Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


От Пе-2 до "Тополя" и "Булавы"


29 апреля 2014 года Военно-промышленный курьер


Одним из предприятий, стоявших у истоков принципиально нового направления в развитии советской авиации – электрического управления механизмами, стал Сарапульский электрогенераторный завод (СЭГЗ). Именно на нем летом 1942 года было развернуто производство электрогенераторов для самого массового фронтового пикирующего бомбардировщика Пе-2.

За минувшие 72 года завод, не раз модернизированный и открывший не одно новое направление развития, не изменил своему предназначению. И сегодня электрооборудование с маркой СЭГЗ стоит практически на всех самолетах и вертолетах отечественного производства и экспортируется за пределы России.

Новый импульс развитию завода придал тогдашний заместитель председателя Совета министров СССР Дмитрий Устинов, который в 1957 году решил собрать в один кулак несколько заводов-универсалов, способных с нуля довести до серийного производства изделие любой сложности.


В итоге 31 декабря 1957 года появилось закрытое Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о начале производства на Воткинском заводе жидкостных оперативно-тактических ракет 8А61. А в 1959-м смежником Воткинского завода становится Сарапульский электрогенераторный. Здесь начинают производить уникальные для нашей промышленности гидравлические устройства – рулевые машины.

Изделие отличалось высочайшей точностью, поэтому заводу пришлось осваивать кокильное литье сложных корпусов с абсолютной герметичностью стенок, твердостное анодирование деталей, приобрести станки для плоскопараллельной доводки деталей насоса и отсчитывающие доли микрона приборы для измерения диаметра отверстий.

А в начале 1959 года начались срочные работы по освоению серийного производства ракет 8К11 и 8К14. За этим «производственным» решением стояла большая политическая игра, в которой на карту была поставлена судьба всей планеты.

В октябре 1960 года Никита Хрущев на весь мир заявил о том, что в СССР «ракеты делают, как сосиски». И был отчасти прав: на Воткинском заводе уже работал единственный в мире цех, где конвейерным способом производилось до 60 ракет 8К14 в месяц. А Сарапульский электрогенераторный завод развернул бесперебойную поставку для них своих рулевых машин. Именно они позволяли советским ракетам попадать, как говорят специалисты, «в колышек».

Централизованный гидропривод производства СЭГЗ был важнейшим компонентом первой в СССР управляемой баллистической ракеты на твердом топливе 9М76, входившей в комплекс «Темп-С». Именно этот комплекс стал достойным оппонентом американским «Сержантам» и «Першингам» и уравновесил возможности НАТО и стран Варшавского договора в применении ракетного оружия.

Генеральный директор ОАО «СЭГЗ» Сергей Мусинов (в центре справа) и директор производства Сергей Кононин с победителями конкурса профессионального мастерства.
Токари и фрезеровщики, монтажники и обмотчики – профессии, которые так необходимы предприятию. Они делают комплектующие для российской авиа- и автопромышленности, оборонного комплекса и гражданских производств. 10 лет назад средний возраст рабочих этих специальностей на заводе был 54 года, сейчас – 40. Сегодня молодежь буквально наступает на пятки своим недавним учителям

Известность Сарапульского электрогенераторного завода как современного предприятия, способного быстро и эффективно решать самые сложные задачи, опирается на высокую квалификацию коллектива, новейшие технологии и 55-летнее тесное сотрудничество с ОАО «Корпорация «МИТ» и ОАО «ЦНИИАГ». Благодаря этому сотрудничеству СЭГЗ стал единственным поставщиком уникальных изделий высокой надежности и технического исполнения на уровне современных мировых аналогов – гидравлических рулевых машин для баллистических ракет «Темп-С», «Темп-2С», «Пионер», «Тополь» и «Тополь-М».

А коллектив завода вместе со специалистами МИТа продолжает трудиться над созданием комплектующих к стратегическим ракетным комплексам «Ярс» и «Булава-30», которые составляют основу стратегических ядерных сил России. Так, один из разработанных на СЭГЗ гибридных двигателей с биполярным управлением стал основой электрического привода, примененного МИТом в новейшей разработке, позволяющей выйти на качественно новые технические характеристики головных частей ракет.

Таким образом, завод еще раз подтвердил свою готовность к участию в Федеральной целевой программе по линии корпорации «МИТ».

В то же время, оставаясь заводом-универсалом, СЭГЗ одновременно сотрудничает и с предприятиями концерна ПВО «Алмаз-Антей», создающего зенитные ракетные системы и комплексы большой дальности ПВО и нестратегической ПРО: С-300, С-400 и ТОР-М1.

Оценивая работу завода, генеральный конструктор МИТа академик РАН Юрий Соломонов отметил: «В нашей технике нет второстепенных узлов и деталей, а производство гидравлических рулевых машин требует от изготовителя высочайшей культуры производства, базирующейся на годами накопленном технологическом опыте. Все изделия, изготавливаемые СЭГЗ, отличает безусловная надежность в эксплуатации».

Утреннюю смену СЭГЗ встречает песней в исполнении великого Марка Бернеса: «А без меня, а без меня и солнце б утром не вставало…» Помня историю завода и зная его настоящее, веришь, что так оно и есть.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer