Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Оптические "глаза" истребителей


8 апреля 2014 года Алексей Рамм , Военно-промышленный курьер


Дискуссия о необходимости подвесных прицельных контейнеров для истребителей и истребителей-бомбардировщиков ВВС России началась давно и продолжается по сей день. Сложилась парадоксальная ситуация, когда на Су-34 комплекс «Платан» спрятан в фюзеляже машины, а на Су-35 он будет установлен в подвесном контейнере.

Подвесные прицельные контейнеры (ППК) впервые появились в военно-воздушных силах США во время войны во Вьетнаме. Они использовались для применения авиационных бомб с лазерной системой наведения. Первыми серийными ППК AN/AVQ-10 Pave Knife и сменившими их AN/ASQ-153–AN/AVQ-23 Pave Spike оснащались истребители-бомбардировщики F-4 Phantom-2. В состав контейнеров входили оптико-электронные системы высокого разрешения, а также лазер, подсвечивающий цель для головки самонаведения (ГСН) бомбы. Примечательно, что с авиационными средствами поражения (АСП), оснащенными телевизионной системой наведения, например с бомбами семейства GBU-15, прицельные контейнеры не взаимодействовали. Поэтому экипажу приходилось выбирать цель и корректировать их полет к цели, используя видеокартинку с ГСН самого АСП.

До начала 90-х годов среди авиационных специалистов НАТО продолжался спор о необходимости таких систем. Если во Вьетнаме ППК показали себя отлично, то во время ирано-иракской войны военно-воздушные силы Ирана не добились заметных результатов, используя Pave Knife, полученные от американцев еще в эпоху правления шаха. Плохо показали себя прицельные контейнеры и на истребителях-бомбардировщиках ВВС США F-111 Aadvark, участвовавших в ударах по Ливии в апреле 1986 года в рамках операции «Каньон Эльдорадо». Из-за массового отказа AN/AVQ-26 Pave Tack и связанного с ними программного обеспечения только два F-111 смогли поразить заданные цели, остальные же машины этого типа, участвовавшие в налете, кидали бомбы куда попало. В частности, истребитель-бомбардировщик с позывным «Люджак-24», наносивший удар по аэропорту «Триполи», из-за отказа ППК сбросил бомбы на расстоянии более полутора километров от цели.

Но в 1991 году во время операции «Буря в пустыне» эти же F-111 Aadvark и F-15E Strike Eagle с новейшими ППК LANTIRN добились очень высоких результатов. Достаточно сказать, что на эти машины, а также на F-117 по статистике пришлось порядка 95 процентов всех сброшенных авиацией антииракской коалиции высокоточных авиационных бомб. С этого момента подвесные прицельные контейнеры стали обязательным атрибутом большинства истребителей и истребителей-бомбардировщиков ВВС не только стран НАТО, но и Индии, Китая, Индонезии, Египта, Пакистана, Марокко. В настоящее время ППК Sniper-XR уже не только установлены на бомбардировщики В-1В военно-воздушных сил США, но и проходят апробацию на стратегических бомбардировщиках В-52 (Buff). Планировавшаяся в прошлом году воздушная операция против Сирии должна была стать своего рода «презентацией» обновленного Buff, оборудованного Sniper-XR. Следует отметить, что ППК, правда, не отечественной разработки, уже входят в состав прицельных комплексов многофункциональных истребителей-бомбардировщиков Су-30 ВВС Индонезии, Китая и Индии. Примечательно, что доработка была проведена по просьбе заказчиков.
Нужен ли вообще подвесной контейнер?

На фоне триумфального шествия подвесных прицельных контейнеров по авиационным паркам стран мира в России спор о их необходимости продолжается до сих пор. Военно-воздушные силы России так и не определились, нужны ли им ударные машины с ППК или лучше с такими же комплексами, но установленными непосредственно на самолете.

Главные аргументы противников ППК сводятся к следующим утверждениям.

Подвесной контейнер ухудшает аэродинамические качества самолета, увеличивает вес машины. В военном конфликте со странами, обладающими современной боевой авиацией, истребителям-бомбардировщикам придется действовать на малой высоте, осуществляя низковысотный прорыв в режиме огибания рельефа местности. Только так можно скрыться от самолетов дальнего радиолокационного обнаружения. В таких условиях устанавливать контейнер, ухудшающий аэродинамику и увеличивающий вес прорывающегося самолета, просто преступление.

Есть и еще аргументы. «Бороться с партизанами, когда возможность столкновения с высокотехнологичной авиационной угрозой маловероятна, можно и с подвесным прицельным контейнером. Но против серьезного противника, такого как ВВС США, нужны встроенные системы, не ухудшающие летно-технические характеристики боевой машины», – заявил корреспонденту «ВПК» руководитель предприятия, участвующего в разработке прицельных систем и авиационных средств поражения.

По словам собеседника издания, приемлемы только два варианта – когда прицельный комплекс установлен в самом самолете, как это уже сделано на истребителе-бомбардировщике Су-34, либо когда ППК при необходимости выдвигается перед нанесением удара по цели из корпуса самолета. В этом случае, по мнению собеседника, ухудшение аэродинамики ударной машины будет кратковременным и минимальным.

«Посмотрите на новейший американский истребитель пятого поколения F-35. У него в носу установлены в специальном контейнере и оптико-электронный комплекс, и тепловизор, и лазер для подсветки целей. Правда, не совсем понятно, выдвигается этот контейнер либо установлен неподвижно. Но все равно его размещение и габариты не идут ни в какое сравнение с LANTIRN и Sniper-XR», – утверждает руководитель предприятия.

Для созданного по технологии «Стелс» Lightning-2 установка подвесного прицельного контейнера ухудшит не только аэродинамику, но и его радиолокационную незаметность.

«Реализованное на Су-34 техническое решение по установке прицельного комплекса «Платан» сейчас наиболее оптимальное из того, что предложили авиастроители. В дальнейшем эти наработки будут использоваться на самолете Т-50», – подытожил собеседник «Военно-промышленного курьера».

В то же время такую позицию по использованию подвесных контейнеров поддерживают не все авиационные специалисты.

«Если самолет на наружной подвеске везет большое количество бомб и ракет, особенно если они закреплены на многозамковых держателях, от добавления контейнера проблем вообще не будет ни на низких, ни на средних высотах», – полагает представитель ЦАГИ, знакомый с проблемой.

Правда, по его словам, если боевая нагрузка истребителя-бомбардировщика будет состоять только из двух-трех бомб, то ППК ухудшит аэродинамику, но некритично.

«При обтекании контейнера возникнут ударные волны, возможно, появится увод из-за несимметрично расположенной нагрузки. Но все это компенсируется вводом поправок в систему управления самолетом. Достаточно выполнить пару полетов с ППК, чтобы получить необходимый для этого эмпирический материал. У современных истребителей такая тяговооруженность, что с ней и табуретка полетит. Поэтому каких-то значительных проблем, потери скорости при пилотировании самолета с контейнером не возникнет», – подчеркнул сотрудник ЦАГИ.

Поддерживают своего коллегу из ЦАГИ и инженеры-авиастроители, участвующие в разработке перспективных образцов авиационной техники. «Я скажу так – все зависит от того, как создавался самолет. К примеру, на штурмовике Су-25 его разработчики экспериментировали с большим количеством подвесных контейнеров. Подвешивалась тепловизионная станция, контейнеры «Копье» и «Кинжал» с радиолокационными станциями. Никаких проблем с аэродинамикой самолета ни разу не возникало», – рассказал корреспонденту «ВПК» инженер-авиастроитель, участвующий в работах.

По словам собеседника, главная проблема Су-25 – в отсутствии подфюзеляжной точки подвески. Правда, в настоящее время этот недостаток устраняется.

«Сейчас идут эксперименты по установке контейнера с подвесным радиолокатором. На Су-25 в носовой части устанавливается лазерная станция «Клен». Места для установки вместо нее новых оптических, тепловизионных и лазерных систем достаточно, нет проблем и с их подключением и электропитанием. Поэтому радиолокатор будет стоять в контейнере под фюзеляжем, а прицельное оборудование традиционно в носу», – заключил инженер-авиастроитель.

Примечательно, что на американском штурмовике А-10 Thunderbolt-2 еще с 2005 года устанавливались подвесные прицельные контейнеры LANTIRN, позже замененные на Sniper-XR. Правда, по мнению отечественных специалистов, для самолета, выполняющего непосредственную поддержку войск и зачастую находящегося под обстрелом из стрелкового оружия с земли, такое размещение нецелесообразно. Но из-за размещенной в носовой части пушки GAU-8 американским авиастроителям пришлось ограничиться контейнером. Хотя до сих пор, по данным ВВС США, не зафиксировано ни одного случая выхода из строя, не говоря уже об уничтожении ППК на А-10 при непосредственной поддержке войск.

«До конца года на испытания выйдет Су-35 с подвесным прицельным контейнером КОЭП российской разработки. Он будет крепиться под одним из подфюзеляжных узлов подвески. Подобная конструкция сейчас внедряется и на самолетах Миг-29. Правда, из-за меньших по сравнению с самолетами семейства Су-27 габаритов и узлов подвески на «двадцать девятых» прицельный комплекс будет устанавливаться не под фюзеляжем или крылом, а в конформном контейнере», – полагает компетентный офицер Военно-воздушных сил.

По словам собеседника «ВПК», проведенные испытания показывают, что на некоторых режимах полета ППК создают аэродинамическое сопротивление и потерю скорости, но эти показатели достаточно малы и практически не ощущаются пилотами.

«Контейнер – это максимум 200 килограммов веса. Сравните с массой обычных средств авиационного поражения, например с 500-килограммовыми бомбами КАБ-500. А ведь есть еще и КАБ-1500. Так что все эти проблемы с возрастающим сопротивлением, потерей скорости, невозможностью выполнять полет в режиме огибания рельефа местности с подвешенным контейнером, на мой взгляд, надуманные», – заявил собеседник «ВПК».

Правда, все защитники и противники подвесных контейнеров сходятся в одном – для перспективного Т-50 нужно внедрять прицельный комплекс, аналогичный установленному на американском F-35. Иначе не может быть и речи о реализации на ПАК ФА радиоэлектронной незаметности. Но сейчас авиационный парк ВВС России состоит из штурмовиков Су-25, истребителей Су-27, Миг-29, Су-30 и Су-35 и истребителей-бомбардировщиков Су-34, созданных не по технологии «Стелс», поэтому проблема с радиолокационной незаметностью для них в отличие от Т-50 неприоритетная, зато установка интегрированных в конструкцию самолета прицельных комплексов требует значительной переделки машин.
«Мерседес» на фоне «Запорожца»

«Сравнивать прицельный комплекс «Платан», установленный на Су-34, с американским Sniper-XR вообще нельзя. Это все равно, что сравнивать «горбатый» «Запорожец» с новеньким «Мерседесом». Но «горбатый» в отличие от «Платана» иногда работает», – подчеркнул опытный инженер-авиастроитель.

О проблемах с прицельным комплексом новейшего истребителя-бомбардировщика Су-34, недавно принятого на вооружение Военно-воздушных сил России, газета «ВПК» уже писала. Прекрасно понимают эти проблемы и в Минобороны. Но если в случае с использованием ППК можно было просто поменять контейнер на более совершенный, как поступили американские ВВС, сменив LANTIRN на Sniper-XR, то для стационарного «Платана» на Су-34 придется вносить изменения в конструкцию фюзеляжа самолета.

«Конечно, место для установки нового оборудования на Су-34 есть. Но придется заново обеспечивать электропитание, подключение. Менять конструкцию, проводить прочностные испытания. Есть вероятность, что придется и продуть. Вроде бы все просто, но это время и деньги», – пояснил корреспонденту «ВПК» инженер-авиастроитель.

Можно возразить, что разработчики Су-25 также предпочли оставить оптико-электронную систему, тепловизор и лазерный дальномер в носовой части на месте старого «Клена». Но в случае с Су-34 придется переделывать выдвигающуюся из нижней части фюзеляжа подвижную часть «Платана». Менять не только сам комплекс, его узлы и механизмы, но и часть фюзеляжа. Расположенный между воздухозаборниками «Платан» имеет ограниченные углы обзора по сравнению с подвешенным на специальном пилоне Sniper-XR, что очень хорошо видно, если сравнить фотографии Су-34 и F-15. Поэтому если у иностранных покупателей появится желание поставить новый прицел, придется открывать опытно-конструкторскую работу, проводить доработки, исследования и т. д.

«В современном мире заказчики покупают по сути не самолет под ключ, а платформу, которую можно потом в течение жизненного цикла усовершенствовать за счет различных систем и необязательно предложенных самим производителем самолета. К примеру, ВВС Индии используют для Су-30 МКИ американские прицельные контейнеры LANTIRN. Поэтому самолет, который для внедрения выбранных заказчиком комплексов требует внесения изменений в конструкцию и переделку проекта, вряд ли будет пользоваться большим экспортным спросом. Вариантов два – либо делать самолет, не требующий переработки проекта, либо ставить такую прицельную систему, которая не потеряет своей актуальности на весь срок службы машины. Но, как мы понимаем, второй вариант в современном мире высоких технологий вообще нереализуем. Поэтому в мире такой высокий спрос на ППК», – считает главный редактор журнала «Экспорт вооружения» Андрей Фролов.

Но не надо считать, что такая ситуация сложилась только по вине авиастроителей. Во многом виноваты и предприятия, отвечающие за разработку и производство оптико-электронных систем. «Уральский оптико-механический завод (УОМЗ) с 1998 года вел разработку прицельного контейнера «Сапсан». Его делали и для Минобороны, и для экспортных поставок не только в комплекте с отечественной авиатехникой, но и отдельно. Контейнер гордо возили по выставкам. Но увы, ни мы, ни ВВС России «Сапсан» в рабочем состоянии так и не увидели», – рассказал корреспонденту «ВПК» инженер-авиастроитель, участвующий в разработках перспективной авиационной техники.

В 2010 году УОМЗ судился со своими бывшими работниками из-за разногласий по поводу патентования узлов и агрегатов, входивших в состав контейнера. Речь шла о шаровой опоре, которая позволяет компактно размещать приборы на авиационной подвеске. В ходе судебного разбирательства, по сообщению ряда СМИ, руководство УОМЗ в своем официальном отзыве на иск заявило, что никогда не производило прибора «Сапсан», что не существует действующих образцов такого прибора и не проводились его испытания. Согласно заявлению представителей УОМЗ на данный момент изготовлен только макет прибора, который не является функционирующей моделью.

Как на самом деле складывалась ситуация с «Сапсаном», до сих пор неизвестно. Но фактически отечественные прицельные контейнеры авиационные разработчики получили совсем недавно.

«Сейчас рабочий прицельный контейнер у нас уже есть. Но в 2000-х годах многие иностранные заказчики российской авиационной техники требовали такие устройства, а их, увы, не было», – пожаловался инженер-авиастроитель.
Заблудились в трех соснах

История внедрения подвесных прицельных контейнеров на российскую авиационную технику удивительна. Здесь и фундаментальные разногласия между военными и разработчиками авиационной техники, причем не только по техническим вопросам, но и по применению ППК в современных войнах и военных конфликтах, и таинственная история так и не появившегося «Сапсана». Принятие на вооружение Су-34 с интегрированным «Платаном». Экспортные поставки Су-30 для ВВС Индии, Индонезии, Китая с иностранными прицельными контейнерами. Плюс ко всему работы по созданию самолета пятого поколения. При всей нелепости ситуации разработчики авиационной техники, в частности конструкторы Су-25, Су-30 и Су-35, понимают, какой машина должна быть в современном мире, чтобы не только удовлетворять требованиям ВВС России, но и привлекать иностранных заказчиков. Вроде бы появился и достойный отечественный ППК. Остается надеяться, что враждующие стороны в лице апологетов и противников подвесных прицельных контейнеров примирятся и найдут разумный компромисс, а Военно-воздушные силы России получат действительно универсальные и высокотехнологичные боевые машины. Ведь не всегда российское авиастроение шло только по своему уникальному пути, может быть, иногда имеет смысл оглянуться и на иностранный опыт?
 



комментарии (4):

vlTepes      09/04/2014 [13:18:19]#1
Я так понял на самом деле претензии всего две - почему у Су-25 и Су-34 оптика встроена?Плясать нужно от задач - тем же СУ-35 и МИГ-35 нужен ППК, потому что им этот функционал нужен редко. Это позволяет улучшить характеристики за счет снижения массы и стоимости. А СУ-25 и СУ-34 оптика нужна практически в каждом вылете - потому им выгоднее иметь встроенный комплекс. А ППК им нужен только как временная опция на случай устаревания встроенного - до модернизации встроенного комплекса.

HZ66      09/04/2014 [15:06:33]#2
vlTepes. Использование ППК это один из способов обеспечения боеготовности ВВС. Вышел из строя ПК - в течение получаса меняется контейнер и самолет готов к выполнению боевых задач.

vlTepes      09/04/2014 [15:50:47]#3
HZ66 - а кто против? Нужно просто каждый комплекс делать в двух вариантах - для внутреннего размещения и в виде контейнера. Не думаю, что это так уж сильно увеличит стоимость разработки.

HZ66      10/04/2014 [01:37:59]#4
vlTepes В два раза дороже.







Материалы рубрики

Валерия Комарова, Екатерина Литова, Петр Канаев
РБК
Большая часть кредиторов Utair не поддержала план реструктуризации долгов
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
ВДВойне сильней: воздушно-десантные войска получат собственную авиацию
Наталья Скорлыгина, Герман Костринский, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Экспорт перевозок набирает высоту
Алексей Заквасин
RT
"Французам ничего другого не остаётся": как Париж модернизирует истребитель Dassault Rafale
Олег Москвин, Александр Колпаков
Взгляд
Стоит ли обращать внимание на американскую критику Су-57
Ксения Чемоданова
Телеканал 360
"Аэрофлот" отправил пассажиров из Вены в Ниццу через Москву. Из‐за этого можно судиться
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиаперевозки поставили рекорд на дешевых билетах
Наталья Пономарева
Интерфакс
На особых условиях




BFM
Можно ли рассчитывать на компенсацию при опоздании на стыковочный рейс?
Юлия Сырова
КоммерсантЪ
Достать билет и плакать
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Лаосским летчикам прилетело
Андрей Райский, Анна Занина, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Открыта регистрация на иск
Полина Гриценко
Известия
Посадят цены: Минтранс хочет избавить авиакомпании от "лишних" сборов
Анастасия Демченко
Buying Business Travel Russia
В 2019 году заработают пять международных аэропортов
К. Кривошеев, Е. Черненко, С. Строкань, Я. Соколовская
КоммерсантЪ
Турция поддержала Украину с воздуха
Татьяна Шадрина
Российская газета
Самолеты разводят с домами

РИА Новости
Ученые потеряли связь с российским космическим телескопом "Спектр-Р"
Иван Петров
Российская газета
Минобороны предложило сбивать пассажирские самолеты при реальной угрозе
Николай Протопопов
РИА Новости
Чем обновленный "Ночной охотник" может превзойти американский "Апач"
Тимур Латыпов, Александр Андреев, Алексей Лучников
БИЗНЕС Online
«Альтаир» улетает из ОКБ им. Симонова в "уральские" владения… Азата Хакима
Алексей Рамм, Александр Круглов, Богдан Степовой
Известия
Курс на поражение: самолеты — нарушители госграницы разрешат сбивать

Газета.ru
"Эмоции зашкаливали": Boeing застрял в Иране из-за санкций
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
От NASA ждут особого неприглашения
Михаил Большаков
Взгляд
Почему американские военные самолеты падают все чаще
Марина Мазина
РБК
Новый рекорд Boeing. Почему котировки авиастроителя выросли на 4%
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Исламскую революцию оставили без SSJ 100
Татьяна Ренкова
РБК
Деньги на воздух: авиаторы РТ рассчитывают на более 1 млрд руб. субсидий
Алексей Рамм, Александр Круглов
Известия
Дроны-поводыри: беспилотники впервые указали путь эскадре
Андрей Станавов
РИА Новости
К барьеру. Почему у боевой авиации отобрали гиперзвук

Интерфакс
Экстренная посадка в регионах
Владимир Смирнов, Анастасия Румянцева, Полина Полетаева
RT
"Значительное расширение боевого потенциала": модернизированный бомбардировщик Ту-22М3М совершил первый полёт
Александр Волобуев, Полина Гриценко, Ирина Цырулева
Известия
Цены на взлет: авиабилеты в 2019 году подорожают вслед за керосином
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Между небом и землей. Авиарынок поставил правительство перед сложной дилеммой

ТАСС
"ОДК-Климов" решило проблему импортозамещения ряда авиадвигателей
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Аэроэкспресс срывает стоп-кран. Смольный подготовил альтернативные варианты транспортного сообщения с Пулково
Роман Азанов
ТАСС
"Предела совершенствованию нет". Конструктор Михеев об уникальности вертолетов марки "Ка"

РИА Новости
Мировое воздушное пространство беззащитно перед БПЛА, считают эксперты

BFM
"Решение за акционерами". UTair приостановила выплаты по части кредитов
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Самая большая "Мрия"
Олег Сальманов
КоммерсантЪ - Приложение (Наука)
"Аэрофлот" летит за цифрой
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэропортам Севера" поднимают доходы. ФАС увеличивает тарифы в Якутии и на Колыме
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дорога домой
Владислав Куликов, Иван Петров
Российская газета
Наручное управление
Иван Петров
Российская газета
Тесты в боевых условиях
Александр Манякин
Независимое военное обозрение
"Третий глаз Шивы" в небе
Инна Сидоркова, Максим Солопов
РБК
"Ростех" продал 75% холдинга "Технодинамика" владельцу НК Банка
Елена Шепелева, Анастасия Соломатина
КоммерсантЪ
"Платов" подсчитал пассажиров
Вероника Маслова
КоммерсантЪ
Эволюционные настроения
Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
Мошенничество стало похоже на подкуп. Бывшему замгендиректора РКК "Энергия" переквалифицировали обвинение
Н. Скорлыгина, Д. Скоробогатько, А. Веденеева, О. Никитина
КоммерсантЪ
ГТЛК запланировала себе субсидии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Грузовая перевозка: перевозка манипулятор 5 тонн 6 метров, посетить сайт.
Смотрите тут - Газель с грузчиками для переезда цена можно найти здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer