Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Мне сверху видно все


13 марта 2014 года Василий Сычев, Lenta.ru


Североатлантический альянс 12 марта 2014 года направил к границе Украины два самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-3A Sentry. Они курсируют над территорией Польши и Румынии и занимаются сбором информации об обстановке в Крыму. В общей сложности авиация НАТО располагает 17 самолетами типа E-3, базирующимися в Гайленкирхене (Германия) под люксембургской регистрацией. «Лента.ру» выяснила, какие самые распространенные самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления стоят сегодня на вооружении ВВС и ВМС разных стран мира.

За рубежом самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) принято называть AEW&C (Airborne Early Warning and Control; авиационное раннее предупреждение и управление) или AWACS (Airborne Early Warning and Control System; авиационная система раннего предупреждения и управления). Сейчас летательными аппаратами такого класса располагают 23 страны, включая США, Россию, Индию, Израиль, Пакистан, Грецию, Францию и Таиланд. Как правило, самолеты ДРЛОиУ отвечают за сбор информации о воздушном движении, но могут использоваться и для обнаружения наземных целей.
 
Преимущество самолетов ДРЛОиУ — высокая мощность их радиолокационного оборудования, которое позволяет получать оперативные сведения о летательных аппаратах противника без захода в зону действия большинства систем его противовоздушной обороны. В зависимости от типа этого оборудования, а также высоты полета летательных аппаратов противника самолеты ДРЛОиУ могут обнаруживать и сопровождать воздушные цели на дальности, превышающей 650 километров. Количество таких целей может достигать сотни. Самолеты могут координировать действия ВВС и предоставлять войскам оперативные данные.
 
Один самолет ДРЛОиУ с высоты полета девять тысяч метров может вести наблюдение за территорией площадью до 312 тысяч квадратных километров. В частности, три американских «авакса» E-3C могут обеспечить постоянный радиолокационный обзор воздушного пространства над всей Центральной Европой. При этом зоны обнаружения самолетов будут пересекаться. Наконец, летающие радары позволяют сделать менее заметными для противника дружественные истребители, поскольку последним практически не нужно пользоваться собственными радиолокационными станциями.
 
Высокая эффективность самолетов ДРЛОиУ делает их приоритетной целью для авиации противника, поэтому они редко выполняют полеты вне зоны действия союзных систем ПВО или без прикрытия истребителей. Созданные, как правило, на базе больших военно-транспортных самолетов или пассажирских лайнеров, летающие радары не отличаются высокой маневренностью и могут стать легкой мишенью для истребителей противника. Кроме того, самолет ДРЛОиУ, являющийся мощным источником радиоволнового излучения и имеющий внушительные размеры, хорошо заметен для радаров систем ПВО и может быть обнаружен противником.
 
Сегодня во всем мире насчитывается более 230 самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления. «Лента.ру» подготовила краткий обзор пяти самых распространенных типов, стоящих на вооружении не только ВВС, но и ВМС разных стран мира. Рейтинг составлялся на основе данных об активном летном составе ВВС и ВМС, подготовленных Международным институтом стратегических исследований, авиационной базы данных Flightglobal MiliCAS и портала GlobalSecurity. При расчете использовался усредненный показатель количества самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления.
 
E-2 Hawkeye
 
Палубный самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-2 Hawkeye был разработан во второй половине 1950-х и совершил первый полет в 1960 году; на вооружение ВМС США он поступил в 1964-м. Сегодня это самый распространенный тип летающих радаров, он стоит на вооружении пяти стран мира — США, Египта, Тайваня, Франции и Японии. В активном летном составе ВВС и ВМС этих стран числится в общей сложности 92 самолета E-2C/D/K/T. Часть из них проходит программу модернизации — получает новое бортовое радиоэлектронное оборудование, доработанные радары и системы идентификации «свой-чужой».
 
Наиболее распространен E-2C. При длине 17,5 метра, размахе крыла 24,6 метра и высоте 5,6 метра он способен развивать скорость до 598 километров в час. Боевой радиус самолета составляет 320 километров, продолжительность патрулирования — до четырех часов. Самолет оснащен вращающейся антенной импульсно-доплеровской радиолокационной станции в обтекателе над задней частью фюзеляжа. E-2С способен обнаруживать воздушные цели типа «самолет» на дальности до 540 километров или крылатые ракеты на дальности до 260 километров.
 
Сейчас ведется разработка усовершенствованного самолета E-2D, который будет оснащен новым радаром APY-9 с активной фазированной антенной решеткой, новыми системами радиосвязи, интегрированной системой спутниковой связи и «стеклянной» кабиной пилотов. Несколько самолетов мелкосерийного производства уже переданы американским военным, проводятся их оценочные испытания. Как ожидается, усовершенствованные E-2D с увеличенной дальностью обнаружения воздушных целей будут приняты на вооружение американских ВМС в 2015 году. Пока они планируют приобрести 75 летающих радаров такого типа.
 
E-3 Sentry
 
Летающий радар E-3 Sentry разработан американским авиастроительным концерном Boeing в первой половине 1970-х на базе грузового лайнера Boeing 707-320. Первый полет состоялся в 1976-м, а уже в 1977-м E-3 поступили на вооружение ВВС США. По распространенности самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления такого типа уступают только E-2 Hawkeye. Они стоят на вооружении четырех стран (Великобритании, США, Саудовской Аравии и Франции), а также авиации НАТО. Сейчас полеты выполняют в общей сложности 64 летающих радара типа E-3A/C/D/F. В составе Королевских ВВС Великобритании они получили обозначение AEW.1.
 
Следует отметить, что к семейству E-3 можно отнести и японские самолеты дальнего радиолокационного обнаружения E-767 AEW&C, созданные на базе пассажирского лайнера B767, но с использованием радиолокационного оборудования Sentry. Воздушные силы самообороны Японии выполняют полеты на четырех радарах этого типа.
 
E-767 имеет 46,6 метра в длину, 12,6 метра в высоту, размах крыла — 44,4 метра. Самолет способен развивать скорость до 855 километров в час, его боевой радиус составляет 1,6 тысячи километров. Sentry может вести патрулирование на протяжении шести часов без дозаправки и обнаруживать высоколетящие цели типа «самолет» на дальности до 650 километров. Аппарат оборудован импульсно-доплеровской радиолокационной станцией кругового обзора, вращающаяся антенна которой установлена в обтекателе над хвостовой частью фюзеляжа. Кроме того, на E-3C есть и вспомогательный радар обзора нижней полусферы для обнаружения низколетящих самолетов и вертолетов.
 
А-50
 
Разработкой самолета ДРЛОиУ А-50 занимался Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева в середине 1970-х. Аппарат, созданный на базе военно-транспортного Ил-76МД, совершил первый полет в 1978 году, а в 1989-м поступил на вооружение. Сегодня летающие радары А-50/У/ЭИ в количестве 29 единиц стоят на вооружении России и Индии. Индийская версия создана на базе модернизированного Ил-76МД с двигателями ПС-90А-76 и импульсно-доплеровской радиолокационной станцией EL/M-2075 израильской компании Elta Systems. Разрабатывался и вариант А-50И для Китая, однако этот проект не был завершен. Необорудованный Ил-76 был передан Пекину и позднее оснащен китайской системой KJ-2000.
 
А-50 при длине 48,3 метра, размахе крыла 50,5 метра и высоте 14,8 метра способен выполнять полеты на скорости в 800 километров в час, продолжительность его полета составляет около девяти часов. Самолет оборудован радиотехническим комплексом «Шмель» с импульсно-доплеровской радиолокационной станцией. Он может обнаруживать воздушные цели типа «бомбардировщик» на дальности до 650 километров, типа «истребитель» ─ до 300 километров и крылатые ракеты на дальности до 215 километров. Он же может использоваться и для обнаружения наземных целей на дальности до 250 километров. Сейчас на вооружение ВВС России поставляются модернизированные самолеты А-50У.
 
Базовая версия А-50 способна одновременно сопровождать до 300 целей и обеспечивать управление 30 истребителей. В модернизированном А-50У количество сопровождаемых целей было увеличено. Еще одним отличием А-50У стало появление на борту комнат отдыха для экипажа и буфета с бытовой техникой.
 
KJ-200
 
Про китайский самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления KJ-200 известно немного. Предположительно он разрабатывался с начала 2000-х, а на вооружение ВВС Китая поступил в 2009 году. Самолеты вооружены 15 KJ-200, разработанными на базе военно-транспортного самолета Y-8 (измененная копия советского Ан-12). Двумя летающими радарами на базе Y-8 также располагают ВВС Пакистана, однако их самолеты оснащены радиотехническим комплексом ZDK-03, экспортной версией KJ-2000 в дискообразном обтекателе. Некоторое время назад возможностью покупки KJ-200 интересовалась Венесуэла, однако контракт на поставку самолетов пока не подписан.
 
KJ-200 способен развивать скорость до 650 километров в час и выполнять полеты на расстояние до 5,6 тысячи километров. Предположительно он оснащен импульсно-доплеровской радиолокационной станцией в обтекателе, внешне похожем на шведские системы Ericsson Erieye. Шведские системы имеют радар с активной фазированной антенной решеткой и устанавливаются на самолеты Saab 340 или Saab 2000. На китайском самолете продольный обтекатель антенны радара установлен над центральной частью фюзеляжа. Предполагают также, что KJ-200 оснащен американскими турбовинтовыми двигателями PW150B и радиоэлектронным оборудованием Honeywell.
 
B737 AEW&C
 
Проект летающего радара B737 AEW&C начался в 2000 году, когда министерство обороны Австралии заказало у американского концерна Boeing разработку самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления. B737 AEW&C выполнил первый полет в 2004 году и поступил на вооружение ВВС Австралии в 2009-м. Сегодня самолеты этого типа стоят на вооружении Австралии, Турции и Южной Кореи, их общее число насчитывает 11 единиц. На вооружении этих стран самолеты получили обозначения Wedgetail, Peace Eagle и Peace Eye соответственно.
 
B737 AEW&C создан на базе пассажирского лайнера B737-700IGW и изначально был заявлен как упрощенная версия E-3 Sentry. Этот аппарат длиной 33,6 метра, высотой 12,5 метра и с размахом крыла 35,8 метра способен выполнять полеты на скорости до 850 километров в час, дальность полета составляет 6,5 тысячи километров. B737 AEW&C оснащен радаром MESA с электронным сканированием, который способен одновременно обнаруживать воздушные и морские цели, а также осуществлять управление истребителями. Дальность обнаружения воздушных целей типа «бомбардировщик» составляет 600 километров, истребителей ─ 370 километров, а фрегатов ─ 240 километров.
 
Самолет американской разработки может одновременно сопровождать до 180 целей и осуществлять управление 24 истребителями. Летающий радар также оснащен оборудованием радиоэлектронной разведки, которое с высоты полета в девять тысяч метров позволяет обнаруживать источники радиоволнового излучения на дальности до 850 километров.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer