Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как ФАС борется с конкуренцией на рынке авиаперевозок


29 мая 2014 года Михаил Блинкин, Forbes


Некоторое время назад Федеральная антимонопольная служба заявила о наличии признаков нарушения законодательства со стороны восьми ведущих российских авиакомпаний. Нарушения, по мнению ФАС, «выразились в навязывании потребителям тарифов без учета динамики потребительского спроса по мере приближения к дате вылета». ФАС полагает, что «тарифы должны не только повышаться, но и снижаться по мере приближения к дате вылета, с учетом динамики изменения потребительского спроса и объема реализованных авиабилетов за конкретный период времени (процента занятости кресел)».

Стремление к «справедливой цене» на авиабилеты может привести к прямо противоположным результатам
 
Согласно предписанию ФАС, уже начиная с 15 мая авиакомпании были обязаны продавать билеты «последнего часа» с дисконтом, обеспечивающим максимальную занятость кресел. Deadline миновал, требование ФАС, к счастью, увязло в согласованиях и пока что не выполнено.
 
Так что еще не поздно разобраться в существе дела.
 
Начну с констатации: российский авиатранспортный бизнес вот уже несколько лет подряд демонстрирует стабильный рост по всем основным показателям. Самый важный из них – предложение «провозных возможностей», измеряемое количеством кресло-километров, предоставленных авиаперевозчиками на всех регулярных авиалиниях страны (Available Airline Seat Kilometers), рос темпами до 8% в год.
По этому показателю российская авиация (согласно рейтингу Мирового банка «The Global Competitiveness Report») прочно вышла в мировую высшую лигу, заняв в 2013 году вполне почетное 11-е место с весьма незначительным отрывом от прочих авиационных держав, за исключением США и Китая (см. таблицу).
 
Мировой банк рейтингует масштабы авиационной деятельности в странах мира не по объему перевозок, а именно по предоставленным провозным возможностям. Логика здесь в том, что мера использования провозных возможностей, то есть количество занятых кресел, о котором беспокоится ФАС, традиционно считается суверенным делом авиаперевозчика: его задача не в том, чтобы набить борт под завязку, а в том, чтобы выйти на некоторый стабильный доходный оптимум.
 
Это обеспечивается за счет использования акцептованной Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) модели тарифов и продаж, проверенной практикой продаж за последние полвека и «запаянной» в современных IT-системах бронирования. Модель устроена по типу «игры с не противоположными интересами», участниками которой являются авиакомпании и различные категории пассажиров. В ней учитывается множество конкретных обстоятельств: от особенностей потребительского поведения в разрезе различных категорий пассажиров и назначения поездок (деловых, туристических, реализующих семейные и социальные связи) до регулирования cash-flow по глубине продаж и относительно дня вылета.
 
Для многочисленных пассажиров, планирующих частные поездки, главный вопрос – цена. При заблаговременном (к примеру, за 90 дней) бронировании и на относительно жестких условиях возврата и обмена они имеют возможность купить билет экономкласса по весьма щадящим ценам.
 
Для пассажиров, совершающие деловые поездки, главный вопрос – наличие билета в кассе близко к дате вылета, гибкие правила возврата и обмена, мягкие условия бронирования (например, в части максимального срока нахождения в пункте назначения). За эти «удовольствия» такие пассажиры готовы платить достаточно высокую цену, в которой заложено своего рода перекрестное субсидирование пассажиров, купивших свои билеты дешево и загодя.
 
Для компании-продавца важно обеспечить ритмичность продаж, получить определенную часть выручки задолго до вылета, заместив тем самым банковские кредиты, потребные для пополнения оборотных средств.
 
Таким образом, при правильных настройках (а любые иные давно были бы отбракованы практикой!) в этой «игре с не противоположными интересами» в выигрыше остаются все участники. При этом точка равновесия вовсе не обязательно достигается здесь при 100-процентной занятости кресел.
 
Наличие на борту определенного количества свободных мест не считается критичным ни в теории, ни в коммерческой практике.
 
Глава ФАС Игорь Артемьев полагает, что эта модель несправедлива, а ее популярность обусловлена «влиянием Запада». На самом деле во всей этой «тарифной математике» политического влияния не больше, чем в формулах расчета подъемной силы крыла. Набравшись храбрости, можно пересмотреть и эти формулы, опираясь, к примеру, на соображения социальной справедливости. Боюсь только, что самолет не взлетит...
 
Последствия реализации альтернативного алгоритма, предложенного ФАС, достаточно ясны.
 
Авиакомпании будут терять доходы по причине недобора выручки от «поздних» пассажиров, то есть от продаж в сегменте высокомаржинальной клиентуры, которая сможет впредь приобретать дешевые билеты незадолго до вылета. Подобные подарки не бывают бесплатными. Эта клиентура заодно утратит привычный для себя практически гарантированный шанс приобретения билета незадолго до вылета, крайне ценный для деловых платежеспособных пассажиров.
 
Произойдет рост себестоимости перевозок, обусловленный снижением глубины продаж и, соответственно, необходимостью пополнения оборотных средств за счет банковского кредита.
 
Два названных выше фактора вызовут существенный рост среднего уровня тарифов. Это обстоятельство ударит по категории пассажиров, наиболее чувствительных к цене билета. Соответственно, упадет объем перевозок, а вслед за тем и предложение провозных возможностей.
 
Рост издержек может привести к уходу с рынка небольших перевозчиков и ухудшению конкурентной среды на многих маршрутах.
 
Словом, последствия нововведения будут прямо противоположны тому, чего ожидает ФАС.
 
Не менее важно уяснить основание, по которому ФАС счел правомерным свое вмешательство в вопросы тарифно-сбытовой стратегии, то есть в самую сердцевину коммерческой деятельности авиакомпаний. В релизе ФАС таким основанием названо «доминирующее положение на отдельных товарных рынках», которое, по мнению ведомства, занимают «Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», «Ютэйр» и еще четыре авиакомпании «второго ряда».
 
В мировой транспортной практике сосуществуют два популярных формата: «один маршрут – один перевозчик» (предполагающий конкуренцию за маршрут) и «один маршрут – несколько перевозчиков» (предполагающий конкуренцию за пассажира на маршруте). И в том и в другом случае степень монополизации рынка оценивается по сети в целом, а не по отдельному маршруту. По этому (вполне общепринятому!) критерию ни одна из названных компаний, даже «Аэрофлот», на доминирующее положение не тянет.
 
И наконец, последнее обстоятельство: по порядку, но не по важности. В последнее время язык общения ФАС с предприятиями воздушного транспорта нередко носит ультимативный характер. При этом игнорируется мнение участников отрасли, экспертных институтов и даже непосредственных регуляторов. На практике эта «пагубная самонадеянность» ведет к весьма невеселым экономическим последствиям, которые будут ощутимы далеко за пределами авиатранспортной отрасли. В ситуации, когда одно из ведомств рискует нанести весомый урон индустрии, стоит сделать революционные предложения ФАС предметом детального и открытого экспертного обсуждения. В конечном итоге здесь необходим арбитраж высокого правительственного уровня. Иначе может быть создан скверный прецедент с еще более скверными последствиями: не взлетим…



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer