Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как заработать на перелетах олигархов


5 марта 2014 года Максим Бироваш , Forbes Украина


В кабинете основателя авиакомпании «Аэростар» Шахреддина Аскерова идет внеплановый разбор полетов. Его гости – пилоты обанкротившегося на днях одного из авиаперевозчиков. Прощаясь, бизнесмен жмет им руки: «Будем работать вместе!» Профессионалы Аскерову нужны всегда. «Аэростар» организует персональные рейсы для политиков, крупных бизнесменов и звезд шоу‑бизнеса – сервис должен быть на уровне. К услугам VIP‑пассажиров 19 комфортабельных бизнес‑джетов. В прошлом году выручка компании составила $6 млн.

Президент «Аэростара» стоял у истоков создания украинской деловой авиации, а его компания почти за 20 лет работы пережила более десятка конкурентов. «Аскеров – талантливый продавец, уникальный переговорщик, он умеет приспосабливаться»,  – объясняет директор компании‑конкурента «Центр деловой авиации» Юрий Гребенкин.

Аскеров  – человек в авиации не случайный. Авиаконструктор по образованию, в начале 1990‑х он разрабатывал самолеты для малой авиации в киевском конструкторском бюро «Авиатехника». В Украину тогда начали наведываться состоятельные иностранцы. Один из них как‑то заглянул в КБ и на ломаном русском пытался заказать авиатакси до Донецка. «Узнав, что мы проектируем малые суда, к нам стали приходить люди, которые хотели летать туда, куда нужно им, а не куда летают самолеты», – вспоминает 47‑летний Аскеров.

Появился спрос на услугу, которой в стране не было. Молодой инженер решил этим воспользоваться. В 1993 году он занялся авиаброкерством. Суть бизнеса была в том, чтобы находить индивидуальных клиентов для перевозчиков, у которых имелись небольшие советские самолеты Ан‑28, Як‑40 или чехословацкие Л‑410. За каждый такой рейс посредник получал 5–6% от суммы заказа. Летали в основном в крупные промышленные города: Запорожье, Мариуполь, Харьков, Донецк и Днепропетровск. За два года Аскеров организовал около 3000 бизнес‑перелетов, заработав $750 000.

Но была одна проблема  – брокер не имел права распоряжаться чужим авиапарком. Владелец самолета в любой момент мог отказаться его предоставить, и рейсы срывались. Когда такие случаи стали нормой, Аскеров решил создать собственную авиакомпанию.

«Аэростар» появился в 1995 году. Предприниматель арендовал у региональных авиа­перевозчиков один Л‑410 и два Як‑40. Заработанных денег хватило, чтобы превратить ветхие самолеты в аналоги современных бизнес‑джетов. Тут помог опыт авиаконструктора. «По сути, нам нужно было переделать автобус «Богдан» в Mercedes, причем так, чтобы те, кто в него сядет, не заметили разницы»,  – утрирует авиатор. Цена модернизации одного самолета начиналась с $60 000. Подрядчиком стал Белорусский авиаремонтный завод.

Квалифицированных пилотов Аскеров заманил в компанию деньгами. Была придумана новая для того времени система мотивации, где каждый рейс оплачивался в зависимости от налета часов и расстояния. Минимальная ставка его летчиков составляла $5000  – на треть выше, чем у конкурентов. «Это был сильный ход  – у частных компаний такого тогда не было»,  – вспоминает директор авиаброкера Stronding Air Сергей Плотницкий.

Похожим способом Аскеров собрал на рынке лучших аналитиков. Его специалисты могли быстро рассчитать оптимальный маршрут для каждого рейса. Отдельная группа вела переговоры с чиновниками Украэроруха об оперативном предоставлении воздушных коридоров. «Как‑то я встретил англичан в Борисполе, а они уже знали от своих коллег, что быстро добраться во Львов можно было только на самолетах «Аэростара»,  – вспоминает директор компании «Троттола» Ярослав Рущишин. «Троттола» управляет девятью фабриками во Львовской и Ровенской областях, и Рущишин часто заказывал самолеты «Аэростара» для инвесторов из Великобритании.

Кадровая политика себя оправдала. За три года работы «Аэростар» занял 80% рынка деловой авиации. В 1998-м его выручка составила $17,5 млн.

В 2004 году, когда у «Аэростара» было уже 11 арендованных «яков», рынок преподнес сюрприз. Буквально за пару месяцев цена авиатоплива выросла на 80%  – до $1000 за тонну. Час полета на прожорливых советских бизнес‑джетах подорожал вдвое  – до $2000. Компания потеряла часть клиентов. «Наши вчерашние пассажиры просто надевали спортивный костюм и шли в общий зал аэропорта, а не к нам»,  – вспоминает Аскеров.

Предприниматель не растерялся  – он принялся обновлять авиапарк, взяв в оперативный лизинг четыре новых самолета: по два французских Falcon 20 и американо‑немецких Fairchild‑Dornier 328JET. Каждый борт обходился компании в $30 000–80 000 в месяц, что, по словам бизнесмена, было ей вполне по силам. Новые суда летали быстрее и потребляли гораздо меньше топлива. Бортовые компьютеры разгружали летчиков, поэтому отпала необходимость в запасных экипажах на обратный путь. Это позволило сократить штат со 190 до 70 человек. Оставшиеся «яки» использовались только на внутренних рейсах, доля которых сократилась до 40%. Остальное приходилось на Европу. Новые самолеты быстро прошли сертификацию в ЕС и пользовались повышенным спросом среди украинских VIP‑туристов.

Особо состоятельные клиенты заказывали полеты за океан. «Аэростар» получил право на использование Falcon 900, который способен без посадки долететь из Киева в Нью‑Йорк с 12 пассажирами на борту. «На украинском рынке наличие такой машины влияло на репутацию компании»,  – рассказывает шеф‑редактор отраслевого журнала Business Aviation Андрей Власов.

Средний чек на фрахт бизнес‑джета начинается от $5000 за час полета. Верхний предел зависит от расстояний. К примеру, полет по маршруту Киев  – Одесса  – Киев облегчит кошелек пассажира на $10 000–15 000, перелет из Украины в Таиланд  – на $200 000, а рейд по Японским островам обойдется примерно в полмиллиона евро.

Клиентов Аскеров не называет  – в его бизнесе это запретная тема. По словам предпринимателя, в разное время к нему обращалась почти вся политическая и деловая элита страны. К примеру, в 2011 году два борта Dornier у «Аэростара» заказало государственное авиапредприятие «Украина», которое обслуживает первых лиц страны. Цена вопроса  – 2,3 млн гривен. «На Евро‑2012 я летал по восемь часов в день на протяжении 18 месяцев, и «Аэростаром» в том числе»,  – говорит бывший вице‑премьер‑министр Украины Борис Колесников, отвечавший за подготовку и проведение Евро‑2012. О паре звездных пассажиров Аскеров все же проговорился: «Под нашими позывными летали певица Патрисия Каас и президент ЕБРР Жан Лемьер».

Сегодня в распоряжении «Аэростара» три лизинговых самолета: один Beechcraft King Air 350 и два Fairchild‑Dornier 328JET. Еще 16, среди которых Falcon, Cessna, Challenger, Hawker, находятся у компании в управлении. Что это значит? По оценкам игроков рынка, личные самолеты есть у 60–90 украинцев. Но регулярно ими пользуются далеко не все. Примерно треть этого авиапарка сдается в управление авиакомпаниям. С согласия собственников «Аэростар» может возить на них своих клиентов. Выгода владельца в том, что компания делится с ним прибылью.

За 15 лет доля «Аэростара» на рынке сократилась вдвое. «У рынка нет большого потенциала роста, так как он имеет ограниченное количество пользователей»,  – рассуждает эксперт Центра транспортных стратегий Александр Кава. Кто‑то из бывших клиентов Аскерова ушел к конкурентам. Часть пересела на свои самолеты, а часть  – наоборот, на рейсовые. Деловую авиацию сильно подкосил кризис. В 2008 году на этом рынке было шесть активных игроков, сегодня  – вдвое меньше.

«Аэростар», на долю которого приходится 39% рынка, делит его с компаниями «Аэро‑Чартер» и «Челендж Аэро». Последняя зарабатывает в основном на техобслуживании воздушных судов. Еще один конкурент  – «Центр деловой авиации»  – прекратил полеты в 2012‑м. В управлении у компании было семь чужих бортов. Но она не смогла вовремя рассчитаться с подрядчиками за техобслуживание. Возник конфликт с хозяевами самолетов, которые перевели их к другому оператору.

Аскеров застраховался от такого сценария. 60% выручки ему обеспечивают три самолета, взятые в лизинг, на которых компания сможет летать, даже если собственники остальных судов решат их забрать или продать. Впереди у украинских авиаторов новое потрясение. Весной 2015‑го должен заработать договор «Открытое небо», который впустит на рынок европейских конкурентов. Аскеров готов и к этой неприятности. Он вывел в отдельный бизнес одно из подразделений «Аэростара»  – хэндлинг. Это наземное обслуживание воздушных судов: заправка топливом, водой, загрузка бортового питания, постановка в ангар, уборка салона. «Конкурировать в небе с европейскими компаниями будет непросто, но на земле им потребуется налаженная система сервиса. Это шанс для Аскерова сохранить свое место на рынке»,  – считает Плотницкий.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBc4ES
Объявление: http://courier.youdo.com/gifts-delivery/ тут.
Перевозка грузов: http://perevozki.youdo.com/evacuation/price/evac/zakm/ по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer