Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Лопасти экспорта


14 мая 2014 года Анна Назарова, КоммерсантЪ Приложения


Вертолетостроение России — область стабильного роста. Поставки отечественных вертолетов насчитывают около 300 единиц в год, портфель заказов — сотни миллиардов рублей, а география экспорта намного шире, чем у нефтегазового сектора. Отечественный вертолет чуть ли не единственный продукт экспорта, работающий на поддержание имиджа России как высокотехнологичной индустриальной державы.

Несущий винт промышленности
 
Советский авиаконструктор Михаил Миль однажды сказал, что Россия с ее огромными территориями и бездорожьем создана для вертолетов. Отечественное вертолетостроение — единственная отрасль в российском машиностроении, на протяжении последнего десятилетия демонстрирующая устойчивый рост. Согласно данным Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ), производство вертолетов в России с 2004 по 2013 год выросло в 3,5 раза. При этом в промежуток между 2009 и 2013 годами, на которые пришлись тяжелые последствия мирового финансового кризиса, был также показан уверенный рост — на 66%. По результатам 2013 года холдинг "Вертолеты России", в который в 2007 году были консолидированы предприятия отрасли, выпустил 303 вертолета, передав заказчикам 275 машин. Для сравнения: в 1999 году, на который пришлось наибольшее падение производства после распада СССР, на всех российских заводах было собрано 40 новых вертолетов.
 
Закономерно растет и прибыль в этом секторе экономики: согласно данным из открытых источников, в период с 2008 по 2013 год выручка от производства гражданских и военных вертолетов увеличилась с 31 млн до 138 млн руб. Такого значительного ежегодного роста — 20-30% — не показывает даже нефтегазовый сектор. Кстати, если продолжить сравнение с основным продуктом дохода российского бюджета нефтью, то важно отметить, что география экспорта отечественных вертолетов даже шире, чем продукции нефтегазового сектора. Российские вертолеты представлены более чем в 100 странах мира, рынками сбыта являются практически все крупнейшие регионы: Европа, Латинская Америка, Центральная и Южная Африка, Юго-Восточная Азия. Даже США, где собственные военные вертолеты выпускаются компаниями Bell Helicopter, Sikorsky Aircraft и Boeing, закупали российские военно-транспортные Ми-17 В-5 для афганских вооруженных сил.
 
На глобальном рынке вертолетостроения продукция "Вертолетов России" также занимает сильные позиции. В мире эксплуатируется около 29 тыс. гражданских газотурбинных вертолетов (данные JetNet AvData), которые производятся четырьмя крупнейшими международными игроками — Airbus Helicopters (в недавнем прошлом Eurocopter), AgustaWestland, Bell Helicopter и Sikorsky Aircraft — и отечественными "Вертолетами России". В мировом парке вертолетов только машин Ми-8/17 более 8 тыс. единиц. По подсчетам агентства Upcast, Ми-8/17 является самым распространенным газотурбинным вертолетом в мире. По данным "Вертолетов России", на глобальном рынке доля отечественных вертолетов тяжелого класса, в котором российские вертолетостроители традиционно занимают лидирующую позицию, составляет 56%. Правда, в менее тяжелых классах, особенно в нише легких вертолетов (по международной классификации), российская продукция представлена менее массово. Это связано с некоторыми историческими особенностями развития отечественного вертолетостроения.
 
По финансовым показателям "Вертолеты России" соревнуются с гигантами мирового рынка вертолетостроения. Согласно рейтингу The SIPRI Top-100 Arms-Producing and Military Services Companies 2012, объем продаж военной продукции российской компании в 2012 году составил 3,52 млрд руб., показав 28-процентный рост. Для сравнения: компания Sikorsky, входящая в состав одной из крупнейших промышленных групп США United Technologies, показала девятипроцентное падение по аналогичному показателю, а итальянская AgustaWestland просела почти на 15%. Стабильно высокий спрос на вертолеты российского производства гарантирован и в будущем: по итогам 2013 года портфель заказов "Вертолетов России" оценивается в $12,26 млрд. Насколько велика эта цифра, можно судить по конкурентам: Bell Helicopter, входящая в американский конгломерат Textron и выпускающая как военные, так и гражданские вертолеты, отчиталась о портфеле заказов на $6,45 млрд по итогам 2013 года.
 
Технологический задел на перспективу
 
Относительно быстрое восстановление отечественного вертолетостроения после распада СССР объясняется целым рядом как внешних, так и внутренних факторов, не последним из которых является масштабная модернизация производственных мощностей. Стоит отметить, что процесс обновления затронул не один-два завода — речь идет о модернизации отрасли в целом, в которую входят и вертолетные заводы, и поставщики комплектующих, и сервисные предприятия, и конструкторские бюро. С 2008 года техническое перевооружение полным ходом идет на Казанском вертолетном заводе, дальневосточном ААК "Прогресс", Улан-Удэнском авиационном заводе, "Роствертоле", а также в пермском "Редуктор-ПМ" и на других предприятиях холдинга. Инвестиции в тотальное обновление отрасли только в первом полугодии 2013 года выросли на 46,7% по сравнению с тем же периодом 2012 года и достигли 8,3 млрд руб. Из них 4,3 млрд руб. было направлено на развитие производства.
 
Раскручивая будущее
 
Несмотря на то что предприятия вертолетостроительной отрасли не испытывают недостатка в заказчиках, это не мешает им думать о долгосрочной перспективе. Основное направление здесь освоение новых рыночных ниш — легких и средних вертолетов. Эксперты сходятся во мнении, что интерес "Вертолетов России" в этих категориях машин связан с недостаточной диверсификацией производственной линейки холдинга, наличием явного перевеса в пользу продукции военного назначения. Чтобы не зависеть от колебаний спроса в военном сегменте, необходимо развивать и расширять модельный ряд гражданских вертолетов. Позиции российских вертолетостроителей традиционно сильны в нише тяжелых и сверхтяжелых машины, где отечественные поставщики занимают 56% и 74% мирового рынка соответственно. Однако в последнее годы в мире и России наблюдается спрос на более легкие машины: по данным АВИ, только в 2013 году поставки зарубежных вертолетов легкого и среднего классов в Россию выросли на 50% по сравнению с предыдущим годом и составили 145 машин. Отечественные вертолетостроители начали работу в этом направлении: к выходу на рынок готовятся легкие (по российской классификации) вертолеты Ка-226Т, "Ансат", стартовал совместный с AgustaWestland проект создания вертолета максимальной взлетной массой 2,5-3 тонны.
 
Впрочем, самый амбициозный проект в классе средних гражданских вертолетов -RACHEL. Звучное имя RACHEL — аббревиатура Russian Advanced Commercial Helicopter (российский перспективный коммерческий вертолет). Его задача — в перспективе заменить самую успешную машину отечественного вертолетостроения Ми-8/17. За время разработки проект претерпел несколько фундаментальных изменений: вместо сверхскоростных характеристик приоритетными стали экономическая эффективность и экологичность. Выбор приоритетов был сделан в западных традициях — после тщательного маркетингового исследования, проведенного при содействии эксплуатантов авиационной техники. В итоге RACHEL станет многоцелевым коммерческим вертолетом с максимальным взлетным весом 10-12 тонн, который сможет перевозить 21-24 пассажира. Также разрабатываются специализированные версии: поисково-спасательная, патрульная и медицинская.
 
Широкие возможности применения будет иметь и другая разработка в классе средних вертолетов — Ка-62. Благодаря просторному салону Ка-62 подходит для корпоративных и пассажирских перевозок 12-15 пассажиров, а также специальных операций. Это первый гражданский вертолет разработки конструкторского бюро "Камов" с одним несущим винтом, а его рулевой винт выполнен по схеме фенестрон. Проект реализуется с привлечением международной кооперации: Ка-62 оснащается современными двигателями Ardiden 3G французской компании Turbomeca, отвечающими строгим требованиям к экологичности и топливной эффективности, и системой управления двигателями FADEC.
 
В конце прошлого года начались летные испытания еще одной новинки — транспортно-пассажирского Ми-38 с двигателями российского производства. Широкие возможности применения вертолета — перевозка грузов и пассажиров, использование в качестве летающего госпиталя — вкупе с высокой крейсерской скоростью 295 км/ч и дальностью полета 1200 км являются неоспоримыми достоинствами машины. Завершить сертификацию вертолета Ми-38 и начать серийное производство планируется в конце 2015 — начале 2016 годов.
 
Глобальная стратегия российского вертолетостроения — занять 20% рынка к 2020 году. Предпосылки к достижению этой цели налицо: мир становится все более зависимым от вертолетов. Стремительно расширяются сферы применения вертолетов, в критических ситуациях они просто незаменимы. Цены в нефтегазовом секторе, который играет ключевую роль в динамике спроса на вертолеты, стабильны, спрос на военный экспорт высок, госзаказ возобновлен, растет число частных и корпоративных владельцев вертолетов. Дело за малым — не сбавлять оборотов.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer