сердце уже принадлежало вертолетам.

После учебы Аркадий Моисеев служил в Забайкалье, в Прибалтике, два раза был «командирован» (с 1983 по 1987 год) в Афганистан.

Всего в афгане совершил 1450 боевых вылетов и получил два ордена - Боевого Красного Знамени и Красной Звезды.
После войны Моисеев окончил школу летчиков-испытателей в Жуковском и был направлен на Казанский вертолетный завод.
    
Вершина мастерства

«В любой работе есть вершина, пик мастерства. У летчиков асом считается испытатель, - говорит Аркадий Моисеев. – Но чтобы стать им, нужна настойчивость, опыт и знания».

На место своей мирной, но в тоже время опасной службы, он приходит ранним утром. Вместе с коллегами проходит предполетные указания: здесь ставятся задачи на летный день, определяется состав экипажей. Синоптики сообщают показания приборов, а медики проверяют физическое состояние пилотов.

В случае хороших погодных условий и благоприятного метеорологического минимума (минимальные значения высоты нижней границы облаков и горизонтальной видимости, при которых возможно выполнение взлетов, посадок и полётов по маршруту - прим. автора)  летчики приступают к полетам.

«Сначала производим внешний осмотр вертолета, а уже потом садимся в кабину, запускаемся, - говорит Аркадий Моисеев. – Вертолет в это время на тросах. Мы проверяем его на взлетном, номинальном и других режимах, и если все нормально, выруливаем на первый пятиминутный полет».

После малого круга следует второй полет продолжительностью 10-12 минут, а потом третий - 40-55 минут. Вертолет набирает высоту 4000 метров, на которой проверяются все его системы и механизмы.

В отличие от труда обычных летчиков, работа летчика-испытателя стократ сложнее: садясь за штурвал нового вертолета, он рискует не только своей жизнью, но и жизнью всей команды. Экипаж состоит из командира, правого летчика, бортинженера, ведущего инженера.

«Около 10 лет назад, во время испытания нового вертолета на высоте 2200 метров  внезапно появился сильный посторонний шум и скрежет, - вспоминает один из многих экстремальных случаев в своей жизни Аркадий Моисеев. – Неполадки были в двигателе, и мы пытались определить, в каком из двух. Определили, какой двигатель «взбесился», и немедленно его отключили. Поскольку обороты упали, мы пошли вниз, команда уже готовилась к аварийной посадке. Но последняя попытка вернуть борт удалась – пролетев над самыми макушками деревьев, вертолет сел на одном двигателе. Помогли знания аэродинамики и слаженные действия всего экипажа».

О летчиках-испытателях говорят, что им в работе помогает «магия». Иначе как назвать силу, которая заставляет в трудную минуту сконцентрироваться и принять правильное решение. В среде пилотов есть суеверие – не фотографироваться перед вылетом. Но Аркадий Моисеев считает это слабохарактерностью. «Надо надеяться только на авиационную технику, свои силы и возможности, - говорит он. - Много было опасных ситуаций. В такие моменты чувствуешь предельную напряженность и концентрацию. А после полета колени дрожат».

Поступать по определенному сценарию во время отказа какого-либо оборудования, пилота обучали еще в школе летчиков-испытателей. Но все ситуации не предусмотришь. Поэтому молодые летчики завода стараются перенять опыт Аркадия Моисеева. Не мудрено - ведь за его плечами 17 лет службы в военно-воздушных силах и 25 лет работы летчиком-испытателем.

К профессии Аркадия Моисеева семья уже привыкла. Вечерами небесный ас играет в шахматы, читает романы, а чаще рассказывает внукам истории из своей жизни. 4-летний Глеб мечтает быть сильным и мужественным как дед, и говорит, что станет космонавтом.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBWwph
https://youdo.com/auto/kuzovnoy/painting/, варианты по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer