Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космос на основе композитов


14 апреля 2014 года РБК Daily


Чуть больше четверти века назад СССР запустил свое последнее космическое чудо — корабль многоразового использования «Буран». Первый его полет оказался и единственным, несмотря на предназначение. Специалисты Обнинского НПП «Технология», участвовавшие в создании космического корабля «Буран», и сегодня считают, что работа над ним стала для предприятия точкой развития, а День космонавтики называют профессиональным праздником.

Легче, больше, прочнее

Работать в космической отрасли ОНПП «Технология», входящее сегодня в холдинг «РТ-Химкомпозит», начало еще в 1970-е годы, когда поставляло композиционные материалы для станции «Венера». Позже, в 1980-е, на «Технологии» произвели 10% общей массы корабля «Буран»: сверхлегкие теплозащитные плитки, высокопрочное остекление кабины пилотов, крупногабаритные конструкции из композиционных материалов. Тогда перед специалистами предприятия ставили задачи, решения которых на тот момент просто не существовало, — конструкторам требовались совершенно новые материалы с новыми свойствами. Например, стекла кабины экипажа должны были герметизировать, обеспечивать защиту от метеоритов и при этом выдерживать температуру до 750 градусов Цельсия. Для «Бурана» впервые в стране из композиционных материалов были изготовлены крупногабаритные створки отсека полезного груза общей длиной до 18 м. При этом проект требовал максимально уменьшить вес конструкций.

Ведь вывод на космическую орбиту одного килограмма груза обходится в сумму, равную стоимости одного килограмма золота. Именно поэтому аэрокосмическая техника требовала новых высокотехнологичных материалов, которые по прочности и износоустойчивости не только не уступали бы металлам, но и превосходили бы их, при этом оставались бы легче. Научные и производственные разработки того периода, говорят специалисты, и дали импульс новым идеям. В середине 1990-х предприятие начало совместную с ГК НПЦ им. М.В. Хруничева разработку обтекателей для ракет-носителей «Протон-М» и сумело уменьшить вес конструкции на полторы тонны благодаря использованию углепластика.

И может собственных «Протонов»...

Сегодня ОНПП «Технология» — ведущее предприятие холдинга «РТ-Химкомпозит». Здесь производят уникальные  крупногабаритные углепластиковые конструкции, панели систем терморегулирования и остекления для космических объектов, а также радиопрозрачные детали из полимерных композиционных материалов. В качестве элементов конструкции космического аппарата используются разработанные предприятием углепластиковые размеростабильные платформы, параболические оболочки радиотелескопов, маховики антенно-поворотного устройства, прецизионные трубы каркаса, силовые трубы.

В производственном цехе, откуда начинается экскурсия для журналистов накануне Дня космонавтики, специалисты ведут механическую обработку панели газогенератора для перспективного самолетного двигателя ПД-14. Он будет установлен на среднемагистральные самолеты МС-21, которые должны прийти на замену действующим ТУ-154, Boeing 737 и А-320. Перспективный двигатель — полностью российская разработка, соответствующая параметрам современных двигателей пятого поколения. Большую часть его составляют композиционные материалы — из них будут изготовлены панели газогенератора и створки реверсивного устройства. При этом все используемые для  них материалы отечественные.

«Германия в 1944 году изготавливала около 1500 газотурбинных двигателей, после войны это производство было разрушено и до сегодняшнего дня не восстановлено. Этот факт как нельзя лучше говорит об уровне технологий, которые мы применяем сегодня», ― отмечает представитель холдинга «РТ-Химкомпозит».

«Технология» участвует сегодня и в четвертом этапе модернизации «Протон-М», продолжая снижать вес конструкций. Теперь, конечно, речь тут идет уже не о тоннах, но последние технические решения уменьшили массу изделий еще на 150 кг. Предприятие ведет серийное производство и модифицирует углепластиковые оболочки головных обтекателей диаметром более 4 м и площадью более 30 кв. м, интегральных цилиндрических отсеков, обтекателей ступеней и разгонных блоков ракет-носителей «Протон-М», «Рокот» и «Ангара». Кроме того, в серийное производство здесь запущены конические, цилиндрические и биконические обечайки с наружным диаметром до 5100 мм и длиной до 4000 мм для головных обтекателей и приборных отсеков ракет-носителей. Они защищают полезный груз на атмосферном участке полета и в условиях наземной эксплуатации.

Еще одно направление работы холдинга — обработка стекла и стеклоизделий. Мало кто знает, что именно специалисты предприятия в свое время изготовили саркофаг для Мавзолея В.И. Ленина по уникальной технологии «оптического клина» — она гарантирует восприятие объекта без искажения из любой точки зала.

Сегодня предприятие разрабатывает и производит специальные стекла для авиации, водного и железнодорожного транспорта, светофильтры, ИК-стекло, клеи и связующие. Для защиты летного состава от вредного воздействия внешних факторов специалисты разработали остекление с наноразмерным многофункциональным  покрытием для новых боевых самолетов. Толщина покрытия — примерно 80―90 нм, но оно уменьшает электромагнитное излучение в 250 раз и снижает заметность на радарах на 40―60%. Испытания новых изделий на прочность проводят здесь же — на испытательном полигоне.

Одно из уникальных изделий предприятия — ультралегкие каркасы солнечных батарей из углепластика с весом каркаса не более 500 г/кв. м, а также тепловые сотопанели космических аппаратов — принципиально новая система их терморегулирования. Сотопанели увеличивают срок службы аппаратов до 12―15 лет и используются в КА «Спектр-Р», «Спектр-РГ», «Электро», «Луна Глоб», «Луна Ресурс», «КазСат», «Канопус В», «ЕКС», «Резонанс».

В конце 2013 года успешно прошел запуск принципиально новой ракеты-носителя «Союз 2.1В» с блоком выведения «Волга» с системой терморегулирования нового поколения на основе сотопанелей. Так, на орбиту Земли был выведен исследовательский спутник «Аист» с ультралегкими углепластиковыми панелями солнечных батарей и панелями корпуса спутника, изготовленными в Обнинске. В 2013 году предприятие выпустило более 70 панелей терморегулирования и каркасов солнечных батарей для 11 спутников. Сегодня на околоземной орбите успешно работают 27 спутников, созданных при участии ОНПП «Технология». К 2015 году предприятия холдинга планируют в три раза увеличить объемы выпуска полимерных композитных комплектующих.

«Подобные технологии в мире очень закрыты, ― отмечает представитель холдинга «РТ-Химкомпозит». ― Например, технологией получения высокопрочного  углеродного волокна владеют всего несколько стран в мире. И купить эту технологию невозможно — ее необходимо либо развивать, либо покупать уже готовый продукт. Когда на выставке JEC Composite в Париже иностранные специалисты увидели нашу семиметровую углепластиковую панель кессона киля самолета МС-21 с улучшенными показателями несущей способности, они очень удивились: просто не знали, что в России есть подобные технологии».
 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC3r3w
Недорогой ремонт гайковертов цена в Москве
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer