Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Человек, вернувший "Ил"


16 мая 2014 года Илья Крамник, Lenta.ru


Смерть Виктора Ливанова, генерального директора концерна «Ил», может означать серьезные перемены в развитии отечественной военно-транспортной авиации. Однако говорить о них пока рано. Более уместно вспомнить о наследстве, оставленном многолетним руководителем и генеральным конструктором одной из самых авторитетных авиационных фирм мира.

Уход многолетнего руководителя «Ила» совпал с трудным временем для отрасли в целом: на сегодняшний день производство военно-транспортных самолетов в России буксует, что вызвано как длительным простоем, так и разрывом кооперационных связей с Украиной, где базируется ведущее советское «транспортное» КБ Антонова, специалисты которого помогали, в частности, в разработке Ил-76, единственного на сегодняшний день серийного российского транспортника. При этом объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) испытывает очевидные проблемы с разработкой проектов новых военно-транспортных самолетов. Сроки реализации недопустимо затягиваются, а цены растут.
 
Тем временем мировой рынок военно-транспортной авиации заполняют американцы с современным С-17 Globemaster и бессмертным С-130 Hercules. Рынок третьего мира активно обслуживают китайцы с репликами «антоновских» машин 50-60-х годов разработки. Свою долю пирога получили и европейские производители, представленные современными проектами в легкой категории — испанский С-295, итальянский С-27J — и в средней — новейшим самолетом А-400М концерна Airbus. Ответы на эти вызовы нужно искать немедленно, и, как повлияет на новые разработки смерть генерального конструктора, остается лишь догадываться.
 
Возвращение «76-го»
 
У Виктора Ливанова богатая конструкторская биография, где среди прочего значится и Ил-96-300, последний советский дальнемагистральный лайнер. Так и не пошедший в большую серию из-за распада СССР, недавно он был выведен из эксплуатации «Аэрофлота», хотя еще продолжает нести службу в специальном летном отряде «Россия», ответственном за перевозки первых лиц государства. Тем не менее главным творческим наследством ушедшего конструктора следует считать не создание Ил-96, а перезапуск серийного производства самого распространенного на сегодняшний день творения ильюшинской фирмы — военно-транспортного самолета Ил-76 на Ульяновском авиационном заводе.
 
Творение Генриха Новожилова, самый распространенный тяжелый ВТС в мире, размноженный почти в 1000 экземпляров с середины 70-х по настоящее время, вплоть до 2012 года производился на Ташкентском авиационно-производственном объединении имени Чкалова. Сложные политические отношения с Узбекистаном и нежелание Ташкента включать ТАПОиЧ в состав российского авиационного концерна привели к решению о переносе производства Ил-76 в Россию. Эти планы обсуждались довольно долго, вплоть до 2011 года рассматривались варианты сохранения в Ташкенте производства Ил-76 для гражданских заказчиков и на экспорт. Окончательное решение о прекращении сотрудничества с ТАПОиЧ и производства самолетов Ил-76 в Ташкенте было принято в июне 2011 года.
 
Освоение производства Ил-76 в Ульяновске стало довольно сложной задачей с учетом необходимости перевода рабочей конструкторской документации в цифровой формат и переоснащения производства на фоне сильнейшей кадровой деградации в отрасли. Положение отчасти спас сам завод «Авиастар», имевший небольшие, но регулярные заказы на строительство Ту-204, а также периодически достраивавший из советского задела самолеты Ан-124 «Руслан». Он сохранил достаточный инженерный потенциал, чтобы оказать поддержку конструкторскому бюро в этой работе.
 
Решение о перезапуске производства Ил-76, причем в версии Ил-76МД-90А, отличающейся от исходного Ил-76МД только двигателями и некоторыми технологическими изменениями (вроде неразъемного по длине крыла), часто подвергается критике. В частности, считается, что более эффективным решением была бы ремоторизация имеющегося парка Ил-76 на усовершенствованные двигатели Д-30КП-3 «Бурлак». Это позволило бы инвестировать сэкономленные средства в продолжение разработки перспективного самолета Ил-106 с 80-тонной грузоподъемностью. Теоретически, при возобновлении работ в 2003-2004 годах, он мог бы совершить первый полет уже в 2015-2016-м и пойти в серию к концу 2010-х.
 
Такое решение было бы наилучшим, особенно с учетом того, что даже модернизированный Ил-76 не отвечает перспективным требованиям по грузоподъемности к машинам данного класса: рассчитанный на перевозку техники 70-х годов, он не сможет поднять взвод на перспективных БМП «Курганец-25» или новейший танк «Армата». Уже сейчас наблюдаются проблемы с перевозкой танков Т-90 и модернизированных Т-72, с которых для погрузки в этот самолет приходится снимать бортовые защитные экраны в силу ограничений размеров грузовых «ворот» самолета.
 
Тем не менее есть и аргументы «за». Главный из них — большой риск срыва разработки проекта принципиально нового самолета или ее недопустимое затягивание. В этих условиях Россия рисковала остаться без серийного транспортника вообще как минимум на некоторое время, и решение было принято в пользу Ил-76. В октябре 2012 года подписан 140-миллиардный контракт на производство 39 Ил-76МД-90А для ВВС России. Цена самолета при этом превысила 3,5 миллиарда рублей, что почти втрое дороже Ил-76МД/ТД ташкентской постройки и вдвое — по сравнению с более совершенными Ил-76МФ того же завода. Очевидно, в эту цену заложено и освоение серийного производства, однако перспективы снижения ее до приемлемой для коммерческих заказчиков величины хотя бы в 1,7-1,8 миллиарда оцениваются крайне скептически.
 
22 сентября 2012 года Ил-76МД-90А ульяновской постройки совершил первый полет. Параллельно на заводе начались работы по постройке серийных экземпляров нового «76», ожидается, что первая серийная машина полетит уже в этом году. Обновленный Ил-76 должен также стать базой для перспективного самолета дальнего радиолокационного обнаружения А-100 и для летающего танкера.
 
Мысли о перспективном транспортнике, впрочем, не покидали руководство «Ила»: в марте 2013 года, как сообщал ИТАР-ТАСС, Ливанов заявил о начале разработки ПАК ТА, который, судя по всему, и станет долгожданным отечественным ответом на С-17 Globemaster.
 
Легкая интрига
 
Одним из самых интересных вопросов сегодняшнего российского авиапрома является судьба проектов транспортников в легкой и средней весовых категориях. В легком классе (шесть тонн грузоподъемности) «Ил» еще в 90-е годы прошлого века начал проект Ил-112В, разработка которого сильно затянулась — по состоянию на май 2014 года самолет так и не поднялся в воздух, хотя первоначально это было запланировано еще в 2006 году. В конце 2000-х судьба проекта оказалась под угрозой из-за конфликта с Минобороны — военных не устраивало затягивание сроков и более чем двукратный рост цен на перспективную машину. При этом хорошо просматривалась альтернатива в виде уже летающего совместного российско-украинского Ан-140, военно-транспортный вариант которого Ан-140Т уже разработали, и он мог быть воплощен «в железе» достаточно быстро. Летом 2011 года Минобороны заморозило финансирование проекта Ил-112В.
 
Отношение к самолету, однако, изменилось спустя некоторое время после прихода на пост вице-премьера, курирующего вопросы ОПК, Дмитрия Рогозина. В августе 2013 года были подписаны документы о возобновлении разработки. Первый полет теперь ожидается в 2015-м.
 
Схожая судьба едва не постигла и «средний» проект КБ Ильюшина – 20-тонный Ил-214, проектируемый на замену самолетам Ан-12 и Ан-72/74. Так же, как у легкого Ил-112В, у Ил-214 есть Антоновский конкурент — средний ВТС Ан-178, созданный на основе вполне удачной летающей конструкции Ан-148/158. Проект Ил-214 спасло сотрудничество с Индией: в настоящий момент продолжается разработка этой машины по программе МТС (многофункциональный транспортный самолет, или Multi-Role Transport Aircraft, MTA). В мае 2012 года был подписан контракт на постройку 205 машин данного типа для ВВС России (105 единиц), Индии (40 единиц) и на экспорт (60 единиц).
 
Виктор Ливанов ревниво относился и к другому антоновскому проекту — многофункциональному турбовинтовому транспортнику Ан-70, способному взлетать и садиться на короткие площадки с 30-тонным грузом. С учетом этой способности а также 47-тонной максимальной грузоподъемности при эксплуатации с нормальных полос, машина в значительной мере вторгалась в нишу Ил-76, который превосходила по экономичности и габаритам проема грузовой кабины, что значительно облегчало погрузку.
 
В итоге Ан-70 убрали «с глаз долой, из сердца вон» — на Казанское авиационное производственное объединение (КАПО), один из самых «нездоровых» на сегодня российских авиазаводов. Поэтому все планы производства машины, о необходимости которой неоднократно заявляли и ВВС России, и ВДВ, судя по всему, рискуют остаться на бумаге.
 
***
Вряд ли стоит сомневаться, что в ближайшие год-полтора мы увидим поставленный в лучших отечественных традициях политэкономический сериал вокруг наследства Виктора Ливанова. Впрочем, надо сказать, что сегодня все его «дети» надежно защищены. Глядя на события на Украине, вряд ли кто в здравом уме и твердой памяти рискнет предложить сейчас альтернативу отечественной разработке в виде украинского самолета, какими бы привлекательными характеристиками тот ни обладал. Определенная ревизия проектов, впрочем, неизбежна, хотя о ее очертаниях можно только догадываться. Одно, впрочем, точно останется неизменным. Ил-76 — великое творение Генриха Новожилова, возвращенное к жизни Виктором Ливановым, со стопроцентной вероятностью останется в серии. Ресурс современных военно-транспортных самолетов измеряется многими десятками лет и столь же многими десятками тысяч летных часов, и вряд ли мы сильно ошибемся, предположив, что свое столетие в 2071 году этот летающий памятник советским авиаконструкторам встретит в воздухе — и в строю.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer