Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Куда долетит "Добролет"


2 июня 2014 года Артем Никитин, КоммерсантЪ


Авиабилет по цене плацкарты больше не мечта: такси до Шереметьево теперь стоит столько же, сколько полет в Крым.

Можно сколько угодно редактировать географические карты и менять номера на автомобилях, но действительно присоединить Крым к России удалось, только когда появилась возможность слетать туда за 1-3 тыс. руб. "Добролет" (низкобюджетный перевозчик "Аэрофлота") 26 мая произвел настоящий фурор: билеты скуплены на несколько месяцев вперед, а сайт авиакомпании наплыва посетителей не выдержал и на некоторое время даже упал. Максимальная цена в одну сторону (3,5 тыс. руб.) всего на 350 руб. превысила стоимость плацкарты РЖД, которая предполагает дорогу до Крыма на перекладных (поезд—автобус—паром—автобус). А минимальная — вообще 979,5 руб.
 
Крым стал прекрасной иллюстрацией давнего спора экономистов — что первично, транспортная доступность (connectivity) или экономическая привлекательность региона. Судя по всему, для россиян решающим фактором стали не развитость туристической инфраструктуры Крыма или телевизионный пиар, а стоимость и удобство.
 
Появление "Добролета" на рынке ждали больше года: благодаря усилиям гендиректора "Аэрофлота" Виталия Савельева под него серьезно поправили Воздушный кодекс, разрешив продавать невозвратные билеты и допустив в Россию иностранных пилотов. Осталось разрешить не включать в стоимость билета обязательное питание и провоз багажа — и полный набор законодательной базы для работы в России лоукостера будет готов. Считается, что во многом из-за отсутствия в стране общеевропейских норм, позволяющих снижать стоимость билетов, и погорели несостоявшиеся конкуренты "Добролета" — SkyExpress и "Авианова".
 
Однако и этого недостаточно, чтобы "Добролет" безболезненно вышел на самоокупаемость. По данным Счетной палаты, на топливо, заправку, навигацию, стоянку и прочие услуги приходится 53% всех расходов "Аэрофлота". Из-за монополизма стоимость обслуживания в региональных российских аэропортах часто в 10-20 раз выше, чем в азиатских. Плохая инфраструктура приводит к тому, что самолеты слишком много времени проводят на земле. Для лоукоста, бизнес-модель которого предполагает постоянное нахождение в воздухе (для этого нужны новые самолеты, так как любая поломка — это задержка, а задержка — это стоянка и бешеные деньги), это непозволительная роскошь. Наконец, бюджетные авиалинии в свое время были добиты высокими ценами на авиакеросин: в аэропортах процветал если не монополизм заправщиков, то сговор: все они брали топливо из одного НПЗ в регионе.
 
От части трудностей "Добролет" избавит богатая материнская компания: можно снизить цены на топливо за счет оптовых закупок, а из дорогого Шереметьево переехать в новый аэропорт Раменское. Не почувствует лоукостер и недофинансирования, из-за которого обанкротилась SkyExpress.
 
Куда труднее будет решить проблему излишней централизации российской экономики вокруг Москвы. Многих межрегиональных рейсов просто не существует, и порой из одного сибирского города в другой приходится лететь через Москву. Модель лоукоста не позволит летать дальше чем за 1,5-2 тыс. км от столицы. В 2014 году помимо Симферополя "Добролет" будет летать в Санкт-Петербург, Самару, Пермь, Уфу и Екатеринбург. К 2015 году число направлений вырастет до 12, а к 2016-му — до 26, что позволит охватить большинство городов Центральной России.
 
Однако Россия слишком сильно вытянута вширь, и для освоения регионов Сибири и Дальнего Востока нужно строить еще несколько базовых аэропортов (в зарубежной практике такое встречается редко). Или создавать еще несколько лоукостеров.
 
Аэропорты и авиакомпании объясняют монополизм отсутствием спроса. Мол, зачем нам летать из Иркутска в Хабаровск, если их жителям это неинтересно. Однако экономисты из Oxford Economics доказывают, что удобное и доступное авиасообщение может само по себе влиять на экономический рост. Пример тому — Дубай, где вклад connectivity в ВВП страны эксперты оценивают в $2,5 млрд в год. Увеличение транспортной доступности на 10% ежегодно добавляет к ВВП ЮАР около $144 млн (1,5 млрд рандов), подсчитали в Oxford Economics. В эти суммы входят и рост инвестиций, и увеличение турпотока, и рост производительности труда. Вена заполучила штаб-квартиры многих международных организаций во многом потому, что позиционировала себя как центр Европы, откуда до любой точки Старого Света — не более трех часов лету.
 
Так что Крым Крымом, но в России 85 регионов. Многие из них значительно бы выиграли, если бы туда можно было легко и дешево добраться, и не только из Москвы.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer