Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Инкубатор для "Прометея"


18 апреля 2014 года Егор Верещагин , Московский Комсомолец


Последние геополитические события заставляют общественность задуматься не только об экономическом потенциале нашей страны, но и о военном. Известно, что в некоторых российских военных частях взяты на вооружение зенитно-ракетные комплексы С-400 («Триумф»), но их недостаточно. В этом свете программа модернизации вооружения РФ, по которой выделяются сумасшедшие средства, выглядит не такой уж бредовой. Значительная доля финансирования идет именно на создание системы воздушно-космической обороны страны. В частности, планируется сделать больше «Триумфов» и начать производство более перспективных комплексов – С-500 (“Прометей“). Этим предстоит заняться в том числе и нижегородцам.

Щит за океаном

Поговорим сначала о системе противоракетной обороны (ПРО) США, которую некоторые военные аналитики преподносят как наиболее удачную. О ней довольно много информации в открытых источниках. Если им верить, это довольно сложная система, состоящая из группировки космических спутников слежения, различных радарных систем и ракетных комплексов (как морского, так и наземного базирования), распределенных географически так, чтобы вся территория Штатов была «прикрытой».

Основным элементом американской ПРО считается GBMD – единственный противоракетный комплекс, способный «доставать» до ионосферы и поражать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). Правда, только моноблочные, и в этом существенный недостаток GBMD. В настоящее время GBMD размещены на Аляске и в Калифорнии.

Есть у США также комплексы морского базирования Aegis, расположенные на кораблях. Сначала комплексы были зенитными, но в ходе модернизации «Эйджисы» оснастили противоракетами, способными сбивать цели как на заключительной, так и на средней части полета. По радиусу действия (200 км) они соответствуют нашим С-300.

Похож на Aegis наземный комплекс TNAAD – он может уничтожать боевые блоки ракет на расстоянии 150-200 км.

И, наконец, имеется у американцев сильно растиражированный зенитно-ракетный комплекс малого радиуса действия Patriot, соответствующий нашим «Букам» и «Панцирям». Во время войны в Ираке он зарекомендовал себя не лучшим образом, пропустив несколько атак, но с тех пор был модернизирован с учетом допущенных конструкторами недоработок.

Время «Триумфа»

О российской системе воздушно-космической обороны (она объединяет ПРО и ПВО) информации не так уже много. Известно лишь, что у нас также есть ЗРК малого, среднего и дальнего радиуса действия, и самый «дальнобойный» комплекс на сегодняшний день – С-400 «Триумф». Он способен сбивать баллистические и крылатые ракеты противника, но имеет ряд недостатков. В частности, «Триумф» не может «достать» до ионосферы, у него ограниченный радиус действия (400 км), а антенная фазированная решетка (ФАР), установленная на его радарах, также имеет ряд ограничений.

Прикрыта ли наша страна полностью? Военные не дают однозначного ответа на этот вопрос. Известно лишь, что единственным полноценным, прошедшим все мыслимые испытания противоракетным «зонтиком» является система «Амур» - она защищает от возможных стратегических ударов Москву и некоторые территории Московской области. Разумеется, это не значит, что остальные регионы России полностью «голые». Согласно открытым источникам, на сегодняшний день более 12 «Триумфов» разъехались по разным уголкам России. Хватает ли этого? Судя по всему, не совсем, потому что на сегодняшний день правительством РФ поставлена задача укомплектовать «Триумфами» все полки войск воздушно-космической обороны, которая объединяет ПВО и ПРО. Причем сделать это необходимо в кратчайшие сроки, до 2020 года, - и только после этого будет дано добро на поставку С-400 за рубеж. В частности, данными комплексами уже интересовался Китай.

Для выполнения этой задачи, собственно говоря, корпорация «Алмаз-Антей» и строит новый завод в Нижнем Новгороде. В новых цехах будут выпускать гораздо больше «Триумфов», чем это делается сейчас на Машзаводе. А на работающих сегодня линиях, которые с пуском нового завода будут освобождены от ракет, планируется производить компоненты для АЭС и атомного флота, а также традиционное для НМЗ артиллерийское вооружение.

На предприятии уверяют, что для дальнейшего устойчивого развития машзавода уже сегодня закладывается фундамент в виде портфеля заказов - как на переходный период, так и на долгосрочную перспективу до 2020 года. Завод уже приступил к выполнению госконтрактов со сроком окончания вплоть до 2018 года.

Выше, дальше, быстрее

Тем не менее, есть планы по модернизации воздушно-космической системы РФ не только в количественном, но и в качественном отношении. Перечисленные нами недостатки С-400 должны быть устранены в комплексе следующего поколения – С-500 («Прометей»), разработка которого близка к завершению. В 2015 году уже должны начаться испытания «Прометея», а затем – принятие на вооружение и серийный выпуск. Его главное преимущество в том, что ракеты данного комплекса смогут сбивать цели в ближнем космосе: спутники и баллистические ракеты. Кроме того, будут увеличены радиус действия, скорость перехвата и дальность обнаружения цели. Для оптимизации последних двух параметров создается активная фазированная антенная решетка (АФАР) – основной элемент радарной системы нового комплекса. Кстати, в не столь масштабном варианте АФАР была поставлена на наши истребители пятого поколения ПАК-ФА.

Выпуск «Прометеев» планируется наладить на нескольких объектах корпорации «Алмаз-Антей», в том числе и на новом заводе в Нижнем Новгороде. Создаваемая площадка, таким образом, будет загружена под завязку: она будет поставлять в войска основные дальнобойные элементы воздушно-космической обороны страны.

Основные «коробки» готовы

Начать производство двух зенитно-ракетных комплексов – уже обкатанного и перспективного – планируется в конце 2015 года. Причем срок этот может быть укорочен, поэтому строительство нового завода в Нижнем Новгороде идет весьма интенсивно. Уже готовы коробки основных, больших корпусов, где будет осуществляться металлообработка и сборка ракетных комплексов. В одной из таких “коробок“ нам удалось побывать: здесь укрепляют фундамент, готовят входы для коммуникаций, которых пока нет, и завершают монтаж перегородок. Станков пока не видно, но они, как уверяют на предприятии, уже закупаются за рубежом, и специалисты их уже тестируют.

Рядом с этой площадкой роют котлован для сравнительно небольшого, седьмого корпуса – здесь будет вспомогательное производство. Чуть подальше строится заводская котельная, которая должна заработать в конце этого года. Для нового завода создается даже локомотивное депо, чтобы оперативно транспортировать тяжелые изделия. К концу (а может быть, даже к середине) 2015 года все это будет готово, и корпуса приступят к производству.

Кадровый голод

На новый завод, который сосредоточится на ракетной тематике, гарантированно перейдут из НМЗ 1000 человек. Учитывая масштабы будущего производства, этого мало.

Сегодня технологическую подготовку оборудования осуществляют 250 технологов, конструкторов, инженеров. До конца года планируется набрать еще 100 таких специалистов. Всего же численность работников нового завода должна возрасти к концу года до 870 человек.

Чтобы подготовить будущих специалистов, завод инициировал создание в Нижнем Новгороде Центра прикладных и профессиональных квалификаций, а также открыл базовую кафедру НГТУ им. Р.Е. Алексеева «Системы воздушно-космической обороны».

Понятно, что специалистов мало подготовить – их надо привлечь и удержать. На новом заводе уже создана гибкая система мотивации персонала, средняя заработная плата здесь на данный момент составляет 40 тысяч рублей.

Кроме того, планируется строить арендное жилье для сотрудников, живущих не в городе, решается также вопрос о запуске программы корпоративной ипотеки.

Если говорить о развитии нижегородской промышленности, приходится признать, что именно оборонно-промышленный комплекс чувствует себя сегодня наиболее стабильно, и создание нового завода – яркое тому подтверждение. Ключевую роль здесь играет, конечно же, программа модернизации вооружения в общем и планы по созданию мощной системы воздушно-космической обороны – в частности.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer