Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Конструктор, ученый, министр


30 апреля 2014 года Алла Салагина, Военно-промышленный курьер


При жизни имя первого министра радиотехнической промышленности Валерия Дмитриевича Калмыкова было почти неизвестно. Крупнейшей отраслью военно-промышленного комплекса Советского Союза, занимавшейся разработкой и внедрением качественно новых видов боевой техники, проведением космических исследований, Калмыков руководил двадцать лет.

В двадцать семь лет – инженер-конструктор. В тридцать – главный инженер, главный конструктор. В тридцать четыре года – директор НИИ-10, ведущего научно-исследовательского института специального приборостроения судостроительной промышленности, создавшего первые образцы радиоэлектронной военной техники. В 45 лет – министр радиопромышленности СССР.
 
Яркая личность и талантливый руководитель, увлеченный делом человек – таким мы знали и помним Валерия Дмитриевича Калмыкова.
 
В годы Великой Отечественной Валерий Калмыков все свои силы и талант конструктора, ученого и руководителя направил на создание новых видов вооружения для Советской армии. За успешное выполнение заданий правительства по развитию радиолокационной техники институт, возглавляемый Калмыковым, награждается в победном 1945-м орденом Ленина, в 1949 году выдающийся конструктор становится лауреатом Сталинской премии.
 
Пути бывших союзников разошлись после победы над фашистской Германией. В разрушенном СССР вынуждены были бросить огромные средства на форсированное создание атомного оружия, баллистических и зенитных управляемых ракет, средств радиолокации.
 
Организация этих работ была возложена на специально образованные в Министерстве государственной безопасности управления, одно из которых (Третье главное управление) занималось радиолокацией и управляемыми снарядами, в частности зенитными управляемыми ракетами. Главным инженером, а чуть позже заместителем начальника этого управления становится Калмыков.
 
В 1952 году утверждается Государственная программа по созданию ракетных комплексов различного назначения. Валерий Калмыков становится одним из руководителей программы и первым руководителем испытаний.
 
Колыбелью отечественной защитной ракетной техники стали курируемые Калмыковым головная организация по разработке управляемых снарядов и систем их наведения – легендарное КБ-1 (сегодня ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей») и знаменитый полигон в низовьях Волги Капустин Яр. Именно на этом полигоне прошли испытания первой ракетной системы ПВО С-25 «Беркут», а также ракет С-75 «Двина», «Десна» и «Волхов».
 
По инициативе Калмыкова начали осуществляться многие крупные программы в передовых областях радиоэлектроники: по вычислительной технике, спутниковой радиосвязи, радиолокации, технологии создания многослойных печатных плат, что способствовало широкому внедрению в вооружение и военную технику микроэлектроники.
 
Реализация этих программ позволила в дальнейшем создать современное вооружение для всех видов Вооруженных Сил.
 
Именно в этот период создается ракетный щит страны. Войска противовоздушной обороны (ПВО) получили современные зенитные системы – С-25, С-75, С-200, С-300П.
 
В 1960 году Совет министров СССР поручил НИИ-20 опытно-конструкторскую разработку ЗРК «Оса», который предназначался для прикрытия мотомеханизированных колонн на марше от ударов фронтовой авиации противника. Калмыков, привлекая лучших разработчиков, представителей Министерства обороны, добился успеха. Сухопутные войска впервые получили специально созданные современные средства ПВО: зенитные ракетные комплексы «Стрела», «Игла», «Шилка», «Тунгуска», «Крут», «Оса», «Тор», «Куб», «Бук». Разработана и первая система для борьбы с тактическими, оперативно-техническими баллистическими ракетами большого радиуса действия – С-300-В, «Антей-2500».
 
Семья Калмыкова бережно хранит его многочисленные награды, в том числе Золотую звезду Героя Социалистического Труда, которой он был удостоен за выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечение успешного полета советского человека в космическое пространство. Сын Валерия Дмитриевича – д. т. н., профессор МГТУ им. Баумана, первый вице-президент Международной академии связи Вадим Валерьевич Калмыков рассказывает, что отец всегда гордился тем, что живет и работает на укрепление могущества Советского Союза.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer