Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


ДОСААФ пускают с молотка


6 февраля 2014 года Ольга Божьева, Московский Комсомолец


— Что у нас там с ДОСААФ? — подозвал меня редактор. — Имей в виду: статья — в плане. Услышав это, коллега удивленно воскликнула: — ДОСААФ еще существует? Это же что-то из времен социализма: Осоавиахим, ворошиловский стрелок, комсомолец — на самолет! Или на дирижабль? — Смейся, смейся... А ДОСААФ пережило коммунизм, социализм, а теперь дрейфует к властной вертикали, пытаясь выжить в новой России. Но тянет груз прошлого: земли, здания, аэродромы… Масса желающих это отнять. Приходится защищать. И даже с оружием в руках. Серьезно! В Перми, чтоб отстоять здание, сотрудники ДОСААФ вывели на улицу БТРы. Как ДОСААФ пытается сейчас спасти собственность организации от посягательств госчиновников, выяснил журналист «МК».

Очень уж не хотелось ввязываться мне в эту историю… Ну сколько можно писать про имущество ДОСААФ? Снова рвать рубаху и кричать: доколе?! Я это делала не раз. И что изменилось? Только одно: пока организация была общественной, ее дербанили «общественники». Теперь получила статус общественно-государственной, и ее дербанит государство. За что боролись...

Хотя как писал классик: «его пример — другим наука»… Иногда все же интересно заглянуть за красивый плакат, чтобы узнать, как на самом деле выглядит изнанка фраз о патриотизме и поддержке государственных интересов.

Кому в ДОСААФ жить хорошо

Для начала, не углубляясь, напомню: ДОСААФ — Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту — создано в декабре 1953-го слиянием нескольких оборонно-патриотических объединений. Все они процветали не столько за счет взносов, которые «добровольно» платило полстраны, сколько благодаря поддержке государства. Их земли, здания, аэродромы и технику (самолеты, автомобили, БТР) унаследовало ДОСААФ. На этой базе оно развивало военно-технические виды спорта и готовило молодежь к службе в армии.

Рулил всем этим ЦК КПСС, на руководящие посты в ДОСААФ он назначал, вернее, командировал офицеров Минобороны. Для них это считалось большой удачей: должности в ДОСААФ были генеральские, оклады — министерские, привилегии — номенклатурные…

Лафа кончилась в 91-м. ДОСААФ переименовали в РОСТО (Российскую оборонную спортивно-техническую организацию), вместо ЦК ее деятельность стал регламентировать Закон об общественных объединениях, и Генштаб заявил: общественная организация, выполняющая гособоронзаказ — нонсенс! С деньгами начались проблемы.

Плохо было не всем. Многим «прикомандированным» понравилось, что Минобороны их теперь не имеет права контролировать. И они стали имуществом РОСТО распоряжаться по своему усмотрению.

«МК» писал, как тогда в качестве «учебных пособий» за рубеж продавались самолеты, как всего за 2,5 млн рублей частная фирма купила у РОСТО черноморскую базу прямо в центре Новороссийска, как автошколы сдавались торговцам под склады и рынки.

Однажды, готовя статью, я обследовала берег подмосковного водохранилища в поисках «морской школы» РОСТО. Нашла лишь поломанную табличку да разбитый шестивесельный ял. Зато на берегу красовался элитный яхт-клуб с дорогущими ресторанами, а рядом, прямо в водоохранной зоне, — особняк. От воды к нему вел канал, упиравшийся в огромный эллинг. Особняк принадлежал как раз одному из тех «прикомандированных» генералов, что достигли больших успехов в деле торговли имуществом вверенной организации.

Служебная карьера некоторых из них потом все же закончилась обысками и судами. Но отделались они легко — не государство же грабили, всего лишь общественную организацию, так что они сильно и не отпирались.

Помню, на суде генерал-полковник Анохин (он возглавлял РОСТО с 1991 по 2004 год, когда «ушла» большая часть собственности) с ходу согласился с обвинениями: да, прикупил кое-какие мелочи — стройматериалы для дачи, спортивный гидроцикл с прицепом... Прокурор попросил ему полтора года условно, но судья приговорил к штрафу в 100 тысяч рублей, освободив от условного срока по слабости здоровья. На скамье подсудимых генерал выглядел и правда неважно: грустный больной старик. Зачем такому спортивный гидроцикл?..

Под мышкой у государства

Конечно, в РОСТО было достаточно людей, которые продвигали военно-прикладные, авиационные виды спорта, отнимая мальчишек у криминала и улицы, и их было больше. Тем обиднее им было слушать про бесконечные скандалы, сотрясающие РОСТО. Многие тогда надеялись: порядок наступит, если государство возьмет РОСТО под свое крыло. Для этого, говорили, непременно нужен новый статус — общественно-государственной организации.

Что это такое, мало кто представлял, но слово «государственная» завораживало, уводило в легендарное прошлое и сулило перспективы бюджетного финансирования. К тому же считалось, что собственность организации будет уже под защитой госструктур и разного рода аферисты не посмеют на нее посягнуть.

И вот в 2009-м, освободившись от противников сближения с государством, РОСТО получила-таки новый общественно-государственный статус, заодно вернув себе старое название — ДОСААФ.

Председателем Центрального совета стал генерал Сергей Маев. В военной среде к нему относились тепло, в Главном автобронетанковом управлении, которое он раньше возглавлял, его звали: «броне-дед». На тот момент он был в запасе, но руководство Минобороны считало его абсолютно своим и активно лоббировало приход в ДОСААФ.

Маев с энтузиазмом взялся за поручение Владимира Путина: завершить регистрацию имущества ДОСААФ, вернув все, что ушло в чужие руки незаконно.

Что чужое, а что свое определял указ президента от 1994 года. По нему имущество ДОСААФ, построенное за счет средств госбюджета, следовало передать государству, а то, что возводилось самим ДОСААФ, — оставить в собственности организации. Таким образом, государству отходило около 300 объектов (многие в качестве уже федеральной собственности были переданы ДОСААФ в пользование), остальные 6800 признавались собственностью ДОСААФ.

Работой по их регистрации в ДОСААФ занимались давно. Но в нашем чиновничье-бюрократическом государстве она затянулась на годы. Пока суд да дело — часть собственности уплыла. В Санкт-Петербурге, например, из 120 объектов осталось меньше 20.

Генерал Маев планировал тут навести порядок. И, надо признать, неплохо продвинулся. На сегодня из 6300 оставшихся у ДОСААФ объектов не зарегистрированы лишь 459. А с появлением в статусе слова «государственная» Маев вправе был рассчитывать, что быстро закроет тему имущества. Конечно же, при безоговорочной поддержке чиновников госструктур — не чужие ведь теперь.

Но получается, что чужие… Примеров тому масса.

Более десятка раз возвращались документы на регистрацию аэродрома в Серпуховском районе Подмосковья, который уже 40 лет принадлежит ДОСААФ. Но земля — собственность муниципального образования, и там на нее у кого-то, похоже, свои планы.

Такая же ситуация в Уфе: аэродром попал в план городской застройки. ДОСААФ согласилось на выделение другой территории, но пока договаривались, объявились некие «владельцы» аэродрома, которые сейчас хотят продать его городу.

И ведь всем ясно: аферы с имуществом невозможны без участия самих чиновников. Мимо них — никак, если создается фирма с похожим названием и на нее потом перерегистрируется объект ДОСААФ.

В подмосковном Чехове так «ушла» автошкола. Ее новые хозяева сидят в 200 метрах от офиса городской администрации. По просьбе Маева губернатор Громов требовал навести порядок, вернуть имущество ДОСААФ. Безрезультатно. Был Маев и у подмосковного прокурора (впоследствии он стал фигурантом «игорного дела»), тот сказал: «Поймите: такие люди… Что я могу сделать… Вы уж как-то сами разберитесь…»

Против лома нет приема. Только БТР

Короче, новый общественно-государственный статус так и не распахнул для ДОСААФ дверей чиновничьих кабинетов. Организацию продолжали пафосно именовать социально ориентированной, оборонной, спортивной, военно-патриотической... А плату за аренду недвижимости, суммы уплаты налогов выставляли ей как коммерческой. Так, за выполнение гособоронзаказа государство сегодня платит ДОСААФ 2,2 млрд руб., а налогов берет 2,9 миллиарда.

И только схемы увода недвижимости ДОСААФ с изменением статуса приобрели «государственный» оттенок.

— Теперь, когда мы подаем документы на оформление своих объектов, — говорят в Центральном совете, — Росимущество, вместо того чтобы зарегистрировать его на ДОСААФ, пытается перевести объект в госсобственность, чтобы затем отдать какой-нибудь «близкой» структуре.

Так было в Перми. Здание, которое ДОСААФ занимало с 1927 года, Росимущество зарегистрировало как федеральную собственность. Потом передало некоему ФГУП. Оно быстренько перепродало его коммерсантам, те — следующим.

Третий владелец уже считался добросовестным приобретателем, но ДОСААФ пришлось судиться именно с ним.

Накануне 2010 года милиция и судебные приставы решили выкинуть работников ДОСААФ из их здания. Те стали обороняться. Центральный совет их поддержал (в помещении хранились секретные документы планов мобилизации). Из Москвы поступил приказ: «Выставить у входа в здание БТРы и выдать членам ДОСААФ спортивное оружие! Определить зону подхода, предупредив, что после ее пересечения оружие будет применено! И оповестить обо всем губернатора».

Здание отстояли. А после праздников все поостыли — и началась судебная рутина.

— Три года, — говорят в ДОСААФ, — мы бились за то, чтобы признать наше здание объектом федеральной собственности. То есть вернуть его государству. Казалось бы, Росимущество должно безоговорочно нас поддержать? Но нет. Его представители в судах выступали против нас. Но мы выиграли. Суды признали: здание — федеральная собственность, в 1927 году переданная общественной организации, которая по сей день там и находится. А в Росимуществе заявляют: ничего не получите. Отсудили? Отлично! Раз это федеральная собственность, решать будем мы. Так что готовьтесь здание покинуть.

Было в ДОСААФ три тира...

Еще интереснее развиваются сейчас события в Санкт-Петербурге, где между Росимуществом и ДОСААФ идет судебная война за два тира, десятки лет принадлежавших оборонной организации.

В связи с этим в ДОСААФ мне рассказали одну историю. Проверить ее подлинность невозможно, так что будем относиться к ней как к народному фольклору. В конце концов использовать его нам, журналистам, пока еще не запрещено.

Итак: было в питерском ДОСААФ три тира — на Львовской, Аптекарской и Парадной улицах. И вот как-то чиновникам, похожим на тех, что служат Росимуществу, приглянулся тир на Аптекарской. Решили они его прибрать. Да не для себя. Для «нужных людей». С кем надо договорились, оформили и вскоре перепродали тир «нужным людям».

«Нужные люди» были очень богаты. Тир им был ни к чему, только земля под ним. Ее они включили в инвестконтракт и только было собрались строить элитное жилье, как в Москве всполошилось начальство ДОСААФ: дескать, незаконно! Верните тир! И обратилось в суд.

Тир на Аптекарской суд вернул. Что на это чиновникам сказали «нужные люди», чего и сколько потребовали вернуть — мы не знаем. Но чиновники сильно обиделись, решив в следующий раз потерь избегать и спуску ДОСААФ не давать.

Случай представился, когда ДОСААФ стало оформлять в собственность еще два тира — на Львовской и Парадной улицах. Уж тут-то чиновники оторвались по полной и лоб в лоб столкнули ДОСААФ уже не с какими-то там коммерсантами, а с питерским ГУ МВД.

И месть моя страшна...

На первый взгляд все было вполне законно — и аргументы Росимущества выглядели железно: чиновники ведомства увидели, что документы на тиры не переоформлены, объявили здания бесхозными и забрали в федеральную собственность, где они и находятся с 2011 года (в ДОСААФ об этом узнали в 2012-м и признают, что проморгали). В феврале 2013 года Росимущество уже как федеральную собственность передало тиры ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Причем лишь в «оперативное управление».

Да, некрасиво. Могли бы отдать и ДОСААФ. Но где тут нарушение закона?

Оказалось, нарушение есть. Оно, как дьявол, кроется в деталях.

Вот как эту ситуацию трактует юрист:

— Здания признали бесхозными необоснованно. Во-первых, в тирах работали подразделения ДОСААФ, земля под тирами тоже оформлена на ДОСААФ, аренда за нее и коммуналка за пользование помещениями платилась регулярно. Представители Росимущества приходили с проверками, все это видели, однако здания объявили бесхозными. Во-вторых, эти тиры никогда не входили в перечень объектов, построенных за счет государства, на что у ДОСААФ есть документы. И в-третьих, не обладая правоустанавливающими документами на объекты — а их у Росимущества не было, — оно не имело права регистрировать собственность. Как это удалось обойти? А так: в 2011 году Росимущество запросило у ДОСААФ бумаги на эту недвижимость. Их представили. Чиновники выбрали то, что им было нужно — а конкретно акты ввода зданий в эксплуатацию, которые, кстати, доказывали, что тиры строились за счет ДОСААФ, — и внесли эти здания в Реестр федеральной собственности. Затем сделали оттуда выписку. И уже на ее основании зарегистрировали право собственности, хотя выписка из Реестра федеральной собственности не является основанием для государственной регистрации права собственности.

ДОСААФ обратилось в суд. Пока шло разбирательство, сотрудники тиров продолжали работать. Но за пару дней до вынесения решения к тиру на Львовской подъехали 25–30 человек из спецназа МВД во главе с неким генералом.

Очевидцы говорят, бойцы выдавливали людей из здания, применяя силу, сбивая вывески и символику ДОСААФ. Генерал со знанием дела руководил зачисткой.

В ДОСААФ поначалу гадали: к чему было форсировать события накануне объявления судебного вердикта? Все стало ясно, когда в заседании судья спросил: кто сейчас фактически занимает здание? МВД? Отлично... Значит, у ДОСААФ прекратилось право владения.

И суд узаконил то, что кому-то могло показаться незаконным рейдерским захватом.

А чтобы было понятно, из-за чего весь этот сыр-бор, уточню: тиры на Львовской и Парадной улицах — это здания площадью 2000–3000 кв. м, в хороших районах Питера. Эксперты скромно полагают, что каждый такой объект на рынке недвижимости стоит порядка 500 млн рублей.

Нет-нет! Я, конечно, не говорю, что кто-то из МВД, допустим, генерал, что руководил зачисткой, планирует в перспективе через какую-то новоявленную фирмочку этим зданием завладеть, а потом продать. Упаси бог! Мы же знаем: таких людей благодаря реформе МВД в полиции уже нет. Остались исключительно кристальные: в сговор с чиновниками о госимуществе не вступают и с бизнесменами, которых оно способно заинтересовать, дружбы не водят.

Хотя могу предположить, что в период принятия законов об оружии и обучения граждан его владением тиры МВД будут очень кстати. Это ведь миллионы рублей. Но я не сомневаюсь, что все эти деньги пойдут исключительно на благо государства.

Очень уж много в нашем государстве тех, кому надо хорошо кушать. А государство всегда в ответе за тех, кого приручило. Тем более если среди них так много хищников.

Сидят в светлых кабинетах, улыбаются, делают вид, что безобидны и преданны. А не накормишь, тут же покажут оскал и сожрут. Общественное, государственное — им все по зубам. И даже тот, кто думает, что их приручил.

* * *

...Возможно когда-нибудь через много лет, услышав незнакомое слово, мой уже взрослый внук спросит:

— ДОСААФ — это что? Что-то из времен социализма?

— Нет. Это из моей жизни, — отвечу я. Но я не стану ему ничего объяснять про собственность — тиры и аэродромы, — а просто расскажу, как девчонкой бегала в клуб моряков, где мы учили азбуку Морзе, гребли на ялах и ходили в плавание по Волге. Потом, когда в доме появился щенок овчарки, дрессировала его в клубе служебного собаководства. А еще стреляла из «мелкашки», прыгала с парашютом и даже летала в Вязьме на L-39… Все это ДОСААФ — большая, сильная организация. Она выжила в войну, после войны, при социализме и капитализме. А потом захотела стать государственной. И государство уничтожило ее руками своих же чиновников.

…Или все же конец этой истории пока еще способен стать другим?




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer