Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиакосмический салон ILA-2014 сюрпризов не принес


26 мая 2014 года Сергей Птичкин, Российская газета


В воскресенье, 25 мая, в Берлине завершился Международный авиакосмический салон ILA-2014. Никаких запоминающихся новинок показано не было, масштабных контрактов никто ни с кем не заключал. Удивительно, но, похоже, руководство Германии само сделало все, чтобы берлинские авиационно-космические салоны вновь превратились в заурядный европейский междусобойчик.

Сложилась парадоксальная и не очень приятная ситуация. Руководство США давит на своих европейских союзников, чтобы они жестко ограничили все свои связи с Россией. А деловым кругам Европы выгодно как раз расширять эти связи, особенно в области бизнеса. Но и не выполнять указаний Вашингтона они тоже не могут.
 
Объединенная российская экспозиция Роскосмоса, ОАК, Объединенной двигателестроительной корпорации и холдинга "Вертолеты России" была интересной по содержанию, но непривычно пустой. Обычно накануне таких салонов участники рассылают приглашения своим партнерам и возможным заказчикам с предложением ознакомиться с новейшими достижениями и провести переговоры. Российская сторона такие приглашения отправила. Но ответов не получила. Это был явный бойкот.
Впрочем, в шале специалисты украдкой, но приходили.
 
Например, в шале ведущего российского предприятия "Информационные спутниковые системы" им. М.Ф Решетнева переговоры шли с утра до вечера. Как рассказала начальник управления коммуникационного менеджмента предприятия Светлана Башкова, президент одной из ведущих европейских корпораций специально прилетел из Парижа в Берлин, чтобы провести лишь час переговоров с руководителем "Информационных спутниковых систем" Николаем Тестоедовым.
 
Предприятие имени Решетнева, расположенное в далеком сибирском Железногорске, специализируется на создании космических аппаратов самого различного назначения, считается одним из крупнейших в мире. Оно вполне самодостаточно и в состоянии выпускать сложнейшие изделия без комплектующих из-за рубежа, что в общем-то и делало все годы своего существования во времена СССР. Но раз политико-экономическая ситуация последних двадцати лет позволила использовать западную элементную базу при производстве космических аппаратов, почему бы этим не воспользоваться. Европейские партнеры ценят российские "Информационные спутниковые системы" не только за то, что там приобретают их продукцию, но и за то, что специалисты-решетневцы помогают им самим строить спутники. Сибирская конструкторская школа считается одной из лучших в мире.
 
В рамках ILA-2014 это предприятие подписало соглашение с "Эрбас" о дальнейшем сотрудничестве. Соглашение небольшое, но и оно стало показателем.
 
Заместитель руководителя Германского космического агентства доктор Томас Вайсенберг высказал уверенность, что политика - политикой, а сотрудничество в области высоких космических технологий должно продолжаться. По его словам, в этом процессе заинтересованы все, поскольку он взаимовыгодный.
 
Накануне открытия ILA-2014 один из руководителей "Сименса" заявил, что в России эта компания присутствует с XIX века и сворачивать свою деятельность под чьим-то нажимом не собирается. Эти слова отражают мысли деловых кругов Европы. Но политика давит и давит. Салон открывала канцлер Меркель. И сразу случился весьма показательный конфуз.
 
Как известно, части бундесвера, верные союзническому долгу НАТО, присутствуют в Афганистане. Вот только их жизнеобеспечение там стало возможно не благодаря американским транспортным самолетам "Геркулес", а российским "Русланам". Бундесвер бесперебойно снабжается в Афганистане лишь потому, что компания "Волга-Днепр" предоставила в распоряжение Германии несколько своих гигантских самолетов-транспортников Ан-124-100 "Руслан", вместе с экипажами, кстати. Эти самолеты базируются в Лейпциге, откуда и совершают регулярные рейсы в Афганистан и обратно.
 
Организаторы нынешнего салона попросили, чтобы один из "Русланов" после возвращения из Афганистана, прилетел в Берлин и на время стал самым большим экспонатом ILA-2014. Самолет занял свое место и сразу оказался в центре внимания. Выяснилось, что трибуна, с которой Меркель должна выступить и объявить об открытии салона, стоит на фоне русского крылатого гиганта. Чиновники потребовали немедленно убрать Ан-124-100 на самый край аэродрома. И это не смотря на то, что сейчас "Руслан" работает исключительно в интересах немецкого бундесвера. И именно тот самолет, который резанул глаза верноподданных Вашингтону немецких чинуш, буквально накануне выполнил небезопасный рейс, прилетев из воюющей страны в Германию.
 
Самолет убрали, что вызвало язвительные комментарии практически всех немецких журналистов, работавших на салоне. Они обратили внимание на то, что канцлер произносила торжественную речь на фоне лайнеров А-380 и А-350. Но один был в так называемой ливрее Объединенных Арабских Эмиратов, а другой в раскраске авиакомпании Катара - первого заказчика нового самолета "Эрбаса". Никаких ярко выраженных символов Германии или ЕЭС за спиной фрау Меркель не оказалось.
 
Во время ритуального обхода выставки VIP-персоны зашли в "космический павильон", в котором находилась и объединенная экспозиция России. Меркель осмотрела стенд Европейского космического агентства и пошла дальше. В сторону российской экспозиции она даже не глянула. И в течение всей работы салона, стоит повторить, к нам не зашел ни один высокий европейский чин, хотя в прежние годы многие считали честью для себя засвидетельствовать почтение авиапрому и космической отрасли России именно в рамках выставки в Берлине. Почему? Да потому, что лишь благодаря нашей стране салон ILA превратился из национального в действительно международный.
 
Далеко не все знают, что первый авиасалон в Германии прошел 105 лет назад. В 30-е годы ХХ века выставки авиационной техники проходили с особым размахом. Но после окончания Второй мировой нынешние "верные" союзники Германии, а тогда ее заклятые враги, просто запретили немцам заниматься авиастроением. Одна из самых передовых в мире авиашкол была фактически уничтожена. Разрыв в поколениях авиастроителей ощущается до сих пор.
 
С большим трудом и ценой огромных финансовых затрат западным немцам удалось восстановить собственное авиастроение и даже приступить к  освоению космических технологий ближе к концу ХХ века. К тому времени в Европе утвердились две площадки для международного показа авиационных и космических новинок - во французском Ле Бурже и британском Фарнборо.
 
После объединения ФРГ и ГДР в единую страну немцам очень захотелось иметь свой аэрокосмический салон, чтобы всем показать - они полностью оправились от ран Второй мировой, Германия вновь становится мировым лидером в области высоких технологий. Но британцы и французы с восторгом эту идею не приняли, выставочную инициативу немцев не поддержали. Напротив, делали все, чтобы салон в Берлине не стал международным, а остался по уровню чисто национальным.
 
На помощь пришла Россия. В разрушенном Советском Союзе пришлось буквально спасать авиационную и космическую промышленность от безумства рыночной политики так называемых "младореформаторов". Помочь в этом могла публичная демонстрация отечественных технологических достижений.
 
Авиапоказы решено было проводить в Жуковском, на аэродроме ЛИИ имени М.М. Громова. Его главными организаторами стали те, кто имел прямое отношение к летной и научно-исследовательской работе в области авиации и космонавтики. Этим профессионалам сразу стало понятно, что надо проводить не просто развлекательные шоу, а серьезные выставки высоких технологий.
 
Техническим специалистам и настоящим фанатам авиации России и Германии удалось договориться о том, что наша страна станет активно поддерживать только что организованную и пока еще слабенькую экспозицию в Шонефельде, а германская авиапромышленность сама станет постоянным экспонатом Международного авиакосмического салона в Жуковском и будет привлекать для участия в нем своих европейских партнеров.
 
В 1994 году тогдашний руководитель ILA доктор Ханс-Эбехард Бирке и замдиректора МАКС по выставочной деятельности Николай Занегин подписали соответствующее соглашение, ставшее судьбоносным. МАКС и ILA к концу ХХ века вошли в число крупнейших мировых салонов, составив достойную конкуренцию Ле Бурже и Фарнборо.
 
В 2004 году на пике дружбы России и Германии было подписано дополнительное соглашение "Россия - приоритетный партнер ILA". С тех пор наше участие в берлинском салоне только наращивалось. А он сам с каждым разом становился солиднее и интереснее. Так что немецким политикам было за что благодарить нашу страну.
 
Не смотря на санкции, в рамках ILA-2014 нашли возможность торжественно отметить сразу две круглых даты - 20 лет сотрудничества салонов ILA - МАКС и 10 лет с момента заключения соглашения о том, что Россия - приоритетный партнер берлинского авиасалона. Причем инициатором торжеств стала немецкая сторона - дирекция берлинского салона.
 
Организаторы ILA прекрасно понимают, что показ авиационной и космической техники в Берлине сохранит международный статус лишь в том случае, если в нем продолжит участвовать Россия. В противном случае он опять станет заурядным провинциальным мероприятием в рамках Западной Европы. При этом и Великобритания, и Франция, и США фактически игнорируют ILA - их участие в салонах всегда было символическим.
 
Страной-партнером ILA-2014 на этот раз выбрали Турцию, где стремительно развивается собственный военно-промышленный комплекс. Турки привезли образцы практически всех самолетов, стоящих на вооружении ВВС этой страны. В основном они американские. Впечатлил старый "Фантом" с какой-то зловещей раскраской и акульим оскалом. Выставили они и спроектированный собственными силами вертолет "АТАКА". Специалистов удивила в нем система подачи боеприпасов к скорострельному пулемету в носовой части. Боекомплект вертолета находится за кабиной пилотов, а пулеметная лента движется по желобу сложной конструкции с внешней стороны борта. Эксперты сошлись во мнении, что такое боепитание - самое неудачное, что можно было придумать. Еще турки показали беспилотный летательный аппарат с игривым в нашем восприятии названием "АНКА".
 
Россия не привезла пилотируемых летательных аппаратов. Но все первые дни летная программа ILA-2014 начиналась прекрасным пилотажем МиГ-29 ВВС Польши. На внутренней стороне килей польских МиГов нарисованы портреты героев сопротивления, погибших в борьбе с немцами в годы Второй мировой. Начертано имя героя и даты его жизни. Такая зримая память очень трогает за сердце. Чешские ВВС выставили ряд вертолетов Ми-8 и Ми-24В. Борт одного из Ми-24 украшал яркий рисунок уссурийского тигра. Весьма впечатляюще.
 
Вообще те летчики НАТО, которые еще летают на самолетах и вертолетах, доставшихся им от Варшавского Договора, своими машинами очень довольны. После проведенных модернизаций МиГ-29 способен составить конкуренцию истребителям, разработанным гораздо позже. А Ми-24В был и остался одним из наиболее грозных боевых вертолетов в мире.
 
Воздушный показ ILA-2014 не идет ни в какое сравнение с теми авиашоу, что устраиваются в небе наших МАКСов. Но все равно интересно. Запомнился бой двух вертолетов "Тигр". Конечно, это была имитация воздушной схватки, но раньше лично я такого не видел. Можно сказать: одна русская "Акула" убила бы двух немецких "Тигров" в реальном бою в первую же минуту схватки. По маневренности и вооружению новейший европейский боевой вертолет явно уступает уже старому Ка-50. И очень жаль, что принятая на вооружение "Черная акула" в войска так и не поступила.
 
Общий интерес вызывал ежедневный полет реактивного истребителя Ме-262. Трудно поверить, но немецкий реактивный истребитель впервые поднялся в небо в 1942 году. Его скорость достигала почти 900 км/час. Можно лишь представить, какое впечатление он производил на летчиков, сидевших в кабинах поршневых истребителей. И как бы изменилась ситуация в небе Второй мировой, если бы Германии удалось наладить массовый выпуск таких истребителей хотя бы в 1944 году. К счастью не сложилось.
 
Показанный Ме-262 - это так называемая реплика старого самолета. Но важен факт бережного отношения Германии к истории своей техники. Вообще историю забывать не стоит. Только на нашей памяти она столько уроков преподала, что не усваивает их лишь тот, у кого, наверное, напрочь отсутствуют мозги. История зарождения и существования международного салона в Германии под названием ILA тоже должна кое-чему научить, в противном случае показы на аэродроме Шонефельд вновь превратятся в местечковое аэрошоу.
 
Завершился салон двумя днями массовых посещений. И в эти дни российские стенды были заполнены народом. Простые берлинцы с огромным интересом рассматривали и наши ракеты, и наши спутники, и макет лучшего фронтового истребителя - МиГ-29, и макет учебно-боевого Як-130. Многим понравился и гражданский "Суперджет". Подавляющее большинство немцев за дружбу с Россией - и это было видно в паблик-дни ILA-2014.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer