Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как ищут в море самолеты


11 марта 2014 года Павел Котляр, Газета.ru


Поиски пропавшего Boeing 777 ведут четыре десятка самолетов и столько же судов. «Газета.Ru» разбиралась, как в наши дни ищут пропавшие в море самолеты.

Несмотря на то что с момента пропажи малайзийского лайнера Boeing 777 в Южно-Китайском море пошли уже четвертые сутки, найти обломки или малейшие следы, указывающие на место падения самолета, пока не удалось.
 
Оказалось, что ни масляные пятна, найденные вскоре после ЧП, ни белый предмет, который приняли за дверь пропавшего самолета, не имеют отношения к малайзийскому лайнеру, на борту которого находились 239 человек.
 
По словам экспертов, в связи с широтой охвата поисков обломки самолета могут лежать на глубинах и 100 метров, и километр. На таких глубинах надеяться на то, что элементы самолета будут найдены радарами с пролетающих самолетов, не приходится.
 
«Мелко — вовсе не означает просто… Я могу вспомнить много случаев, когда океан сильно затруднял поиски самолета», — уверен Дэвид Галло, руководитель операции по поиску упавшего в Атлантику самолета рейса 447 компании Air France. В ходе первой фазы операции специалисты пытаются поймать ультразвуковой сигнал от бортовых самописцев, которые в случае аварии излучают его в течение 30 дней, пока не разрядятся батареи.
 
По словам Галло, сигнал этого излучателя плохо ловится на мелководье, будучи заглушенным излучением от кораблей.
 
Кроме того, дно моря «просеивается» звуковыми сонарами, и одновременное участие в этом многих команд может привести к затруднениям. «Это похоже на симфонию. Надо, чтобы все участники играли на одной ноте одновременно», — сказал он. Поиски осложняются тем, что морские течения и ветер могут уносить обломки и следы катастрофы далеко от места падения судна на многие мили.
 
По словам Кипа Ширмана, профессора Орегонского университета, изучающего течения в Южно-Китайском море, эти течения и муссоны могут относить плавающие на поверхности предметы на 50 миль в день.
 
«Март — это переходный период, так что течения могут быть непредсказуемы», — уверен он.
 
Между тем во вторник малайзийские власти расширили зону поисков самолета до Малаккского пролива, учтя то обстоятельство, что самолет мог начать разворот к точке вылета. Поиски ведутся также и на земле.
 
Сегодня в поисковой операции задействованы силы десяти стран, включая Вьетнам, Францию, Индонезию, Австралию, Китай и США. Поскольку большая часть пассажиров — китайцы, Пекин направил к предполагаемому месту крушения три поисковых корабля.
 
Кроме того, Китай привлек к проведению поисковой операции 10 своих спутников, задействованных в дистанционном зондировании Земли.
 
США направили с базы в Окинаве противолодочный самолет P-3C, способный вести поиски 10 часов без перерыва, и эскадренный миноносец «Пинкни», чьи вертолеты MH-60 Seahawk могут использовать свои инфракрасные камеры для поисков ночью.
 
«P-3C и MH-60 снабжены радаром дальностью до 3 тыс. метров, который смотрит вниз и замечает даже мелкие неметаллические предметы размером с баскетбольный мяч. К примеру, вчера мы нашли кое-что интересное, но это оказалось деревянным ящиком», — рассказал представитель командования флота Уильям Маркс. Пока тщетность всеобщих усилий признают и сами участники поисков.
 
Ситуация с Boeing 777 действительно многим напомнила катастрофу пятилетней давности над Атлантикой. Тогда самолет авиакомпании Air France упал в океан спустя три часа после вылета из-за обледенения трубок Пито, измеряющих скорость, и последующего падения в режиме сваливания с высоты 11 км.
 
Тогда поисковикам потребовалось пять суток на то, чтобы найти обломки самолета, и два года, чтобы поднять с глубины почти 4 км бортовые самописцы.
 
Однако, несмотря на различные технические нововведения, наука поиска пропавших в море самолетов, видимо, мало продвинулась в своих методах. Современные самолеты снабжены автоматическими радиобуями ELT (Emergency Locator Transmitter), которые автоматически подают радиосигналы в случае крушения. Эти сигналы фиксируются международной спутниковой поисково-спасательной системой «Коспас-Сарсат», разработанной еще в годы «холодной войны» СССР, США, Канадой и Францией. Но практика показала, что такие маяки срабатывают не всегда, к примеру, при сильном разрушении воздушного судна. Аналогичные маяки, устанавливавшиеся ранее в хвостовых балках вертолетов Ми-8, часто не срабатывали при повреждении питания. Это заставило снабдить радиобуи независимыми источниками.
 
Кроме того, сегодня западные авиакомпании устанавливают на свои самолеты передатчики системы ACARS (Aircraft Communications Addressing and Reporting System), которые через спутник передают на землю информацию о полете. Основная их цель не сбор данных об аварийной ситуации, а передача на землю сообщений об отказах, чтобы еще во время полета наземные службы могли подготовиться к приему воздушного судна.
 
И сегодня остро встает вопрос о том, чтобы эта система могла в режиме реального времени транслировать больший поток информации и в конечном счете заменить собою «черные ящики», традиционные средства объективного контроля.
 
Кстати, такой передатчик был установлен на упавшем в Атлантику А-330. Сегодня эта система не помогает установить место крушения, а объем передаваемых данных существенно ниже тех, что фиксируются самописцами. Поэтому узнать, упал Boeing 777 из-за технической неисправности или на этом рейсе действительно мог реализоваться сценарий романа Артура Хейли «Аэропорт», специалисты смогут, лишь подняв «черные ящики».
 
«По этому поводу есть философская фраза, что человечество отлично знает, что происходит на высоте тысячи километров, но не знает, что находится на глубине нескольких метров под землей или водой», — пояснил «Газете.Ru» один из экспертов авиационной отрасли.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer