Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Росавиация лишила Татарстан небесного покровительства


2 апреля 2014 года Тимур Латыпов, Бизнес Online


Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», руководство Росавиации приняло решение об упразднении своего татарского межрегионального территориального управления (МТУ). Оно было образовано ровно 20 лет назад на волне «парада суверенитетов»... Официальные причины пока не называются. В авиатранспортных кругах говорят о том, что это и итог «поиска стрелочников» в катастрофе «Боинга», и объективные недостатки в работе МТУ. Эксперты указывают на то, что ликвидация управления — потеря конкурентного преимущества республики в делах воздушного транспорта и, по сути, расставание РТ с большими авиационными амбициями.

«ПОКУШЕНИЯ» НА УПРАВЛЕНИЕ БЫЛИ И РАНЬШЕ
 
О ликвидации татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта (МТУ) федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) газете «БИЗНЕС Online» сообщили в минувший понедельник несколько источников в авиатранспортной отрасли. По их данным, функции МТУ перейдут к Приволжскому управлению со штаб-квартирой в Самаре.
 
Исполняющий обязанности руководителя МТУ Сергей Саушкин (он возглавил управление после отставки Шавката Умарова) не стал комментировать сведения наших источников. Заместитель начальника Приволжского МТУ Александр Нетреба сообщил нашей газете, что документов о ликвидации татарского МТУ в Самаре пока не видели, но на неделе в Казань выедет начальник управления Валерий Шубин, а также представители московского офиса Росавиации. По итогам поездки решат, как технически будет реорганизовано татарское МТУ. Умаров рассказал «БИЗНЕС Online», что судьба управления, скорее всего, решена. Получить информацию у руководства Росавиации не удалось — телефоны пресс-службы агентства не отвечали.
 
Авиаторы РТ восприняли новость однозначно негативно. Например, председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» Азат Хаким уверен, что с потерей МТУ республика теряет серьезное конкурентное преимущество в области воздушного транспорта. Здесь надо напомнить, что татарское МТУ было организовано 20 лет назад — выделилось из того же Приволжского управления. Цель? Как рассказал «БИЗНЕС Online» Умаров, все произошло на волне «ельцинской революции, когда суверенитет все брали». Была и объективная необходимость. В РТ авиационная жизнь буквально бурлила: раньше, чем в других регионах, начали делиться на аэропорты и авиакомпании, действовал с десяток авиафирм, летчики местного авиаотряда первыми в Приволжском управлении начали летать за границу. В конце концов, Татарстану едва ли не единственному из регионов Поволжья удалось сохранить гражданскую авиацию. Словом, нужен был местный орган, способный оперативно отслеживать, регулировать и направлять все виды деятельности в области гражданской авиации.
 
«Были попытки и раньше «покушаться» на МТУ — дескать, небольшое управление, да и рядом есть самарское, — напомнил «БИЗНЕС Online» генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев. — Но в конце 1990-х-начале 2000-х авиация в Татарстане стала бурно развиваться и стала сильнейшей в Поволжье, и оснований для таких «покушений» становилось все меньше. Авиакомпания «Татарстан» поднялась до 11-го места в российском рейтинге, малая авиация стала лучшей в Поволжском регионе, хотя стартовые условия для ее развития у соседей были гораздо лучше. Напомню, что в то время в Самаре, Башкирии и так далее авиакомпании закрывались. Сама деятельность управления способствовала развитию авиации. И оно было одним из немногих бескорыстно работающих на авиационный бизнес».
 
«ЕСЛИ СВОЕЙ ПОЛИТИКИ НЕТ...»
 
Разговоры о том, что татарское МТУ могут закрыть, пошли почти сразу после катастрофы «Боинга» в Казани. Особенно активными они стали после отставки Умарова. Косвенным подтверждением считали и то, что Саушкин до сих пор — и.о.
 
Некоторые авиаторы полагают, что все дело в желании назначить виновных за гибель «Боинга». «Однозначно, это реакция на «Боинг», — уверен Хаким. — Я так и думал, что закончится тем, что закроют региональное управление. Для этого и авиакомпанию «Тулпар» закрыли. По большому счету это сделали по надуманной причине, что мы не проходили по финансовым показателям. А на самом деле закрыли именно для того, чтобы показать, что они владеют ситуацией, и чтобы показать плохую работу регионального управления».
 
Примерно такого же мнения придерживаются и фигуранты «дела дельталетчиков». В начале марта один из них — председатель федерации дельталетного спорта РТ Владимир Чупарков — говорил корреспонденту «БИЗНЕС Online»: «Мы наверняка волнуем прокуратуру в самую последнюю очередь. Ее главная цель — территориальное управление Росавиации... Сегодня принимаются усилия установить виновных именно в нашем региональном управлении». Впрочем, он полагает, что «Боинг» — это только повод, а судьба управления была предрешена намного раньше — некоторым давно не нравилось, что у РТ есть «собственное» управление, у которого есть свое мнение и финансирование.
 
Ряд экспертов полагает, что все проще — мы имеем дело с реформой структуры Росавиации. «Не исключено, что в данном случае агентство руководствуется, так скажем, принципом общего укрупнения», — отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» главный редактор отраслевого портала Aviaru.net Роман Гусаров. Но, по его мнению, причина может быть, так скажем, идеологической: «Возможно, масштабы авиации в Татарстане сейчас таковы, что держать целое управление бессмысленно».
 
С ним солидарен главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий: «Вижу здесь сплав вопросов политики, управления, экономики. Если республика проводит более-менее автономную политику в области гражданской авиации, то разумно иметь и собственное управление, которое бы ее и проводило, так гораздо проще работать. А если своей политики нет, то нет никакого смысла в этой структуре». Судя по тому, что на сохранении МТУ чиновники РТ, по всей видимости, особо не настаивали, можно предположить, что так оно и есть.
 
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ОТСТАИВАЛ ИНТРЕСЫ АВИАТОРОВ
 
Какими будут последствия ликвидации МТУ?
 
Во-первых, это сложности технического характера. «Крайне неудобно будет для решения вопросов мотаться в Самару», — говорит Хаким. На одной такой поездке для решения элементарного вопроса два дня потеряешь, согласен с ним Умаров. «Неудобно будет, — отмечает директор авиакомпании «Вектор» Марат Фазлеев. — Оформление сертификатов летной годности, пилотских свидетельств делали в Казани, да и то в аэропорт ездить неудобно было — все ждали, когда управление в город переедет. А если это будет в Самаре...» «Разрешения, согласования, учеба, совещания, квалификационная комиссия и так далее — все будет в Самаре, постоянно только и будем делать, что туда мотаться, — говорит Закаржаев. — Просто не представляю. В советское время это проходили и 100 раз порадовались, что свое управление появилось. И вот опять вернулись на круги своя».
 
Во-вторых, это вопрос в разнице взглядов татарского и Приволжского управлений на развитие авиации. «В Самаре безопасность полетов обеспечивается очень просто: чем самолеты меньше летают, тем лучше для безопасности, — отмечает Хаким. — Поэтому развития авиации там никакого и нет. Эта политика будет применена и к Татарстану, что создаст огромные трудности в первую очередь для развития малой авиации. В авиационной деятельности очень много нюансов типа «казнить нельзя помиловать». Где поставить запятую? Умаров занимал довольно жесткую позицию, когда прокуратура пыталась запретить то, не разрешить это, последовательно отстаивал интересы авиаторов. А они будут только запрещать! Вот в чем проблема. Приволжским МТУ в основном руководят бывшие военные, люди, далекие от производственно-коммерческих работ. Словом, мы лишаемся серьезного конкурентного преимущества... Наше управление работало, конечно, намного эффективнее, чем приволжское. Если бы его не было, мы бы не поднялись до такого уровня, а он есть, что бы ни говорили. Чтобы это понять, надо побывать в Уфе, Самаре, Нижнем Новгороде. Там все видно — и по аэропортам, и по тому, что никакой авиации нет вообще».
 
В-третьих, есть вопрос, так скажем, имиджевого характера. Даже если в Казани останется что-то вроде филиала, самостоятельности у него не будет, уверен Умаров: «Все финансы будут в Самаре, решения принимать будут там же. То есть хозяин — там. Будут нам команду давать: проверьте в Перми, сделайте то-то в Кирове, на побегушках, в общем».
 
АВИАЦИЯ ОКАЗАЛАСЬ РАЗМЕННОЙ МОНЕТОЙ
 
Но есть и соображения более глобального характера. Хаким уверен, что упразднение управления — еще один шаг в деградации авиатранспортной отрасли РТ: «По сути, это продолжение затяжного кризиса авиационной отрасли Татарстана, которая оказалась в крутом пике».
 
Весьма эмоционально о том же высказался Закаржаев: «Закономерный итог процессов, которые происходили в гражданской авиации Татарстана в последние годы. Увы, при всех достоинствах управления не всегда у его руководства хватало характера до конца отстаивать свою линию в принципиальных вопросах — слишком велико было давление. Обидно и больно, что все наработанное бездарно растеряли, а авиация оказалась разменной монетой в руках дилетантов. И у меня стойкое ощущение, что никаких уроков из происшедшего не извлекли и сейчас... Особенно стыдно перед нашими ветеранами. Я даже не пошел на крайнее празднование Дня гражданской авиации — стыдно, и нечего было сказать уважаемым людям, столько сделавшим для развития авиации в Татарстане».
 
Как отметил один из источников газеты, с ликвидацией управления кончается целая эпоха: «Если в целом, то это конец авиационным амбициям Татарстана — дескать, все у нас есть и все мы умеем».



комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer