Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Ак Барс Аэро": спасибо за прибыль бюджету и бизнес-джетам


11 апреля 2014 года Тимур Латыпов, Виктор Османов, Бизнес Online


Авиакомпания «Ак Барс Аэро» (АБА) опубликовала на днях свою бухгалтерскую отчетность по итогам прошлого года, согласно которой выручка компании выросла на 12,6%. При этом поступления от непосредственно авиаперевозок увеличились на 19,4%. Однако в отличие от сегмента бизнес-авиации, где только один вертолет Eurocopter принес «чистыми» 42 млн. рублей, общие перевозки оказались низкорентабельными. Как выяснили корреспонденты «БИЗНЕС Online», без солидной поддержки в виде поступлений из бюджета компания отработала бы себе в убыток. 2014-й АБА намерена завершить более успешно. Среди приятных свежих новостей — скорое возобновление традиционного рейса Казань — Прага.

РЕКОРД, НО КАКОЙ ЦЕНОЙ

ОАО «Ак Барс Аэро» (АБА) увеличило выручку на 12,6%: с 3,11 млрд. рублей в 2012 году до 3,51 млрд. в 2013-м. Это новый абсолютный рекорд в истории компании. Поступления от непосредственно авиаперевозок увеличились на 19,4% до 3,41 млрд. рублей.

Однако этот рекорд достался нелегко. Основные издержки прибавили 13,3%. Опережающий рост себестоимости обусловил падение валовой прибыли на 17,3 млн. рублей до 28,6 миллиона. Уже на этом этапе можно отметить, что менеджменту необходимо срочно оптимизировать все возможные составляющие себестоимости. И пожалуй, есть над чем работать, так, средняя заработная плата подскочила сразу в 1,5 раза — с 47,7 тыс. рублей в 2012 году до 71,4 тыс. в 2013-м. В связи с этим отметим появление в АБА антикризисной должности исполнительного директора. Сначала на нее был приглашен региональный директор «ВымпелКома» Руслан Максудов. Но, проработав месяц, он подал заявление об увольнении (предположительно, по состоянию здоровья). Новым исполнительным директором стал Васил Каюмов (до этого — генеральный директор ОАО «КАПО им. Горбунова» и советник президента ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»).

Если говорить о физических показателях, то в 2013 году АБА перевезла 386,1 тыс. пассажиров, что на 4% больше, чем в 2012-м. Средняя загрузка кресел составила 67,2%. Налет на 14 пятидесятиместных CRJ-200 вырос на 3% — с 19,6 тыс. до 20,2 тыс. часов, из них на чартерных маршрутах — 2,8 тыс. часов. Однако показатели начала 2014 года пока не радуют. Так, по данным Росавиации, в январе-феврале АБА перевезла 46 901 пассажира (84,9% по отношению к аналогичному периоду 2013-го — 55 219 пассажиров), а занятость кресел снизилась до 52,9%.

Коммерческий директор АБА Феликс Козлов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» объяснил спад шедшими до недавнего времени корректировками в расписании. «Первая задача, которую мы перед собой поставили, — убрать задержки рейсов, — сообщил он. — Нам это удалось: задержки, которые сегодня есть, на 99 процентов объясняются метеоусловиями». Однако, как видится, на положение дел влияют несколько факторов. Первый: процесс, по сути, слияния коллективов АБА и авиакомпании «Татарстан» (АКТ), проходивший в крайне нервозной обстановке. Второй: постоянная смена руководителей — летных, коммерческих директоров и так далее. Третий: проблемы со своевременной выплатой зарплаты. Четвертый: на крыле находятся далеко не все самолеты: 9 из 15 CRJ-200 и 5 из 15 Cessna Grand Caravan (коммерческий директор объяснил это плановыми работами на бортах). Пятый: АБА — преемница АКТ, а соответственно, ее несколько поблекшей репутации; в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» генеральный директор АБА Петр Трубаев отмечал: «Негатив создан очень приличный, придется долго над его устранением работать».

ДОНЕСТИ ИНФОРМАЦИЮ ДО ПАССАЖИРОВ

В отчете напоминается, что в связи с прекращением полетов АКТ на баланс АБА поступило 15 самолетов Сessna 208B Grand Caravan на общую сумму 1,62 млрд. рублей. В этом году АБА предстоит выполнить на них программу субсидированных перевозок по ПФО. С ней связывают немалые надежды. Напомним, авиакомпания назначена консолидатором программы: вместе с девятиместными «барсовскими» Cessna Grand Caravan по Поволжью летают восьмиместные Pilatus ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» и L-410 ГУП «Международный аэропорт Оренбург». Вчера на совещании в Казани руководство трех этих авиакомпаний обсуждало возможную оптимизацию расписания. По словам Козлова, есть намерение летать не только по столицам региона. Например, будет рейс Бегишево — Самара — Бугульма и обратно. Кроме того, на некоторые направления в этом году планируется ставить CRJ200. К слову, из других «маршрутных» новостей отметим решение о возобновлении популярного рейса в Прагу: «Все ожидали от нас Праги, и 31 мая мы планируем взлететь по этому маршруту — получили назначение на регулярные рейсы», — порадовал вчера коммерческий директор АБА.

Но надежды на проект полетов в ПФО пока, скорее, связаны не с прибылью, а с имиджевым фактором. В этом солидарны все участники вчерашнего заседания. «Это социальный проект, который только в будущем может быть направлен на развитие авиационного бизнеса, — рассказал «БИЗНЕС Online» заместитель начальника производственно-коммерческого отдела международного аэропорта Оренбург Роман Бондаренко. — Рентабельность есть, но она мизерная. Для нас это очень хорошая возможность для развития: из мелкой региональной компании можно превратиться во что-то большее». С ним, в принципе, согласен генеральный директор «Авиа Менеджмент Груп» Эльбрус Саламов: «Назвать рентабельность удовлетворительной очень сложно. Как говорят в Росавиации, эта программа не для того, чтобы авиакомпания увеличила капитализацию, а для того, чтобы начали летать пассажиры. У нас рентабельность на уровне 14 процентов».

По словам Козлова, одна из ближайших задач в рамках проекта ПФО — ликвидировать некоторый провал в информационной поддержке: «Один из главных вопросов — как донести до пассажиров информацию о рейсах. И пока слабо работаем с системами электронных продаж». Наибольший спрос ожидается на направлениях Казань — Самара, Казань — Пермь. Кстати, АБА перевезла по программе 5 тыс. пассажиров: пятитысячного встречали и поздравляли вчера в аэропорту Казань — им стал казанец Александр Маркин, купивший билет из Пензы в столицу РТ.

ПРИБЫЛЬНЫЕ ВЕРТОЛЕТЫ И БИЗНЕС-ДЖЕТЫ

Впечатляют показатели сегмента бизнес-авиации.

Налет на бизнес-джетах составил 1758 часов или 148% от показателя 2012 года. Предположительно, сегодня в парке «Ак Барс Аэро» 7 бизнес-джетов: два Bombardier Challenger 604, три Bombardier Challenger 605, Bombardier Challenger 850 и Dassault Falcon 7X (появился 5 июня, его стоимость оценивается в 1,53 млрд. рублей). Кроме того, «Ак Барс Аэро» сдает в аренду рассчитанный на трех пассажиров турбовинтовой Diamond DA42NG. Также, видимо, в парке АБА еще остаются два Як-40 в варианте VIP-бортов.

Вертолетный «участок» АБА каждый год увеличивает налет на разных типах вертолетов. Во многом это связано с увеличением парка вертолетов. На конец прошлого года в эксплуатации авиакомпании находилось четыре Robinson R-44, три Bell 429, три Bell 407, два Ми-8МТВ, один ЕС-135. Общий налет на вертолетах — 2,5 тыс. часов против 2,4 тыс. часов по итогам 2012 года. Любопытно, что за аренду вертолета Eurocopter компания получила 94,3 млн. рублей, потратив на него всего 52,3 млн. рублей. Грубо говоря, один вертолет заработал 42 млн. рублей.

Словом, не удивительно, что АБА стала дипломантом национальной авиационной премии «Крылья России-2013» в номинации «Авиакомпания года — оператор деловой авиации» (церемония прошла 7 апреля). Но по иронии судьбы бизнес-авиации в АБА больше не будет — принято решение о ее выделении в отдельную компанию, и эксперты склонны говорить о хороших перспективах татарстанской VIP-авиации. Увы, для АБА это означает, что вопрос оптимизации издержек коммерческих перевозок встанет в 2014 году еще более остро.

«С финансовой точки зрения уход бизнес-авиации в чем-то, конечно, скажется, — не стал отрицать Козлов, — но вряд ли надо драматизировать ситуацию. У нас есть другие направления, на которых мы в этом году покажем рост. Сейчас мы должны выйти на полный цикл технического обслуживания CRJ200. Этих самолетов в России стало достаточно много. Надеюсь, «Ак Барс Аэро» будет иметь сервисную базу, которая позволит тяжелые формы обслуживания CRJ200 проводить здесь, и другие перевозчики вместо того, чтобы гонять самолеты во Францию, Германию, будут их отправлять к нам».

ПРОЦЕНТЫ ЗАКРЫЛИ С ПОМОЩЬЮ ГОСУДАРСТВА

Хоть и малый, но все же положительный результат от операционной деятельности мгновенно перекрывается расходами на обслуживание кредитов. Так, проценты к уплате выросли в 1,5 раза до 177 млн. рублей. И неспроста: кредитный портфель потяжелел на 20% — с 5,12 млрд. до 6,15 млрд. рублей (175% к выручке). При этом главным кредитором с объемом ссуды в 3,4 млрд. рублей выступает «АК БАРС» Банк.

Проценты удалось закрыть за счет хорошего баланса прочих статей. Львиную долю как в доходах, так и в расходах занимают суммы от реализации основных средств. На таких операциях компания потеряла 64 млн. рублей. Пришлось потратить 39 млн. для покрытия налога на имущество, еще 39,5 млн. — на курсовые разницы и покрытие убытков прошлых лет в размере 99,6 млн. рублей.

По сути дела, итогом 2013 года мы могли увидеть хороший минус — около трети миллиарда рублей. Но серьезную поддержку оказал бюджет, который выделил компании 364 млн. рублей, это на 175 млн. больше, чем в 2012 году. В итоге чистая прибыль АБА выросла на 14,6% — с 4,1 млн. до 4,7 млн. рублей.

Определенные надежды на оздоровление АБА можно связывать с тем, что она переходит из ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» в другой могущественный холдинг — ОАО «Связьинвестнефтехим». И, по нашим данным, в конце февраля со стороны СИНХа уже последовали солидные финансовые вливания. Помогут ли такие меры и что получится в итоге, мы сможем понять в конце летнего сезона, когда, по всей видимости, решится и сам фундаментальный вопрос, будет у Татарстана своя коммерческая авиакомпания или нет.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer