Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


США запретили поставку чипов для российских спутников


11 марта 2014 года Иван Чеберко, Известия


Как выяснили «Известия», предприятия Роскосмоса уже испытывают на себе санкции со стороны Госдепартамента США, контролирующего поставки за границу продукции военного назначения.

Впервые отказ в праве на закупку электронной компонентной базы последовал в июне прошлого года на фоне скандала с Эдвардом Сноуденом, бывшим сотрудников Агентства национальной безопасности США, выдачи которого американцы требовали от РФ. За истекшие месяцы российская сторона нашла решение проблемы.
 
— В конце весны — начале лета 2013 года, когда возник вопрос со Сноуденом и Сирией, американцы решили «поиграть мышцами». Они запретили поставку элементной базы для космического аппарата «Гео-ИК-2», назвав его военным, — рассказал «Известиям» информированный источник в Роскосмосе. — Тогда же прозвучал намек, что в будущем отказ может коснуться и спутников системы ГЛОНАСС.
 
«Гео-ИК-2» можно назвать военным спутником с натяжкой. Предназначение аппарата — геодезические измерения высокой точности, обеспечение потребности российской науки в обновлении модели Земли и уточнении ее геофизических параметров. Орбитальная группировка системы будет состоять из двух аппаратов. Первый спутник «Гео-ИК-2» был запущен в декабре 2010 года, но из-за нештатной работы разгонного блока был выведен на нерасчетную орбиту. В связи с этим запуск второго аппарата был отложен, а на замену первому ИСС имени Решетнева начали делать новый спутник.
 
Запуск группировки был намечен на 2015 год, однако летом прошлого года обозначились проблемы с комплектующими из США. Генеральный директор «Решетнева» Николай Тестоедов в конце июня прошлого года на авиакосмическом салоне в Ле-Бурже заявил журналистам, что «спутник «Гео-ИК-2» «находится в процессе глубокой переработки, которая связана с его переводом на электронную компонентную базу класса space в соответствии с новыми нормативными документами».
 
7 марта в беседе с корреспондентом «Известий» Тестоедов заявил, что за истекший период решение удалось найти.
 
— Мы демарш американцев парировали полностью — это заняло у нас то количество времени, которое не повлияло на сроки выполнения программы. Мы где-то изменили системные решения, а где-то ушли на элементную базу из других стран. На проекте это никак не отразилось, — отметил он.
 
По словам Тестоедова, намеки американцев относительно запрета поставок электронной компонентной базы (ЭКБ) для ГЛОНАСС на сегодняшний день не реализованы. Однако в условиях конфликта вокруг Крыма Россия готова к любым действиям со стороны американцев. 
 
Экспорт американских (в том числе частично американских, например, прошедших проверку или наладку на территории США) деталей для систем военного и двойного назначения регулируется ITAR (International Traffic in Arms Regulations) — набором правил, устанавливаемых правительством США для экспорта товаров и услуг оборонного характера.
 
В соответствии с правилами ITAR, экспорт ЭКБ категорий military (для использования в военных системах) и space (радиационно стойкие комплектующие) в РФ возможен с разрешения Госдепартамента США.
 
— До лета прошлого года американцы смотрели на поставки ЭКБ для российских средств двойного назначения сквозь пальцы, — говорит собеседник в Роскосмосе. — Деньги есть деньги, а в данном случае мы говорим о поставках на ЭКБ в Россию на $2 млрд в год только в интересах космической промышленности. Были случаи, когда комплектующие официально покупали для одних проектов, но использовали в других. Так, к примеру, приобретались комплектующие для некоторых бортов ГЛОНАСС. Этим ни в коем случае не занимался сам производитель, всё делали посредники. Безусловно, американцы догадывались, для чего на самом деле приобретаются изделия, но делали вид что не замечали. К тому же тотального запрета на поставки для ГЛОНАСС от Госдепа не было. И мне известны сделки, когда американские комплектующие покупались для ГЛОНАСС официально.
 
По словам источника в Роскосмосе, контролируя поставки в Россию, американский регулятор особо не препятствовал продаже комплектующих для космических аппаратов, понимая, что это не наступательные вооружения. При этом ЭКБ для использования в наступательных системах американцы продавать в РФ не соглашались ни на каких условиях.
 
— После отказа американской стороны продать комплектующие для «Гео-ИК-2» недостающие компоненты удалось купить в Европе, — говорит источник в космическом агентстве. — У европейских поставщиков принципиально меньше денег, чтобы заниматься запретами на поставки. Но в случае если на фоне украинских событий проблемы начнутся и с европейскими производителями, будет рассмотрен вариант импорта из Китая.
 
Сегодня предприятия Роскосмоса ЭКБ из Китая не используют. Поэтому уровень их качества достоверно неизвестен. В то же время космическая программа КНР развивается быстрыми темпами и уровень аварийности изделий китайского космопрома в последние годы ниже, чем у российских.
 
— Сегодня мы не можем подтвердить уровень качества китайской элементной базы ни по одному элементу, — говорит представитель Роскосмоса. —« Но в ближайшие три месяца, если будет финансирование со стороны заинтересованных заводов-производителей, мы готовы дать информацию об уровне их элементной базы по критериям надежности и радиационной стойкости. Главное, что китайцы принципиально готовы поставлять нам элементную базу для космических нужд. С одной оговоркой: они готовы ее поставлять сюда через одну, максимум две структуры, чтобы избежать неразберихи среди поставщиков и посредников.
 
Американцы давно вообще не поставляют в Китай ЭКБ категорий space и military из опасений, что их начнут дублировать. Поэтому Китай был вынужден переходить на свою элементную базу. Сейчас Китай в своих спутниках использует до 98% комплектующих собственного производства.
 
— Кризис с приобретением ЭКБ может указать нам и путь к развитию, — говорит Иван Моисеев, научный руководитель Института космической политики. —Про спутники «Глонасс-М» говорили, что там от 75 до 80% западных комплектующих. И по другим аппаратам картина схожая. Возможный выходом — прекратить выпускать устаревшие спутники, а средства пустить на создание собственной ЭКБ. Пусть поначалу она будет отставать от западной, но зато это будет платформа для дальнейшего развития. Тем более что деньги на возрождение микроэлектроники и так выделяются, но многие проекты вязнут в бюрократическом потоке.
 
Отметим, что санкции со стороны США уже коснулись наземного сегмента ГЛОНАСС. В феврале 2013 года Роскосмос сообщил о принципиальном согласии американцев разместить на своей территории станции сбора измерений системы дифференциальной коррекции и мониторинга ГЛОНАСС. Однако осенью прошлого года американцы официально отказались размещать у себя любое оборудование для уточнения характеристик российской навигационной системы.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer