Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Око-1" лишилось зрения


25 июня 2014 года Иван Сафронов, КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ", Министерство обороны РФ лишилось последнего геостационарного спутника системы обнаружения стартов баллистических ракет "Око-1", являющейся частью системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Аппарат 71Х6, выведенный на орбиту в марте 2012 года, отработал из-за возникших неполадок не пять-семь лет, как планировалось, а только два года. Еще в 2005 году сами военные называли эти спутники "безнадежно устаревшими".

О том, что последний аппарат 71Х6, запущенный под кодовым обозначением "Космос-2479", был утерян, "Ъ" рассказал источник в военном ведомстве. По его словам, неполадки проявились еще в начале года, когда начали сбоить импортные аккумуляторные батареи спутника. "Проводились все необходимые реанимационные мероприятия, но к успеху они не привели",— говорит он. В апреле ситуация стала критической: 71Х6 перестал подавать сигналы и оказался де-факто неуправляемым. В итоге, по сведениям "Ъ", в том же месяце было принято решение о снятии аппарата с боевого дежурства, оформленное позже в виде соответствующего приказа. В пресс-службе Научно-производственного объединения (НПО) имени Лавочкина, отвечавшего за создание спутника, "Ъ" сообщили, что не уполномочены обсуждать военные программы. А официальные представители войск воздушно-космической обороны (именно в их ведении находится Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами имени Титова) дать четкий ответ о нынешнем состоянии 71Х6 не смогли.
 
Последний из восьми аппаратов серии был передан военным от НПО имени Лавочкина в рамках государственного оборонного заказа 2011 года — об этом в свое время открыто заявлял предыдущий первый замминистра обороны РФ Александр Сухоруков. По сведениям "Ъ", спутник обошелся военным более чем в 1,5 млрд руб., а сроки его изготовления составляли почти два года. Причем собирался он буквально с миру по нитке: для достройки были использованы все имевшиеся в распоряжении запасные части. Судьбу этого аппарата источники "Ъ" в космической отрасли с самого начала оценивали скептически, однако деньги на него Минобороны выделило, и на орбиту он был доставлен. Ожидаемое время активного существования спутников этого типа оценивалось в пять-семь лет, но более пяти лет смогли продержаться только два из восьми, запущенных с 1991 года ("Космос-2224" и "Космос-2379").
 
Сейчас у российских военных на геостационарной орбите не осталось ни одного спутника системы "Око-1", хотя для полноценной ее работы требуется как минимум два аппарата. Предыдущий 71Х6 под обозначением "Космос-2440" был запущен 26 июня 2008 года, однако проработал только до февраля 2010-го. По данным "Ъ", на высокоэллиптической орбите у системы "Око-1" сейчас находятся два других аппарата — 73Д6. Они пока функционируют штатно, но для полноценной работы необходимо наличие шести спутников. В итоге, как признался собеседник "Ъ" в Минобороны, они способны выполнять свои задачи лишь три часа в сутки.
 
Примечательно, что еще в 2005 году высокопоставленные военные не стеснялись критиковать эту спутниковую систему. Занимавший на тот момент пост заместителя командующего космическими войсками по вооружению генерал Олег Громов, выступая в Совете федерации, прямо заявил: "Мы даже не можем восстановить на орбите минимально необходимый состав аппаратов системы предупреждения о ракетном нападении за счет проведения запусков безнадежно устаревших спутников 71Х6 и 73Д6".
 
В октябре 2011 года командующий войсками ВКО генерал Олег Остапенко (сейчас возглавляет Роскосмос) сказал, что военные будут "не обновлять космический эшелон, а создавать новую единую космическую систему" (ЕКС), которая возьмет на себя функции по предупреждению о ракетном нападении. По словам источника "Ъ" в военном ведомстве, на сегодняшний день ведется активная работа по обустройству центрального командного пункта СПРН в Серпухове-15 под новые задачи. Военные также в 2012 году выделили деньги на создание абсолютно новых аппаратов для ЕКС, но о том, что сделано в области космического эшелона СПРН за последние два года, Минобороны не сообщало.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBTbK3
Перевозка грузов: http://perevozki.youdo.com/arenda/avtokran/, смотреть здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer