Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Разрешение на взлет. О причинах закрытия майкопского аэропорта и попытках его возрождения


8 мая 2014 года Дмитрий Мирошников, ФедералПресс


«В Адыгее появится свой аэропорт» – новость, которая будоражит местные СМИ хоть и не часто, но с завидной постоянностью. Один-два раза в год чиновники правительства Адыгеи, представители «Курортов Северного Кавказа» или Министерства транспорта РФ сообщают журналистам о планах строительства аэропорта под Майкопом, способного перехватить часть пассажиропотока у воздушных гаваней Кубани. Пока же планы по строительству остаются только планами. Но самое интересное, что майкопский аэропорт работал до второй половины нулевых годов. В чем причина прекращения воздушных пассажирских перевозок в Адыгее и каковы перспективы их возобновления – в материале «ФедералПресс.Юг».

Старый аэропорт Майкоп был построен в середине прошлого века на северной окраине адыгейской столицы. С советских времен здесь базировалось несколько судов Ан-24, совершавших регулярные рейсы в Краснодар и некоторые города СССР. В конце 90-х отсюда начались пассажирские и грузовые полеты в Турцию и Эмираты. Главным недостатком со времен постройки и до закрытия являлась грунтовая взлетно-посадочная полоса, в связи с чем аэродром мог принимать самолеты (Ту-134, Ан-12, Ил-18) только в период устойчивой сухой погоды. Поэтому часть гражданских рейсов некоторое время осуществлялась через расположенный в шести километрах от Майкопа военный аэродром Ханская с твердым покрытием ВПП, когда в аэровокзальном комплексе производилась лишь регистрация на рейс.
 
Собственником аэропорта являлось ОАО «Авиационные линии Адыгеи», которое в свою очередь на 100 % принадлежало правительству республики. До ликвидации в конце 2006 года адыгейской таможни компания совершала грузовые рейсы (с аэродрома совместного базирования в станице Ханской) на арендуемых самолетах в Москву, Ереван, Стамбул, Алеппо. Еще с 90-х годов у компании постоянно возникали проблемы с рентабельностью, долговой нагрузкой и задолженностью по зарплате. В 2007–2008 годах были объявлены два аукциона по продаже акций «Авиационных линий Адыгеи». Но они не состоялись из-за отсутствия заявок от возможных покупателей. А в марте 2008 года Арбитражный суд Адыгеи по заявлению компании ввел на предприятии процедуру наблюдения.
 
Приземленный детектив
 
Росавиация запретила полеты гражданской авиации в Адыгею в сентябре 2009 года из-за серьезных претензий к требованиям по обеспечению безопасности. Тогда же было аннулировано свидетельство о государственной регистрации аэродромов Майкоп и Ханская. К этому моменту авиаперевозки здесь фактически не выполнялись. Примерно в этот же период вокруг аэропорта Майкоп разгорелся скандал из-за крупных объемов контрабанды, проходивших через него при участии местных силовиков. В итоге громкая история вылилась в знаменитое «дело Сюсюры». Напомним, что в октябре 2009 года в Улан-Удэ был задержан министр внутренних дел Бурятии Виктор Сюсюра, ранее занимавший должность главы Азово-Черноморского УВД на транспорте. Министра обвинили в причастности к организации контрабанды через таможни аэропортов Сочи и Майкопа в 2005–2006 годах. Позже фигурантами этого уголовного дела стали несколько руководителей, адыгейские таможенники и сотрудники правоохранительных ведомств Кубани. Следователи считали, что при доставке товара в Россию из Турции, Сирии и ОАЭ самолетами перевозилось значительно большее количество грузов, чем указывалось в документах. А позже незаконно ввезенный товар отправлялся для реализации в Москву (в том числе на Черкизовский рынок). Ряд фигурантов громкого уголовного дела были осуждены. Но расследование против самого Сюсюры и некоторых руководителей адыгейской таможни в итоге было прекращено.
 
В поисках инвестора
 
Но вернемся снова к майкопскому аэропорту. Параллельно с процессом банкротства руководство «Авиационных линий Адыгеи» и правительство республики прилагали усилия по поиску инвесторов, готовых реанимировать гражданскую авиацию региона.
Особые надежды возлагались на проведение зимних Олимпийских игр – 2014 в Сочи, подготовка к которым требовала создания резервных аэропортов. О том, что в качестве такового может выступить майкопский аэровокзальный комплекс, не раз заявляли как республиканские власти, так и руководство «Авиационных линий Адыгеи». Предполагалось, что «олимпийский статус» сможет привлечь крупных инвесторов и финансирование из госбюджета.
 
Так, еще в 2008 году директор «Авиационных линий Адыгеи» Алексей Джабраилов вел переговоры о продаже акций компании с холдингом «Базовый элемент». Приход крупного инвестора, владеющего аэропортами Краснодарского края и собственной авиакомпанией («Авиационные линии Кубани»), мог вдохнуть вторую жизнь в местные авиаперевозки. Однако переговоры были прерваны, а Джабраилов уволен правительством без объяснения причин. СМИ писали следующее: «Джабраилов предполагает, что республиканским властям не нравились его слишком активные переговоры с инвесторами, прежде всего с «Базовым элементом».
 
Еще одним игроком, пытавшимся приобрести «Авиационные линии Адыгеи» и аэропорт Майкоп, была компания «Синдика», связанная с бывшим президентом Адыгеи Арсеном Каноковым. Однако эта сделка также сорвалась из-за финансового кризиса, разыгравшегося в конце 2008 года.
 
Уже после закрытия аэропорта произошла распродажа имущества обанкротившейся компании. Однако майкопский аэропорт так и не был никем куплен и впоследствии оказался заброшенным. Власти республики в 2009–2010 годах выступали с инициативой проведения реконструкции аэродрома за счет средств федерального бюджета России. Но позже они отказались от этой инициативы, поскольку расположение аэропорта Майкоп на границе города перестало соответствовать российским правилам авиабезопасности.
 
Правительство Адыгеи решило сделать ставку на уже упоминавшийся военный аэродром Ханская, откуда до банкротства «Авиационных линий Адыгеи» ранее выполнялись некоторые авиарейсы. Причиной стало требование Главгосэкспертизы о выборе нового места для возрожденного аэропорта. Республиканское руководство начало искать инвестора, готового вложить крупные средства в проект. Предполагалось превратить Ханскую в полноценный аэропорт двойного базирования с необходимой реконструкцией и созданием аэровокзального комплекса. Попутно велись переговоры с Росавиацией о финансировании из госбюджета.
 
Компания «Ленаэропроект» по заказу адыгейских властей даже частично разработала проект аэродрома, включавший макетное расположение взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек, а также экономическое обоснование. Общий объем инвестиций в новый аэропорт в конце 2009 года оценивался в 4–5 млрд рублей, из которых две трети планировалось привлечь от частных инвесторов. Но желающих вложиться в проект тогда не нашлось.
 
Новым серьезным поводом для активизации планов по возрождению воздушных перевозок в Адыгее стало предложение, озвученное в начале 2012 года госкорпорацией «Курорты Северного Кавказа», – модернизировать шесть аэропортов на юге России, в том числе и майкопский. Кроме того представители госкорпорации предлагали создать новую авиакомпанию, которая обслуживала бы аэропорты Кавказа. Тогда о реконструкции аэропорта, которая «вот-вот начнется», сообщило министерство экономического развития республики. Однако дальше разговоров и подготовки программ дело снова не пошло.
 
Последний раз будущее гражданской авиации в республике обсуждали в январе 2014 года во время рабочей встречи членов правительства и главы Адыгеи с заместителями министра регионального развития. Здесь в числе прочего Аслан Тхакушинов объяснил заместителям главы Минрегиона России, что Майкоп по сути находится в транспортном тупике. По его словам, республиканская власть обратилась в Минобороны России с просьбой дать разрешение на использование военного аэродрома в Ханской для гражданских перелетов. Со своей стороны замы министра заверили главу Адыгеи в готовности оказать поддержку и посоветовали сделать ставку на развитие малой авиации.
 
Судя по заявлениям адыгейских чиновников, идея возродить аэропорт под Майкопом не покидает руководителей республики. Причем основные проекты связываются с развитием курортов Северного Кавказа (в рамках одноименной госкорпорации) и реализацией строительства туристско-рекреационного комплекса «Лагонаки» (совместного проекта республики и Краснодарского края).
Правда, по мнению адыгейских властей, именно постройка нового аэровокзального комплекса должна стать одним из шагов в развитии туризма. При этом опыт предыдущих лет показал, что инвесторы не спешат в крупные инфраструктурные проекты, не видя условий для финансовой отдачи в среднесрочной перспективе. А отсутствие развитой туристической инфраструктуры и небольшая численность населения республики как раз препятствуют этой отдаче.
 
В то же время гипотетическое строительство нового аэропорта под Майкопом может принести свои плюсы. Первый из них – рейсы по тем направлениям, которые не осуществляются из Краснодара. Так, некоторые российские авиакомпании получили ряд допусков на полеты по определенным маршрутам, например, Краснодар – Стамбул, однако в силу некоторых причин не спешат начинать полеты. Наличие нового аэропорта, расположенного к тому же в другом регионе, но недалеко от Краснодара, могло бы решить эту проблему.
 
Кроме того, аэропорт Майкоп мог бы стать «дублером» Краснодарского авиаузла, взять на себя выполнение части рейсов в крупные города, а также исполнять роль запасного аэродрома на время непогоды (сейчас эту функцию осуществляют аэропорты Анапы, Ростова-на-Дону и Минеральных Вод). К тому же идея развития туристического кластера совместно с Краснодарским краем выглядит тоже здраво. Горные районы Адыгеи и Краснодарского края потенциально могли бы стать популярным и привлекательным курортным регионом. Именно таким видится проект «Лагонаки» – горнолыжного курорта международного уровня, способного принимать единовременно до 20 тысяч туристов и экскурсантов. И наличие аэропорта, рассчитанного на развитие туристической отрасли двух регионов, могло бы значительно увеличить туристический поток.
 
Однако после проведения зимней Олимпиады в Сочи и присоединения Крыма значительные финансовые потоки как из российского, так и из краевого бюджета направляются на поддержание и развитие курортной индустрии российского Причерноморья. Смогут ли федеральные и региональные власти в данных условиях развивать горную отрасль Кубани и Адыгеи, пока не ясно. А значит перспективы реализации подобных проектов, а вместе с ними и строительства нового аэропорта под Майкопом по-прежнему остаются туманными.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer