Пятка-накладка
География обширна. Проще сказать, где сейчас не работают ютэйровские вертолётчики – это Северная Америка и Австралия. А раньше и там отметились. Африку, Южную Америку, Азию и Европу давно обжили. Само собой, в России они вне конкуренции. Потому на выставке вертолётной индустрии HeliRussia-2014 сотрудники компании выглядели несуетно. Спокойные переговоры, встречи. Я поинтересовался у пресс-секретаря группы компаний «ЮТэйр» Елены Галановой, не считает ли она участие в выставке потерей времени и денег:
– Помимо подписания двух только на первый взгляд малозначимых соглашений выставка даёт возможность встретиться почти со всеми действующими лицами вертолётного бизнеса, производителями техники и оборудования.
Таких масштабных мероприятий в мире всего три, и одно из них едва ли не самое представительное – HeliRussia. Вот, например, одно из «малозначимых» соглашений, привожу сухие строчки пресс-релиза: «Между ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг» (Россия), DART Aerospace (Канада) и ООО «Хелиатика» (Россия) подписано трёхстороннее соглашение о сотрудничестве, в рамках которого «ЮТэйр» будет не только закупать оборудование фирмы DART для своего парка вертолётов AS 350 и AS 355 производства Airbus Helicopters (ранее – Eurocopter), но и оказывать сторонним заказчикам услуги по установке».
Что это значит? В парке авиакомпании 24 вертолёта AS 350 и AS 355 производства Airbus Helicopters, которые используются для перевозки VIP-пассажиров, обслуживания нефтегазового комплекса, обследования нефтепроводов, а также грузоперевозок. Но иногда возникают ситуации, когда надо лететь, а там, на месте приземления, мокрый снег или грязь по колено. Посадка невозможна! Но любой человек скажет – наденьте лыжи. Ан нет, вертолёт, как и самолёт, – такая штука, где любое самостоятельное изменение конструкции жестоко карается надзорными органами и производителем. Всё должно быть сертифицировано, до последнего болта и обивки сидений. Любое поставляемое оборудование обязано быть одобрено Авиационным Регистром Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК). Вот тут и возникают фирмы, которые разрабатывают дополнительное оборудование, испытывают его, сертифицируют и предлагают авиаторам.
Соглашение, что подписала «ЮТэйр», предусматривает закупку дополнительных топливных баков, которые повышают дальность полёта на 25%, подвесных корзин, рассчитанных на 150 кг полезного груза, и посадочных пяток-накладок на шасси, с которыми воздушное судно может выполнять посадку на снег и мягкий грунт.
Клиенту надо лететь как можно дальше, например на буровую платформу в море. Арендовать крупный и оттого дорогой Ми-8 или Ми‑17, добивающий до платформы, – невыгодно. А с дополнительным баком AS 350, допустим, укладывается по дальности. Вперёд, все довольны. То же можно сказать и про подвесные корзины – самопальная «сетка-гамак» в авиации не прокатит.
Использование оборудования DART позволит «ЮТэйр» предложить своим клиентам расширенные возможности эксплуатации вертолётов. Заодно готовы оснастить опциями вертолёты других владельцев. Как объяснила Елена, дополнительным оборудованием совсем не обязательно оснащать все машины компании. Оно быстросъёмное, достаточно иметь несколько комплектов «в кладовке». Так что «пятка-накладка» – вещь очень серьёзная. Особенно на северах.
Право на учёбу надо доказать
В пятницу продлили ещё на три года соглашение между Центром подготовки персонала авиакомпании «ЮТэйр» в Тюмени и Airbus Helicopters о совместной подготовке пилотов и инженерно-технического персонала для работы на вертолётах этого производителя. Это единственный учебный центр в мире, принадлежащий внешнему партнёру Airbus Helicopters. За три года работы сотрудничества 106 пилотов и 103 инженера прошли обучение для работы на вертолётах AS 350B3 и 355N/NP. «ЮТэйр» учит и для себя, и для других компаний, владеющих аналогичной техникой.
«Большое количество пилотов, прошедших обучение в Центре Airbus Helicopters, демонстрирует его успешность. Центр подготовки предоставляет высококвалифицированные услуги по обучению пилотов на наших вертолётах в России, и мы гордимся, что «ЮТэйр» является нашим партнёром», – заявила Лоранс Риголини, генеральный директор компании «Airbus Helicopters Восток».
За тожественными речами стоит большая и рискованная работа – авиационный бизнес очень затратный. В 2011 г. Airbus Helicopters, тогда ещё «Еврокоптер», рисковал репутацией (а вдруг русские партнёры накосячат, начнут выдавать свидетельства и сертификаты направо и налево?). «Рынок стремительно развивается, наши заказчики нуждаются в современных услугах. Совместная послепродажная работа с Airbus Helicopters является нашим ключевым конкурентным преимуществом, в связи с чем мы довольны продлением сертификата. Мы намерены продолжать наше сотрудничество», – сообщил Андрей Мартиросов, генеральный директор авиакомпании «ЮТэйр». И все довольны…
Из досье «АН»
«ЮТэйр» – вертолётная империя
Авиакомпания является крупнейшим в мире оператором по величине и грузоподъёмности вертолётного флота, насчитывающего более чем 350 вертолётов разных типов – преимущественно семейства «Миль» и Airbus Helicopters. Вертолёты компании выполняют широкий спектр авиационных работ, в том числе повышенной сложности, в интересах традиционных заказчиков, прежде всего крупнейших предприятий нефтегазовой отрасли. Вертолёты «ЮТэйр» обеспечивают транспортировку крупногабаритных грузов, пассажирские и VIP-перевозки, лесоавиационные и аэровизуальные полёты, транспортные и монтажные работы, облёт трубопроводов и линий электропередачи, санитарные рейсы и поисково-спасательные работы.
С 1991 г. «ЮТэйр» является основным поставщиком авиатранспортных услуг для гуманитарных миссий ООН. В условиях высокой международной конкуренции группа «ЮТэйр» остаётся крупнейшим подрядчиком авиатранспортных работ для этой международной организации.
О перспективном скоростном вертолёте
Спрашиваю Елену Галанову, что крупнейшие «вертолётовладельцы» думают по поводу скоростных вертолётов (ПСВ) средней грузоподъёмности, о которых сегодня так много говорят. Конечно, увеличить скорость перелётов интересно – это факт, не требующий доказательств. И многое зависит от того, насколько удачными получатся первые машины. То, что «Вертолёты России» всерьёз занялись «скоростной» тематикой – это здорово: придут новые технологии, новые возможности. А пока клиенты «ЮТэйр», для которых вертолёт является инструментом бизнеса, одним из этапов производственной цепочки, вполне удовлетворены существующей скоростью. Можно предположить, что сначала на рынке должен появиться продукт с определёнными техническими и экономическими характеристиками, ценой, а уже следом бизнес будет присматриваться к новой технике:
– Мы работаем со многими заказчиками и, естественно, провели свой собственный мониторинг. Организовали даже пару конференций – нужны ли нам такие вертолёты. И по всему выходит, что для наших основных клиентов такой показатель вертолёта, как скорость, пока находится не на первом месте по приоритету. А с грузом на внешней подвеске высокая скорость вообще противопоказана.
Можно совершенно точно предположить, что скоростные вертолёты, максимальная скорость которых приблизится к скорости турбовинтовых самолётов, таких как Ан-24, будут с интересом восприняты силовыми структурами. Тем же пограничникам скорость не помешает, Минобороны, МЧС. То есть там, где часто счёт идёт на секунды и минуты и от скорости, времени в пути зависит человеческая жизнь. И конечно, VIP-перелёты. Крупный бизнес заинтересован использовать время максимально продуктивно, и потери его для перемещений из пункта А в пункт Б часто воспринимает как личную трагедию. Знаю, что давняя идея создать сверхзвуковой бизнес-джет, своего рода уменьшенный вариант Ту-144, идёт от таких людей. И конечно, от скоростного вертолёта не откажутся руководители государства – им по должности положено.
Насколько известно, на разработку ПСВ предполагается выделить 7 млрд. рублей. Но уже сегодня ясно, что проект расходится на два направления: скоростное и обычное. Как выясняется, для одних скорость полёта является определяющей характеристикой летательного аппарата. А для других пользователей вертолётных услуг важнее стоимость лётного часа, грузоподъёмность, экономичность, всепогодность и надёжность.