Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


ДОСААФ пускают с молотка


6 февраля 2014 года Ольга Божьева, Московский Комсомолец


— Что у нас там с ДОСААФ? — подозвал меня редактор. — Имей в виду: статья — в плане. Услышав это, коллега удивленно воскликнула: — ДОСААФ еще существует? Это же что-то из времен социализма: Осоавиахим, ворошиловский стрелок, комсомолец — на самолет! Или на дирижабль? — Смейся, смейся... А ДОСААФ пережило коммунизм, социализм, а теперь дрейфует к властной вертикали, пытаясь выжить в новой России. Но тянет груз прошлого: земли, здания, аэродромы… Масса желающих это отнять. Приходится защищать. И даже с оружием в руках. Серьезно! В Перми, чтоб отстоять здание, сотрудники ДОСААФ вывели на улицу БТРы. Как ДОСААФ пытается сейчас спасти собственность организации от посягательств госчиновников, выяснил журналист «МК».

Очень уж не хотелось ввязываться мне в эту историю… Ну сколько можно писать про имущество ДОСААФ? Снова рвать рубаху и кричать: доколе?! Я это делала не раз. И что изменилось? Только одно: пока организация была общественной, ее дербанили «общественники». Теперь получила статус общественно-государственной, и ее дербанит государство. За что боролись...

Хотя как писал классик: «его пример — другим наука»… Иногда все же интересно заглянуть за красивый плакат, чтобы узнать, как на самом деле выглядит изнанка фраз о патриотизме и поддержке государственных интересов.

Кому в ДОСААФ жить хорошо

Для начала, не углубляясь, напомню: ДОСААФ — Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту — создано в декабре 1953-го слиянием нескольких оборонно-патриотических объединений. Все они процветали не столько за счет взносов, которые «добровольно» платило полстраны, сколько благодаря поддержке государства. Их земли, здания, аэродромы и технику (самолеты, автомобили, БТР) унаследовало ДОСААФ. На этой базе оно развивало военно-технические виды спорта и готовило молодежь к службе в армии.

Рулил всем этим ЦК КПСС, на руководящие посты в ДОСААФ он назначал, вернее, командировал офицеров Минобороны. Для них это считалось большой удачей: должности в ДОСААФ были генеральские, оклады — министерские, привилегии — номенклатурные…

Лафа кончилась в 91-м. ДОСААФ переименовали в РОСТО (Российскую оборонную спортивно-техническую организацию), вместо ЦК ее деятельность стал регламентировать Закон об общественных объединениях, и Генштаб заявил: общественная организация, выполняющая гособоронзаказ — нонсенс! С деньгами начались проблемы.

Плохо было не всем. Многим «прикомандированным» понравилось, что Минобороны их теперь не имеет права контролировать. И они стали имуществом РОСТО распоряжаться по своему усмотрению.

«МК» писал, как тогда в качестве «учебных пособий» за рубеж продавались самолеты, как всего за 2,5 млн рублей частная фирма купила у РОСТО черноморскую базу прямо в центре Новороссийска, как автошколы сдавались торговцам под склады и рынки.

Однажды, готовя статью, я обследовала берег подмосковного водохранилища в поисках «морской школы» РОСТО. Нашла лишь поломанную табличку да разбитый шестивесельный ял. Зато на берегу красовался элитный яхт-клуб с дорогущими ресторанами, а рядом, прямо в водоохранной зоне, — особняк. От воды к нему вел канал, упиравшийся в огромный эллинг. Особняк принадлежал как раз одному из тех «прикомандированных» генералов, что достигли больших успехов в деле торговли имуществом вверенной организации.

Служебная карьера некоторых из них потом все же закончилась обысками и судами. Но отделались они легко — не государство же грабили, всего лишь общественную организацию, так что они сильно и не отпирались.

Помню, на суде генерал-полковник Анохин (он возглавлял РОСТО с 1991 по 2004 год, когда «ушла» большая часть собственности) с ходу согласился с обвинениями: да, прикупил кое-какие мелочи — стройматериалы для дачи, спортивный гидроцикл с прицепом... Прокурор попросил ему полтора года условно, но судья приговорил к штрафу в 100 тысяч рублей, освободив от условного срока по слабости здоровья. На скамье подсудимых генерал выглядел и правда неважно: грустный больной старик. Зачем такому спортивный гидроцикл?..

Под мышкой у государства

Конечно, в РОСТО было достаточно людей, которые продвигали военно-прикладные, авиационные виды спорта, отнимая мальчишек у криминала и улицы, и их было больше. Тем обиднее им было слушать про бесконечные скандалы, сотрясающие РОСТО. Многие тогда надеялись: порядок наступит, если государство возьмет РОСТО под свое крыло. Для этого, говорили, непременно нужен новый статус — общественно-государственной организации.

Что это такое, мало кто представлял, но слово «государственная» завораживало, уводило в легендарное прошлое и сулило перспективы бюджетного финансирования. К тому же считалось, что собственность организации будет уже под защитой госструктур и разного рода аферисты не посмеют на нее посягнуть.

И вот в 2009-м, освободившись от противников сближения с государством, РОСТО получила-таки новый общественно-государственный статус, заодно вернув себе старое название — ДОСААФ.

Председателем Центрального совета стал генерал Сергей Маев. В военной среде к нему относились тепло, в Главном автобронетанковом управлении, которое он раньше возглавлял, его звали: «броне-дед». На тот момент он был в запасе, но руководство Минобороны считало его абсолютно своим и активно лоббировало приход в ДОСААФ.

Маев с энтузиазмом взялся за поручение Владимира Путина: завершить регистрацию имущества ДОСААФ, вернув все, что ушло в чужие руки незаконно.

Что чужое, а что свое определял указ президента от 1994 года. По нему имущество ДОСААФ, построенное за счет средств госбюджета, следовало передать государству, а то, что возводилось самим ДОСААФ, — оставить в собственности организации. Таким образом, государству отходило около 300 объектов (многие в качестве уже федеральной собственности были переданы ДОСААФ в пользование), остальные 6800 признавались собственностью ДОСААФ.

Работой по их регистрации в ДОСААФ занимались давно. Но в нашем чиновничье-бюрократическом государстве она затянулась на годы. Пока суд да дело — часть собственности уплыла. В Санкт-Петербурге, например, из 120 объектов осталось меньше 20.

Генерал Маев планировал тут навести порядок. И, надо признать, неплохо продвинулся. На сегодня из 6300 оставшихся у ДОСААФ объектов не зарегистрированы лишь 459. А с появлением в статусе слова «государственная» Маев вправе был рассчитывать, что быстро закроет тему имущества. Конечно же, при безоговорочной поддержке чиновников госструктур — не чужие ведь теперь.

Но получается, что чужие… Примеров тому масса.

Более десятка раз возвращались документы на регистрацию аэродрома в Серпуховском районе Подмосковья, который уже 40 лет принадлежит ДОСААФ. Но земля — собственность муниципального образования, и там на нее у кого-то, похоже, свои планы.

Такая же ситуация в Уфе: аэродром попал в план городской застройки. ДОСААФ согласилось на выделение другой территории, но пока договаривались, объявились некие «владельцы» аэродрома, которые сейчас хотят продать его городу.

И ведь всем ясно: аферы с имуществом невозможны без участия самих чиновников. Мимо них — никак, если создается фирма с похожим названием и на нее потом перерегистрируется объект ДОСААФ.

В подмосковном Чехове так «ушла» автошкола. Ее новые хозяева сидят в 200 метрах от офиса городской администрации. По просьбе Маева губернатор Громов требовал навести порядок, вернуть имущество ДОСААФ. Безрезультатно. Был Маев и у подмосковного прокурора (впоследствии он стал фигурантом «игорного дела»), тот сказал: «Поймите: такие люди… Что я могу сделать… Вы уж как-то сами разберитесь…»

Против лома нет приема. Только БТР

Короче, новый общественно-государственный статус так и не распахнул для ДОСААФ дверей чиновничьих кабинетов. Организацию продолжали пафосно именовать социально ориентированной, оборонной, спортивной, военно-патриотической... А плату за аренду недвижимости, суммы уплаты налогов выставляли ей как коммерческой. Так, за выполнение гособоронзаказа государство сегодня платит ДОСААФ 2,2 млрд руб., а налогов берет 2,9 миллиарда.

И только схемы увода недвижимости ДОСААФ с изменением статуса приобрели «государственный» оттенок.

— Теперь, когда мы подаем документы на оформление своих объектов, — говорят в Центральном совете, — Росимущество, вместо того чтобы зарегистрировать его на ДОСААФ, пытается перевести объект в госсобственность, чтобы затем отдать какой-нибудь «близкой» структуре.

Так было в Перми. Здание, которое ДОСААФ занимало с 1927 года, Росимущество зарегистрировало как федеральную собственность. Потом передало некоему ФГУП. Оно быстренько перепродало его коммерсантам, те — следующим.

Третий владелец уже считался добросовестным приобретателем, но ДОСААФ пришлось судиться именно с ним.

Накануне 2010 года милиция и судебные приставы решили выкинуть работников ДОСААФ из их здания. Те стали обороняться. Центральный совет их поддержал (в помещении хранились секретные документы планов мобилизации). Из Москвы поступил приказ: «Выставить у входа в здание БТРы и выдать членам ДОСААФ спортивное оружие! Определить зону подхода, предупредив, что после ее пересечения оружие будет применено! И оповестить обо всем губернатора».

Здание отстояли. А после праздников все поостыли — и началась судебная рутина.

— Три года, — говорят в ДОСААФ, — мы бились за то, чтобы признать наше здание объектом федеральной собственности. То есть вернуть его государству. Казалось бы, Росимущество должно безоговорочно нас поддержать? Но нет. Его представители в судах выступали против нас. Но мы выиграли. Суды признали: здание — федеральная собственность, в 1927 году переданная общественной организации, которая по сей день там и находится. А в Росимуществе заявляют: ничего не получите. Отсудили? Отлично! Раз это федеральная собственность, решать будем мы. Так что готовьтесь здание покинуть.

Было в ДОСААФ три тира...

Еще интереснее развиваются сейчас события в Санкт-Петербурге, где между Росимуществом и ДОСААФ идет судебная война за два тира, десятки лет принадлежавших оборонной организации.

В связи с этим в ДОСААФ мне рассказали одну историю. Проверить ее подлинность невозможно, так что будем относиться к ней как к народному фольклору. В конце концов использовать его нам, журналистам, пока еще не запрещено.

Итак: было в питерском ДОСААФ три тира — на Львовской, Аптекарской и Парадной улицах. И вот как-то чиновникам, похожим на тех, что служат Росимуществу, приглянулся тир на Аптекарской. Решили они его прибрать. Да не для себя. Для «нужных людей». С кем надо договорились, оформили и вскоре перепродали тир «нужным людям».

«Нужные люди» были очень богаты. Тир им был ни к чему, только земля под ним. Ее они включили в инвестконтракт и только было собрались строить элитное жилье, как в Москве всполошилось начальство ДОСААФ: дескать, незаконно! Верните тир! И обратилось в суд.

Тир на Аптекарской суд вернул. Что на это чиновникам сказали «нужные люди», чего и сколько потребовали вернуть — мы не знаем. Но чиновники сильно обиделись, решив в следующий раз потерь избегать и спуску ДОСААФ не давать.

Случай представился, когда ДОСААФ стало оформлять в собственность еще два тира — на Львовской и Парадной улицах. Уж тут-то чиновники оторвались по полной и лоб в лоб столкнули ДОСААФ уже не с какими-то там коммерсантами, а с питерским ГУ МВД.

И месть моя страшна...

На первый взгляд все было вполне законно — и аргументы Росимущества выглядели железно: чиновники ведомства увидели, что документы на тиры не переоформлены, объявили здания бесхозными и забрали в федеральную собственность, где они и находятся с 2011 года (в ДОСААФ об этом узнали в 2012-м и признают, что проморгали). В феврале 2013 года Росимущество уже как федеральную собственность передало тиры ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Причем лишь в «оперативное управление».

Да, некрасиво. Могли бы отдать и ДОСААФ. Но где тут нарушение закона?

Оказалось, нарушение есть. Оно, как дьявол, кроется в деталях.

Вот как эту ситуацию трактует юрист:

— Здания признали бесхозными необоснованно. Во-первых, в тирах работали подразделения ДОСААФ, земля под тирами тоже оформлена на ДОСААФ, аренда за нее и коммуналка за пользование помещениями платилась регулярно. Представители Росимущества приходили с проверками, все это видели, однако здания объявили бесхозными. Во-вторых, эти тиры никогда не входили в перечень объектов, построенных за счет государства, на что у ДОСААФ есть документы. И в-третьих, не обладая правоустанавливающими документами на объекты — а их у Росимущества не было, — оно не имело права регистрировать собственность. Как это удалось обойти? А так: в 2011 году Росимущество запросило у ДОСААФ бумаги на эту недвижимость. Их представили. Чиновники выбрали то, что им было нужно — а конкретно акты ввода зданий в эксплуатацию, которые, кстати, доказывали, что тиры строились за счет ДОСААФ, — и внесли эти здания в Реестр федеральной собственности. Затем сделали оттуда выписку. И уже на ее основании зарегистрировали право собственности, хотя выписка из Реестра федеральной собственности не является основанием для государственной регистрации права собственности.

ДОСААФ обратилось в суд. Пока шло разбирательство, сотрудники тиров продолжали работать. Но за пару дней до вынесения решения к тиру на Львовской подъехали 25–30 человек из спецназа МВД во главе с неким генералом.

Очевидцы говорят, бойцы выдавливали людей из здания, применяя силу, сбивая вывески и символику ДОСААФ. Генерал со знанием дела руководил зачисткой.

В ДОСААФ поначалу гадали: к чему было форсировать события накануне объявления судебного вердикта? Все стало ясно, когда в заседании судья спросил: кто сейчас фактически занимает здание? МВД? Отлично... Значит, у ДОСААФ прекратилось право владения.

И суд узаконил то, что кому-то могло показаться незаконным рейдерским захватом.

А чтобы было понятно, из-за чего весь этот сыр-бор, уточню: тиры на Львовской и Парадной улицах — это здания площадью 2000–3000 кв. м, в хороших районах Питера. Эксперты скромно полагают, что каждый такой объект на рынке недвижимости стоит порядка 500 млн рублей.

Нет-нет! Я, конечно, не говорю, что кто-то из МВД, допустим, генерал, что руководил зачисткой, планирует в перспективе через какую-то новоявленную фирмочку этим зданием завладеть, а потом продать. Упаси бог! Мы же знаем: таких людей благодаря реформе МВД в полиции уже нет. Остались исключительно кристальные: в сговор с чиновниками о госимуществе не вступают и с бизнесменами, которых оно способно заинтересовать, дружбы не водят.

Хотя могу предположить, что в период принятия законов об оружии и обучения граждан его владением тиры МВД будут очень кстати. Это ведь миллионы рублей. Но я не сомневаюсь, что все эти деньги пойдут исключительно на благо государства.

Очень уж много в нашем государстве тех, кому надо хорошо кушать. А государство всегда в ответе за тех, кого приручило. Тем более если среди них так много хищников.

Сидят в светлых кабинетах, улыбаются, делают вид, что безобидны и преданны. А не накормишь, тут же покажут оскал и сожрут. Общественное, государственное — им все по зубам. И даже тот, кто думает, что их приручил.

* * *

...Возможно когда-нибудь через много лет, услышав незнакомое слово, мой уже взрослый внук спросит:

— ДОСААФ — это что? Что-то из времен социализма?

— Нет. Это из моей жизни, — отвечу я. Но я не стану ему ничего объяснять про собственность — тиры и аэродромы, — а просто расскажу, как девчонкой бегала в клуб моряков, где мы учили азбуку Морзе, гребли на ялах и ходили в плавание по Волге. Потом, когда в доме появился щенок овчарки, дрессировала его в клубе служебного собаководства. А еще стреляла из «мелкашки», прыгала с парашютом и даже летала в Вязьме на L-39… Все это ДОСААФ — большая, сильная организация. Она выжила в войну, после войны, при социализме и капитализме. А потом захотела стать государственной. И государство уничтожило ее руками своих же чиновников.

…Или все же конец этой истории пока еще способен стать другим?




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer