Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Военные тайны Второй мировой


11 марта 2014 года Борис Соколов, Военно-промышленный курьер


Книга известных историков авиации Александра Заблотского и Романа Ларинцева посвящена военно-транспортной авиации люфтваффе. Авторы описывают главным образом деятельность немецкой авиации на советско-германском фронте. Другие театры боевых действий характеризуются только применительно к 1939–1941 годам.

В книге рассказывается как о наиболее масштабных, так и о краткосрочных «воздушных мостах» люфтваффе к большим и малым «котлам». Особое внимание обращается на организационно-командную структуру германской военно-транспортной авиации, тактику ее применения, особенности использования различных типов самолетов для транспортных операций, равно как и влияние военно-транспортной авиации на ход наземных боевых действий.
 
Военные тайны Второй мировой
 
Интересен рассказ о неудачной попытке немцев высадить воздушный десант на Моонзундские острова – единственной за все время войны против СССР. Шесть попавших в плен десантников коммандос из полка «Бранденбург», включая двоих раненых, были расстреляны на месте, хотя и действовали в немецкой форме. Не хочу в чем-то обвинять советских защитников Моонзундских островов, война есть война. Но следует напомнить, что ряд германских офицеров и генералов были расстреляны по приговору трибуналов союзников по антигитлеровской коалиции по обвинению в том, что они выполняли приказ Гитлера о расстреле захваченных в плен американских и британских коммандос.
 
Заблотский и Ларинцев не ставили себе задачу осветить ход наземных операций, но из их книги мы узнаем немало нового и интересного о таких малоисследованных в отечественной историографии сражениях, как битвы за Демянск и Великие Луки. Эти «котлы» смогли так долго продержаться (соответственно 95 и 49 дней) только благодаря снабжению по воздуху. Но в описании борьбы за Великие Луки есть и некоторые неточности.
 
Авторы книги полагают, что для немцев удержание Великих Лук имело не столько стратегическое, сколько моральное значение, поскольку из-за обстрела советской артиллерией в качестве железнодорожного узла город все равно нельзя было использовать. Но можно предположить, что немцы не хотели, чтобы советская сторона могла использовать его после освобождения в качестве центра коммуникаций, так что определенный стратегический смысл в удержании Великих Лук все-таки был.
 
В книге содержится утверждение, будто окруженный здесь противник получил «250 эстонцев из 8-го Эстонского корпуса, перешедших на его сторону 28 декабря… Если это не пропагандистская «утка», то «горячие эстонские парни» выбрали не лучшее время и место для перехода к новым «боевым камрадам». Среди вырвавшихся из кольца эстонцев не было. Вряд ли красноармейцы стали церемониться с попавшими к ним в руки перебежчиками».
 
Это никоим образом не геббельсовская «утка». Донесение о переходе к немцам 250 бойцов 249-й эстонской дивизии 28 декабря 1942 года составил Аугуст Пуста, комиссар 8-го Эстонского стрелкового корпуса, но эти 250 «горячих эстонских парней» бежали не в «котел», а к немецкой деблокирующей группировке, и судьба их была вполне благополучна.
 
Это не значит, что в «котел» эстонцы не бежали. По информации одного из руководителей прогерманской Эстонской полиции безопасности Эдуарда Раига, всего во время сражения за Великие Луки к немцам перешли или были взяты в плен 1887 эстонцев, в том числе 1204 человека – на внешнем фронте окружения и 683 человека – непосредственно в «котел». 1204 пленных были эвакуированы в тыл и освобождены 6 мая 1943 года с предоставлением месячного отпуска и обязательством служить в германской армии, которое, правда, подавляющее большинство не выполнило.
 
Судьба эстонцев, оказавшихся в «котле», была не столь завидна, но и не столь трагична, как полагают Заблотский и Ларинцев. Одному из перебежчиков – Иоанну Саарнииту посчастливилось перебежать к немцам дважды. Второй раз – в мае 1943 года под Смоленском. Он рассказал, что для немцев в Великих Луках они не были желанным подарком. Саарниит утверждал в мемуарах, что перебежчиков в Великих Луках было около 900, а когда они вновь попали в руки советских солдат, половину отправили в штрафные роты. Однако судя по документам, дезертиров было лишь 683 человека, а расстреляли из них, по данным особого отдела 8-го Эстонского корпуса, не более 54 человек. При этом в штрафные роты официально направлены всего 29 человек, но еще 147 человек были приговорены к пяти – десяти годам лагерей, что в условиях войны означало те же штрафные роты. Можно предположить, что остальные пленные и перебежчики, освобожденные в Великих Луках, были зачислены обратно в свои части.
 
Данные же о потерях Эстонского корпуса в ходе боев под Великими Луками весьма показательны. Согласно донесению командира 8-го Эстонского корпуса генерал-майора Лембита Пэрна от 20 января 1943 года, потери с 9 декабря 1942-го до 19 января 1943-го составили 2351 убитыми и 9560 ранеными, а всего 11 911 человек (о пропавших без вести генерал предпочел умолчать). А вот по донесению начальника Особого отдела корпуса Йоханнеса Типнера, потери корпуса в сражении за Великие Луки составили 3255 убитыми, 9721 ранеными и 3365 пленными, дезертирами и пропавшими без вести, а всего 16 253 человека. Если официальные потери советских войск в Великолукской операции, основанные на генеральских донесениях, отличаются от реальных в той же пропорции, как и у эстонского корпуса (по общим потерям – в 1,4 раза, а по безвозвратным – в 2,8 раза), то истинные потери Красной армии в сражении за Великие Луки можно оценить в 145,6 тысячи, в том числе 88,7 тысячи безвозвратно.
 
Оценка Заблотским и Ларинцевым потерь немцев в борьбе за Великие Луки в 25–30 тысяч человек, в том числе около 10 тысяч убитыми, пропавшими без вести и пленными, кажется близкой к действительности по части безвозвратных потерь, но является завышенной в полтора-два раза по числу раненых. Соотношение по общим потерям оказывается 7,7:1, а по безвозвратным – 8,9:1.
 
Описывая Сталинградский «мост», авторы книги вполне резонно полагают, что вплоть до неудачи прорыва к окруженным деблокирующей группировки Гота накануне Рождества 1942 года снабжение армии по воздуху должно было лишь поддержать жизнедеятельность армии Паулюса в условиях относительно спокойной обстановки на фронте. На то, чтобы обеспечить ведение 6-й армией полноценных боев в условиях полномасштабного советского наступления с целью ликвидации «котла», «воздушный мост» изначально не был рассчитан. Командование 4-го воздушного флота и 8-го авиакорпуса, занимавшихся снабжением моста, изначально считало задачу невыполнимой, равно как и не рассчитывало на быструю деблокаду. Главным минусом для немцев было то, что 6-я армия оставалась окруженной в Сталинграде сравнительно небольшими силами, в то время как ее дивизии были остро нужны на Дону, где рушился фронт, занимаемый германскими союзниками.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer