Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Симметричный ответ, дорого


4 февраля 2014 года Василий Сычев, Lenta.ru


Продажи вооружений и военной техники ста крупнейших оборонных компаний мира по итогам 2012 года составили 395 миллиардов долларов, сократившись по сравнению с предыдущим годом на 4,2 процента. К такому выводу пришли аналитики Стокгольмского института исследования проблем мира. Вопреки общему спаду объемов продаж, которому сильнее всего подверглись американские компании, российские предприятия показали рост, причем некоторые значительно укрепили свои позиции в рейтинге. Благодарить за это надо скорее не иностранных заказчиков, а Министерство обороны России.

Объемы продаж вооружений и военной техники крупнейших компаний мира сокращаются на протяжении последних нескольких лет. Например, в 2011 году падение составило 6,6 процента по сравнению с годом ранее. Во многом этому способствуют продолжение глобального финансово-экономического кризиса и сокращение военных расходов, предпринимаемое многими странами. В 2012 году к этим причинам сокращения прибавилась еще одна — в конце 2011 года США ушли из Ирака, сократив объемы закупки вооружений. Тем не менее, как отмечает в своем исследовании Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI), продажи оборонных предприятий на 29 процентов превысили показатели 2003 года.
 
Вопреки тенденциям
 
В рейтинге представлены 42 американские компании, на которые в 2012 году приходились 58 процентов общих продаж всех учитываемых предприятий. Еще 30 компаний — европейские; их доля в общем объеме продаж составила 28 процентов. В список, составленный SIPRI, попали и шесть российских предприятий (не считая «Сухого», также включенного в список, но не получившего места в рейтинге), объем продаж которых два года назад составил 19,6 миллиарда долларов, или 5,6 процента от общего объема реализованной участниками рейтинга продукции военного назначения. Для сравнения, годом ранее предприятия России продали оружия на 15,2 миллиарда долларов.
 
Все представленные в списке российские оборонные компании показали значительный рост продаж, превосходящий 20 процентов. Исключение составляет только Объединенная авиастроительная корпорация (в ее состав входит «Сухой», по этой причине не получивший места в списке); ее продажи по сравнению с 2011 годом выросли «всего» на 40 миллионов долларов до 4,44 миллиарда. По оценке SIPRI, рост продаж российских предприятий был обусловлен как успехами на рынке оружейного экспорта (по данным «Рособоронэкспорта», в 2012 году были подписаны экспортные контракты на общую сумму в 17,6 миллиарда долларов), так и существенным внутренним заказом.
 
В настоящее время правительство России занимается реализацией госпрограммы вооружений, рассчитанной на десять лет и действующей с 2011 года. Этим документом предусмотрены расходы на модернизацию Вооруженных сил в размере 23 триллионов рублей (650,4 миллиарда долларов), из которых три триллиона планируется потратить на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Именно благодаря этой программе российские предприятия, по оценке SIPRI, смогли показать столь существенный рост продаж, который сохранится и в предстоящие годы. С 2016 года в России будет принята новая госпрограмма вооружений на период до 2025 года.
 
В целом, наибольший объем продаж среди российских компаний показал концерн ПВО «Алмаз-Антей», реализовавший в 2012 году военной продукции на 5,51 миллиарда долларов. По сравнению с 2011 годом, это предприятие поднялось в рейтинге SIPRI на восемь строчек и заняло 14-е место. По данным Стокгольмского института, компания из России заняла столь высокую позицию в рейтинге впервые с 2002 года, когда российские предприятия были включены в список. В 2011 году «Алмаз-Антей» продал продукции военного назначения на общую сумму в 3,86 миллиарда долларов. ОАК в списке опустилась на одну строчку и заняла 18-е место с объемом продаж, как уже говорилось, в 4,44 миллиарда долларов (4,4 миллиарда — годом ранее).
 
Холдинг «Вертолеты России» в 2012 году продал военной техники на 3,52 миллиарда долларов, поднявшись с 35-го на 25-е место. Годом ранее результат этой компании составил 2,74 миллиарда долларов. Росту показателей компании способствовала закупка США вертолетов Ми-17 для Афганистана и крупный контракт с Ираком на поставку, в том числе, Ми-28НЭ. Объединенная двигателестроительная корпорация заняла в рейтинге 38-е место, за год поднявшись на 11 позиций. Ее продажи составили 2,5 миллиарда долларов, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 1,56 миллиарда. Хотя это предприятие (как и «Вертолеты России») входит в холдинг «Оборонпром», в рейтинге оно участвует как самостоятельная компания, поскольку SIPRI не удалось найти открытые данные по продажам материнской компании.
 
Объединенная судостроительная корпорация продала военной техники на 1,95 миллиарда долларов (1,57 миллиарда в 2011 году) и заняла в списке SIPRI 46-е место (57-е — годом ранее). Наконец, военные продажи «Уралвагонзавода» в 2012 году составили 1,63 миллиарда долларов. Это предприятие заняло в рейтинге 53-е место, поднявшись сразу на 14 строчек. Годом ранее продажи компании составили 1,2 миллиарда долларов.
 

Российские компании в SIPRI Top 100

Компания

Продажи в 2012 году*

Продажи в 2011 году*

Позиция в рейтинге (2012/2011)

«Алмаз-Антей»

5510

3860

14/22

ОАК

4440

4400

18/17

«Вертолеты России»

3520

2740

25/35

ОДК

2500

1440

38/59

ОСК

1950

1570

46/57

«Уралвагонзавод»

1630

1200

53/67

* - в миллионах долларов

 

Выводы SIPRI о том, что рост продаж российских компаний был в значительной степени обусловлен увеличением объема закупок Министерством обороны России, косвенно подтверждаются и данными «Рособоронэкспорта». Так, в конце января 2014 года в интервью газете «Коммерсантъ» генеральный директор госкомпании Анатолий Исайкин заявил, что экспорт российских вооружений и военной техники в ближайшие несколько лет будет держаться на уровне 13 миллиардов долларов в год и сможет превысить отметку в 15 миллиардов долларов только после завершения основных поставок российским Вооруженным силам.

Лидеры
 
В десятку крупнейших оборонных компаний мира традиционно вошли семь американских предприятий, британское, европейское и итальянское. Совокупные продажи этих предприятий составили 205,53 миллиарда долларов, или 52 процента от общего объема реализованной всеми участниками рейтинга продукции. По сравнению с 2011 годом продажи лидеров сократились на 12,16 миллиарда долларов. Как уже было сказано, этому способствовали последствия глобального финансово-экономического кризиса, сокращение оборонных расходов и выход США из Ирака. Но этому есть и еще одна причина — подготовка к выводу войск НАТО из Афганистана, который должен завершится до конца 2014 года.
 
Наилучшие продажи показала американская компания Lockheed Martin, сумевшая реализовать военной продукции на 36 миллиардов долларов (36,27 миллиарда в 2011 году). Второе место занял концерн Boeing с продажами на уровне 27,61 миллиарда долларов (30,56 миллиарда годом ранее), а третье — британская BAE Systems с 26,85 миллиарда долларов (29,16 миллиарда в 2011 году). Компания Raytheon поднялась в списке с пятого на четвертое место с продажами на уровне 22,5 миллиарда долларов, а General Dynamics опустилась с четвертого на пятое, продав военной продукции на 20,94 миллиарда долларов.
 
Шестое место, как и годом ранее осталось за Northrop Grumman, которая сумела продать вооружений и военной техники на 19,4 миллиарда долларов. Седьмую строчку занял европейский концерн EADS с продажами на уровне 15,4 миллиарда долларов. Американская United Technologies поднялась с десятой строчки на восьмую (продажи — 13,46 миллиарда долларов), итальянская Finmeccanica опустилась с восьмого места на девятое (12,53 миллиарда), а L-3 Communications — с девятого места на десятое (10,84 миллиарда долларов). Вероятнее всего, десятка лидеров и по итогам 2013 года покажет сокращение объемов продаж все по тем же причинам.
 

Российские компании в SIPRI Top 100

Компания

Продажи в 2012 году*

Продажи в 2011 году*

Позиция в рейтинге (2012/2011)

Lockheed Martin

36000

36270

1/1

Boeing

27610

30560

2/2

BAE Systems

26850

29160

3/3

Raytheon

22500

22900

4/5

General Dynamics

20940

23330

5/4

Northrop Grumman

19400

20340

6/6

EADS

15400

16400

7/7

United Technologies

13460

11640

8/10

Finmeccanica

12530

14570

9/8

L-3 Communications

10840

12520

10/9

* - в миллионах долларов

 
Впервые в рейтинге SIPRI оказалась украинская госкомпания — «Укроборонпром», объединившая предприятия оборонного сектора. До этого момента украинские предприятия в рейтинг не включались, поскольку были разрозненными и не показывающими существенные продажи. Реализация же военной продукции объединенной компанией в 2012 году составила 1,44 миллиарда долларов. По этому показателю «Укроборонпром», созданный в 2011 году, занял 58-е место в рейтинге. Годом ранее совокупные продажи предприятий, вошедших в состав украинской госкомпании, составили 1,26 миллиарда долларов.
 
В целом можно предположить, что в 2013 году наметившаяся тенденция сокращения объемов продаж западных компаний продолжится. Прежде крупнейшим покупателем новых вооружений и военной техники этих предприятий выступали США. Однако теперь Соединенные Штаты ввели режим строгой экономии, постепенно сокращая военные расходы и отказываясь от различных программ закупки. В то же время Министерство обороны России продолжает наращивать объемы закупок военной техники по мере модернизации предприятиями производственных мощностей. Вкупе эти факторы позволяют говорить о том, что в 2013 году российские компании в рейтинге значительно улучшат свои позиции. Например, тот же «Алмаз-Антей» если и не войдет в десятку крупнейших «оборонщиков» мира, то, во всяком случае, максимально приблизится к ней.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC7BoV
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/arenda/pritsep/, смотреть здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer