Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Беспилотники для Астаны


10 июня 2014 года Денис Федутинов, Военно-промышленный курьер


Салон вооружений и военной техники KADEX в Астане прошел в третий раз и уже может именоваться традиционным. Казахстан в последние несколько лет вел целенаправленную работу по модернизации и переоснащению своих вооруженных сил. И несмотря на то, что число заказов несколько снизилось, сюда стремятся оборонные компании из разных стран мира. По итогам трех выставок можно отметить, что особый интерес для местных военных представляют новейшие системы вооружений и военной техники. Об этом свидетельствует разнообразие представленных беспилотных авиационных систем.

Израиль
 
В первую очередь среди стран-участниц стоит упомянуть Израиль. У признанного «законодателя мод» в области беспилотной техники давний интерес к казахстанскому рынку. В этом году, как и прежде, на салоне присутствовала вся «большая тройка» израильских производителей систем БЛА: IAI, Elbit и Aeronautics.
 
Компания IAI, в частности, выступила с проектом комплексной системы безопасности, которая включала беспилотные летательные аппараты как один из компонентов. Любопытно, что в качестве примера был показан аппарат Heron. Стоит отметить, что интерес к нему некоторое время демонстрировало наше Министерство обороны. Однако разрешения израильских властей на поставку в Россию получено не было, несмотря на то, что к тому моменту уже активно развивалось сотрудничество в части беспилотных систем более легкого класса. В отношении Казахстана, видимо, действуют менее суровые ограничения.
 
Участвовал в KADEX и традиционный оппонент IAI в международных тендерах по системам БЛА – израильская же компания Elbit. В статике можно было увидеть элбитовский тактический БЛА Hermes 450, который по характеристикам приближается к диапазону MALE.
 
Как и IAI, Elbit весьма активна на постсоветском пространстве. Системы Hermes 450 в свое время приобрела Грузия. В 2008 году они были закуплены Азербайджаном (12 сентября 2011-го один Hermes 450 был сбит над Нагорным Карабахом). В числе заказчиков и Казахстан. Здесь эти системы используются для целеуказания ракетным системам залпового огня «Найза», созданным для Казахстана израильской корпорацией Israel Military Industries (IMI).
 
В павильоне компании «Казахстан инжиниринг» был выставлен БЛА SkyLark. По-видимому, уже организовано его производство на территории Казахстана. Любопытно, что эти комплексы демонстрировались на параде, прошедшем в Астане 7 мая этого года, посвященном Дню защитника Отечества.
 
Третья израильская компания – Aeronautics на авиасалоне была представлена двумя беспилотными системами: Orbiter II и Orbiter III. Также демонстрировалась аэростатная система Skystar 300, которая, как утверждают в компании Aeronautics, способна осуществлять устойчивое наблюдение с высоты 300 метров.
 
Необходимо отметить, что компания сохраняет здесь свое присутствие, несмотря на скандалы, имевшие место несколько лет назад. В 2008 году Aeronautics поставила Казахстану партию систем БЛА. По-видимому, речь шла о системах Orbiter и Aerostar. Однако спустя короткое время военные предъявили компании претензии, назвав поставленные системы устаревшими. В рамках расследовавшегося дела был арестован гражданин Израиля Борис Шейнкман, представлявший в Казахстане интересы четырех компаний, в числе которых Aeronautics и Elbit. Под подозрение попал экс-замминистра обороны страны Кажимурат Маерманов, бывший в приятельских отношениях с Шейнкманом. Цепь подобных скандальных историй, тянущаяся за компанией Aeronautics, наверное, не позволила компании заключить договор с Министерством обороны России на поставку беспилотных систем Orbiter, Aerostar и Skystar.
 
Помимо «Казахстан инжиниринг» в KADEX участвовали и другие компании, сотрудничающие с израильскими фирмами. К примеру, TACTIC PRO является официальным представителем целого ряда компаний, специализирующихся на военных и парамилитарных разработках. В частности, на объединенном стенде был представлен беспилотный комплекс Davinci израильской компании Fluing Production Ltd с аппаратом вертикального взлета-посадки, выполненным по мультироторной схеме. Аппарат достаточно крупный для БЛА такого класса и имеет возможность поднимать до 5,6 килограмма полезной нагрузки, оставаясь в воздухе до полутора часов и передавая данные в радиусе до 10 километров.
 
США
 
Соединенные Штаты, лидирующие сегодня в области систем БЛА в мире, достаточно ревностно относятся к передаче подобных технологий в другие страны. Но, похоже, ситуация меняется. США, видя наличие спроса на беспилотные авиационные системы на мировых рынках, сопровождающееся падением собственных закупок, а также имея перед собой яркий пример Израиля, сумевшего эффективно коммерциализировать это направление, пытаются также включиться в этот процесс.
 
В Казахстане, в частности, был представлен средневысотный БЛА большой продолжительности полета Predator XP. Индекс в наименовании модели обозначает экспортную версию системы, которая поставляется вооруженным силам США, а также американским партнерам по НАТО.
 
Этот БЛА дебютировал около полутора лет назад на выставке вооружений и военной техники IDEX в ОАЭ. Достоверно известно, что на этом БЛА в отличие от многоцелевой системы MQ-1, эксплуатируемой американскими военными, отсутствует возможность размещения на борту оружия. По-видимому, есть и другие ограничения, в числе которых, вероятно, интеграция с наземными ударными средствами. И все же даже при этом экспортный вариант системы Predator сохраняет в себе многие особенности основной версии. Здесь также используются РЛС с синтезированной апертурой Lynx, программный пакет Claw для обработки и анализа полученных с борта разведданных. Кроме того, в комплектацию входит наземная станция управления, что поставляется с другими современными БЛА компании General Atomics.
 
Несмотря на то, что General Atomics не привезла на выставку натурный образец, а ограничилась лишь демонстрацией уменьшенной модели на стенде, вскоре после окончания выставки появилась информация о том, что между компанией General Atomics и «Казахстан инжиниринг» подписано соглашение, подразумевающее планы казахской стороны взять систему Predator XP в лизинг для проведения испытаний и оценки.
 
Турция
 
Большое внимание салону уделила Турция. В числе предлагаемых оборонной промышленностью этой страны систем были и беспилотники. В частности, экспонировалась уменьшенная модель средневысотного БЛА большой продолжительности полета Anka разработки Turkish Aerospace Industries (TAI).
 
Об успешном завершении летных испытаний БЛА Anka компания-разработчик сообщила в начале 2013 года. Известно, что на заключительном этапе испытаний во время 18-часового полета, проходившего в сложных климатических условиях при сильном ветре, была продемонстрирована способность передавать данные на расстояние до 200 километров. Позже стало известно, что Секретариат оборонной промышленности Турции подписал с компанией TAI контракт на серийное производство 10 БЛА.
 
Турция, на протяжении последних лет активно развивающая собственные проекты подобных систем, видимо, хотела бы компенсировать часть издержек по этим проектам за счет экспортных поставок. Как сообщалось, первым иностранным заказчиком беспилотников Anka должен стать Египет, в планах которого приобрести 10 систем. Очевидно, что в TAI с определенными надеждами смотрят и на другие страны, в том числе на постсоветском пространстве.
 
ОАЭ
 
В этом году на выставке впервые присутствовала Adcom Systems из ОАЭ. Компания продвигает проект MALE-класса United 40, а также систему, относимую представителями фирмы к HALE – Global Yabhon. Последний из упомянутых БЛА был впервые показан в 2013 году на авиасалоне в Дубае.
 
Есть данные, что системой United 40 интересуются российские военные. По словам руководителя компании Adcom доктора Али Аль Дхахери, несмотря на то, что планировавшаяся на февраль текущего года поставка БЛА в Россию для проведения испытаний не состоялась, процесс переговоров продолжается.
 
Очевидно, что для продвижения своих беспилотных систем на внешних рынках Adcom Systems крайне важна поставка этих БЛА какому-либо стартовому заказчику. Вероятно, определенные надежды в компании связывают как раз с Казахстаном. Пока же, по неподтвержденным данным, единственным эксплуатантом United 40 является ООН, по-видимому, получившая его безвозмездно.
 
Китай
 
КНР, ранее активно закупавшая военную технику, сейчас переходит к продвижению собственных разработок. На KADEX был замечен макет тактического БЛА самолетного типа ASN-209. Беспилотник массой 320 килограммов способен нести полезную нагрузку до 50 килограммов. Дальность действия составляет 200 километров. Системы с 2009 года стоят на вооружении НОАК, где используются в интересах подразделений артиллерийской разведки.
 
Принимая во внимание подход Казахстана к организации сборочных производств, можно предположить, что нечто подобное может быть реализовано и в данном случае. По крайней мере китайский производитель данной системы – компания ASN Technology практикует аналогичный подход. Так, в 2012-м она продала Египту лицензию на производство 12 подобных систем.
 
На салоне выставлялся и проект легкого беспилотного вертолета Z-5. Он создан в 60-м научно-исследовательском институте НОАК. Впервые был показан публике в 2011 году на выставке Aviation Expo China.
 
В военной модификации вертолет имеет как разведывательно-наблюдательные, так и ударные возможности. Что касается последнего, то известно, что он способен нести две управляемые ракеты WJ-600. В гражданской версии такой вертолет может применяться для мониторинга земной поверхности.
 
Другие страны
 
Несмотря на то, что присутствие на KADEX европейских стран было значительным, беспилотные системы оказались представлены слабо.
 
Польская компания ITWL рекламировала два комплекса с БЛА. Первый из них включал аппарат самолетного типа мини-класса достаточно оригинальной конструкции с расположенным в середине фюзеляжа винтом в кольце. Комплекс предназначается для использования в армейских подразделениях нижнего звена для разведки «за холмом» на дальностях до пяти километров.
 
Второй представлял собой комплекс с БЛА вертолетного типа. Достаточно крупный вертолет ILX-27 с максимальной взлетной массой порядка 1100 килограммов по своему классу приближается к американскому Fire Scout. БЛА дебютировал на польской выставке MSPO 2013. Он предназначен в первую очередь для поддержки операций спецподразделений в городских условиях и горах. В числе других задач БЛА может выполнять разведку, транспортировку грузов, эвакуацию персонала, мониторинг различных инфраструктур и патрулирование границ. Кроме того, беспилотник оснащается контейнером с ракетным вооружением. Аппарат может взять на борт до 300 килограммов полезной нагрузки.
 
Собственные проекты
 
Среди казахстанских проектов БЛА следует отметить несколько. Большая часть военных разработок, включая беспилотные системы, демонстрировалась в павильоне «Казахстан инжиниринг» – национальной компании, обеспечивающей интересы государства в развитии оборонной отрасли, производстве военно-промышленной продукции, оборудования для нефтегазодобычи и т. п.
 
Беспилотные комплексы тактического класса были представлены аппаратом «Беркут». Сорокакилограммовая машина с крылом размахом около пяти метров, по заявлению представителей компании-разработчика, способна оставаться в воздухе до 10 часов, выполняя полеты в радиусе до 200 километров.
 
Малоразмерные БЛА самолетного типа были представлены 1,5-килограммовым аппаратом мини-класса «Каршыга» и БЛА микро-класса «Шыбын». Оба выполнены по нормальной самолетной схеме. Однако если первый из них мало чем выделяется среди систем аналогичного класса, коими наводнен рынок, то второй интереснее. Это совсем миниатюрный аппарат взлетной массой всего 350 граммов.
 
Не осталась неохваченной в «Казахстан инжиниринг» и популярная сегодня тематика мультироторных систем – на KADEX можно было увидеть целое семейство из трех мини-БЛА «Инелик».
 
Заключение
 
Подводя итог, можно отметить, что в том или ином виде на салоне были представлены все типы и классы беспилотных авиационных систем, начиная от миниатюрных и заканчивая классом MALE. Подобное разнообразие объясняется двумя основными факторами. Во-первых, это потребности Казахстана, обусловленные задачей по защите и обеспечению безопасности достаточно обширных просторов страны и некоторым сохраняющимся дефицитом современных систем военной техники. Во-вторых, это, конечно, возможности Астаны по закупкам подобной продукции.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer