Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Куда долетит "Добролет"


2 июня 2014 года Артем Никитин, КоммерсантЪ


Авиабилет по цене плацкарты больше не мечта: такси до Шереметьево теперь стоит столько же, сколько полет в Крым.

Можно сколько угодно редактировать географические карты и менять номера на автомобилях, но действительно присоединить Крым к России удалось, только когда появилась возможность слетать туда за 1-3 тыс. руб. "Добролет" (низкобюджетный перевозчик "Аэрофлота") 26 мая произвел настоящий фурор: билеты скуплены на несколько месяцев вперед, а сайт авиакомпании наплыва посетителей не выдержал и на некоторое время даже упал. Максимальная цена в одну сторону (3,5 тыс. руб.) всего на 350 руб. превысила стоимость плацкарты РЖД, которая предполагает дорогу до Крыма на перекладных (поезд—автобус—паром—автобус). А минимальная — вообще 979,5 руб.
 
Крым стал прекрасной иллюстрацией давнего спора экономистов — что первично, транспортная доступность (connectivity) или экономическая привлекательность региона. Судя по всему, для россиян решающим фактором стали не развитость туристической инфраструктуры Крыма или телевизионный пиар, а стоимость и удобство.
 
Появление "Добролета" на рынке ждали больше года: благодаря усилиям гендиректора "Аэрофлота" Виталия Савельева под него серьезно поправили Воздушный кодекс, разрешив продавать невозвратные билеты и допустив в Россию иностранных пилотов. Осталось разрешить не включать в стоимость билета обязательное питание и провоз багажа — и полный набор законодательной базы для работы в России лоукостера будет готов. Считается, что во многом из-за отсутствия в стране общеевропейских норм, позволяющих снижать стоимость билетов, и погорели несостоявшиеся конкуренты "Добролета" — SkyExpress и "Авианова".
 
Однако и этого недостаточно, чтобы "Добролет" безболезненно вышел на самоокупаемость. По данным Счетной палаты, на топливо, заправку, навигацию, стоянку и прочие услуги приходится 53% всех расходов "Аэрофлота". Из-за монополизма стоимость обслуживания в региональных российских аэропортах часто в 10-20 раз выше, чем в азиатских. Плохая инфраструктура приводит к тому, что самолеты слишком много времени проводят на земле. Для лоукоста, бизнес-модель которого предполагает постоянное нахождение в воздухе (для этого нужны новые самолеты, так как любая поломка — это задержка, а задержка — это стоянка и бешеные деньги), это непозволительная роскошь. Наконец, бюджетные авиалинии в свое время были добиты высокими ценами на авиакеросин: в аэропортах процветал если не монополизм заправщиков, то сговор: все они брали топливо из одного НПЗ в регионе.
 
От части трудностей "Добролет" избавит богатая материнская компания: можно снизить цены на топливо за счет оптовых закупок, а из дорогого Шереметьево переехать в новый аэропорт Раменское. Не почувствует лоукостер и недофинансирования, из-за которого обанкротилась SkyExpress.
 
Куда труднее будет решить проблему излишней централизации российской экономики вокруг Москвы. Многих межрегиональных рейсов просто не существует, и порой из одного сибирского города в другой приходится лететь через Москву. Модель лоукоста не позволит летать дальше чем за 1,5-2 тыс. км от столицы. В 2014 году помимо Симферополя "Добролет" будет летать в Санкт-Петербург, Самару, Пермь, Уфу и Екатеринбург. К 2015 году число направлений вырастет до 12, а к 2016-му — до 26, что позволит охватить большинство городов Центральной России.
 
Однако Россия слишком сильно вытянута вширь, и для освоения регионов Сибири и Дальнего Востока нужно строить еще несколько базовых аэропортов (в зарубежной практике такое встречается редко). Или создавать еще несколько лоукостеров.
 
Аэропорты и авиакомпании объясняют монополизм отсутствием спроса. Мол, зачем нам летать из Иркутска в Хабаровск, если их жителям это неинтересно. Однако экономисты из Oxford Economics доказывают, что удобное и доступное авиасообщение может само по себе влиять на экономический рост. Пример тому — Дубай, где вклад connectivity в ВВП страны эксперты оценивают в $2,5 млрд в год. Увеличение транспортной доступности на 10% ежегодно добавляет к ВВП ЮАР около $144 млн (1,5 млрд рандов), подсчитали в Oxford Economics. В эти суммы входят и рост инвестиций, и увеличение турпотока, и рост производительности труда. Вена заполучила штаб-квартиры многих международных организаций во многом потому, что позиционировала себя как центр Европы, откуда до любой точки Старого Света — не более трех часов лету.
 
Так что Крым Крымом, но в России 85 регионов. Многие из них значительно бы выиграли, если бы туда можно было легко и дешево добраться, и не только из Москвы.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer