Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Права авиапассажиров: "невозвратные" билеты тоже можно сдавать


21 мая 2014 года Анна Добрюха, РАПСИ


Нынешний отпускной сезон ознаменуется серьезным новшеством: в России официально вводятся «невозвратные» авиабилеты. Продавать их на законных основаниях смогут, в том числе, зарубежные компании, чьи рейсы вылетают из нашей страны. При этом законодательство сохраняет для пассажиров ряд важных гарантий. О том, к чему быть готовыми и как отстоять свои интересы отпускникам-путешественникам - в очередном выпуске нашей рубрики.

"Еще не вечер"

Месяц назад президент Владимир Путин подписал законопроект о поправках в Воздушный кодекс России (см. федеральный закон от 20 апреля 2014 года № 79-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"). Сбылось то, о чем давно мечтали авиакомпании: перевозчикам разрешили продавать билеты по "невозвратным" тарифам.

Горькую пилюлю для пассажиров приправили обнадеживающим обещанием: места на рейсах по таким тарифам будут стоить дешевле. Ведь обычно авиаперевозчики закладывают в цену билетов, в том числе, риск, что часть путешественников откажется от полета, деньги придется вернуть и возникнут убытки из-за пустых кресел. При новом раскладе такие издержки им не грозят, а значит и стоимость перевозки для пассажиров можно снизить.

Впрочем, в самом законе приятные перспективы не прописаны. Однако содержится ряд гарантий, которые помогут пассажирам в ряде случаев отстоять свои интересы (см. ниже).

Также стоит иметь в виду: поправки вступают в силу по истечении 60 дней после дня официального опубликования. Текст ФЗ № 79 был размещен на официальном интернет-портале правовой информации 21 апреля. Соответственно, новые правила будут действовать в отношении авиабилетов, купленных после 21 июня. До этой даты при отказе от полета пассажиры вправе требовать возврата денег в соответствии со "старой" редакцией статьи 108 Воздушного кодекса РФ. А именно: если сдать билет не позднее чем за 24 часа до отправки самолета, то авиаперевозчик обязан вернуть уплаченную сумму полностью. Если же билет сдается позднее, то с пассажира могут удержать не более 25% стоимости авиаперевозки.

Вернут, но не все

Новые правила вводят альтернативу: авиакомпания и пассажир могут заключить договор с условием о возврате провозной платы при отказе от полета либо - «невозвратный» договор. Разумеется, необходимая информация о виде договора должна будет предоставляться гражданам в наглядной форме перед приобретением билета.

Обратите внимание: даже при покупке с условием возврата последствия отказа от полета будут существенно отличаться от прежних правил (см. выше). Новая редакция статьи 108 ВК РФ значительно расширена и дополнена. Основные пункты, которые стоит знать пассажиру, такие:

1) Если вы приобретаете билет с условием о возможности возврата и сдаете его не позднее чем за 24 часа до начала регистрации на рейс, то авиакомпания должна будет вернуть уплаченную сумму, но вправе удержать «фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира». Перечень расходов, которые авиакомпания сможет списать на свои издержки, будет установлен уполномоченным органом в области гражданской авиации (согласно пункту 4 статьи 107 ВК РФ в новой редакции). Пассажир в любом случае вправе потребовать полный расклад с указанием всех расходов и сумм в письменной форме.

2) Если вы покупаете билет с условием о возврате и сдаете в последние сутки, но до окончания регистрации на рейс, авиаперевозчик вправе удержать свои фактические расходы (см. выше), а также неустойку в размере до 25% от стоимости билета.

3) При возврате билета после окончания регистрации на рейс пассажиру не выплатят ни копейки.

Заболел? Требуй компенсацию по полной программе!

Если пассажир приобрел билет по "невозвратному" тарифу, по общему правилу при отказе от полета ему рассчитывать не на что, причем независимо от времени обращения к авиаперевозчику. Однако закон предусматривает целый список важных исключений - когда гражданину должны вернуть уплаченную за билет сумму ПОЛНОСТЬЮ.

Важно: эти исключения действуют как при "невозвратном", так и при "возвратном" тарифе. Ситуации такие:

- Заболел либо сам пассажир, либо член его семьи или близкий родственник, которые должны лететь вместе с ним тем же рейсом. К членам семьи в данном случае закон относит супругов, родителей и детей (в том числе усыновленных). Под близкими родственниками понимаются дедушки, бабушки, внуки, а также братья и сестры - как полнородные, так и неполнородные. Чтобы получить уплаченную сумму при отказе от полета, нужно обратиться к авиаперевозчику не позднее окончания регистрации на рейс. Понадобится предъявить медицинские документы, подтверждающие болезнь.

- Смерть члена семьи или близкого родственника также является уважительной причиной, при которой пассажиру должны вернуть полную стоимость билета. В авиакомпанию нужно обратиться на тех же условиях, что и в предыдущем случае: до окончания регистрации и предъявить документальное подтверждение причины отказа от полета.

- Задержка вылета или иные действия (бездействие) авиаперевозчика, в результате которых нарушается договор воздушной перевозки пассажира (например, отмена или перенос рейса).

На заметку

Существуют ситуации, когда авиакомпания вправе снять пассажира с рейса по своей собственной инициативе. В таких случаях в соответствии с новой редакцией статьи 107 ВК РФ издержки распределяются следующим образом:

- Если пассажира не допускают к полету из-за нарушения им паспортных, таможенных правил, наличия при себе или в багаже предметов (веществ), запрещенных к воздушной перевозке, отказе оплатить сверхлимитный багаж, и при этом билет куплен по "возвратному" тарифу, то авиакомпания обязана вернуть стоимость билета, удержав свои фактические расходы и неустойку в размере до 25% уплаченной суммы. При "невозвратном" тарифе пассажиру не выплачивается ничего.

- Если гражданина снимают с рейса в связи с тем, что состояние его здоровья "требует особых условий перевозки" либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, то авиакомпания обязана вернуть всю уплаченную сумму независимо от вида тарифа. А вот если состояние здоровья "создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц", то пассажиру отказывают в перелете без каких бы то ни было компенсаций. В данном случае речь может идти, например, о туристах, которые перед посадкой ударно "принимают на грудь".

- Наконец, если пассажир нарушает правила поведения на борту, создавая угрозу безопасности полета либо жизни и здоровью других лиц, или отказывается выполнять распоряжения командира экипажа, дебошира снимают с рейса без возврата стоимости билета.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer