Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Конструктор, ученый, министр


30 апреля 2014 года Алла Салагина, Военно-промышленный курьер


При жизни имя первого министра радиотехнической промышленности Валерия Дмитриевича Калмыкова было почти неизвестно. Крупнейшей отраслью военно-промышленного комплекса Советского Союза, занимавшейся разработкой и внедрением качественно новых видов боевой техники, проведением космических исследований, Калмыков руководил двадцать лет.

В двадцать семь лет – инженер-конструктор. В тридцать – главный инженер, главный конструктор. В тридцать четыре года – директор НИИ-10, ведущего научно-исследовательского института специального приборостроения судостроительной промышленности, создавшего первые образцы радиоэлектронной военной техники. В 45 лет – министр радиопромышленности СССР.
 
Яркая личность и талантливый руководитель, увлеченный делом человек – таким мы знали и помним Валерия Дмитриевича Калмыкова.
 
В годы Великой Отечественной Валерий Калмыков все свои силы и талант конструктора, ученого и руководителя направил на создание новых видов вооружения для Советской армии. За успешное выполнение заданий правительства по развитию радиолокационной техники институт, возглавляемый Калмыковым, награждается в победном 1945-м орденом Ленина, в 1949 году выдающийся конструктор становится лауреатом Сталинской премии.
 
Пути бывших союзников разошлись после победы над фашистской Германией. В разрушенном СССР вынуждены были бросить огромные средства на форсированное создание атомного оружия, баллистических и зенитных управляемых ракет, средств радиолокации.
 
Организация этих работ была возложена на специально образованные в Министерстве государственной безопасности управления, одно из которых (Третье главное управление) занималось радиолокацией и управляемыми снарядами, в частности зенитными управляемыми ракетами. Главным инженером, а чуть позже заместителем начальника этого управления становится Калмыков.
 
В 1952 году утверждается Государственная программа по созданию ракетных комплексов различного назначения. Валерий Калмыков становится одним из руководителей программы и первым руководителем испытаний.
 
Колыбелью отечественной защитной ракетной техники стали курируемые Калмыковым головная организация по разработке управляемых снарядов и систем их наведения – легендарное КБ-1 (сегодня ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей») и знаменитый полигон в низовьях Волги Капустин Яр. Именно на этом полигоне прошли испытания первой ракетной системы ПВО С-25 «Беркут», а также ракет С-75 «Двина», «Десна» и «Волхов».
 
По инициативе Калмыкова начали осуществляться многие крупные программы в передовых областях радиоэлектроники: по вычислительной технике, спутниковой радиосвязи, радиолокации, технологии создания многослойных печатных плат, что способствовало широкому внедрению в вооружение и военную технику микроэлектроники.
 
Реализация этих программ позволила в дальнейшем создать современное вооружение для всех видов Вооруженных Сил.
 
Именно в этот период создается ракетный щит страны. Войска противовоздушной обороны (ПВО) получили современные зенитные системы – С-25, С-75, С-200, С-300П.
 
В 1960 году Совет министров СССР поручил НИИ-20 опытно-конструкторскую разработку ЗРК «Оса», который предназначался для прикрытия мотомеханизированных колонн на марше от ударов фронтовой авиации противника. Калмыков, привлекая лучших разработчиков, представителей Министерства обороны, добился успеха. Сухопутные войска впервые получили специально созданные современные средства ПВО: зенитные ракетные комплексы «Стрела», «Игла», «Шилка», «Тунгуска», «Крут», «Оса», «Тор», «Куб», «Бук». Разработана и первая система для борьбы с тактическими, оперативно-техническими баллистическими ракетами большого радиуса действия – С-300-В, «Антей-2500».
 
Семья Калмыкова бережно хранит его многочисленные награды, в том числе Золотую звезду Героя Социалистического Труда, которой он был удостоен за выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечение успешного полета советского человека в космическое пространство. Сын Валерия Дмитриевича – д. т. н., профессор МГТУ им. Баумана, первый вице-президент Международной академии связи Вадим Валерьевич Калмыков рассказывает, что отец всегда гордился тем, что живет и работает на укрепление могущества Советского Союза.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer